Управление доходами в торговле. Методы прогнозирования дохода от реализации товаров в торговых организациях
Анализ. Основная цель – поиск возможностей снижения затрат и определение перспектив их изменения в плановом периоде.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
• устанавливается степень выполнения плана по общей сумме и уровню расходов, а также в разрезе статей;
• определяется динамика суммы, уровня расходов в целом по организации и в разрезе статей расходов;
• производятся расчет и оценка влияния основных факторов на сумму и уровень расходов;
• измеряется влияние расходов на основные результаты хозяйственной деятельности;
• выявляются резервы экономии и пути оптимизации ходов на реализацию.
На уровень и сумму расходов оказывают влияние факторы изменения объема товарооборота. Его расчет производится в следующей последовательности:
Все расходы делятся на условно-постоянные и условно-переменные. Рост товарооборота приводит к увеличению условно-переменных расходов и к изменению уровня условно-постоянных расходов. По этим видам расходов устанавливается относительная сумма экономии или перерасхода путем сравнения пересчитанной суммы расходов по этим статьям с плановой суммой или суммой за базисный период.
Пересчитанная сумма определяется:
∑Усл-пер.расх. = Упер.расх.0 * Т1 / 100
Изменение суммы условно-постоянных расходов обусловлено влиянием др.факторов.
Влияние состава и структуры товарооборота на уровень расходов определяется методом процентных чисел:
Изм.составаТ = ∑ (Уд.вес тов.груп.1 - Уд.вес тов.груп.0) * Ур.расх.тов.груп.0 / 100
Изменение цен и тарифов на уровень расходов в сопоставимых ценах:
Ур.расх.сопост.цен = (Ур.расх.1 – Ур.расх.н) * Iцен + Ур.расх.н
Ур.расх.н – уровень расходов по независимым от цен статьям.
Уровень расходов на реализацию проверяется степенью соответствия динамики изменения индексов развития товарооборота и расходов. Считается обоснованной:
Iч.п. > Iт > Iрасх.
По результатам анализа подготавливается пояснительная записка, в которой отражаются результаты анализа, правомерность изменения показателей и выявляются неиспользованные резервы экономии расходов.
Методы прогнозирования и планирования:
1) Метод технико-экономических расчетов.
Вариант 1: на основании плана товарооборота по отдельным товарам и товарным группам и установленных размеров тооговых надбавок. Сумма и уровень дохода от реализации вначале определяются по каждой товарной группе, а затем в целом по организации.
Др.г. = Тб/НДС * Н / (100 + Н) или Др.г. = Тб/НДС * Ск / 100
Др.г. – сумма дохода от реализации товаров по товарной группе, р.
Тб/НДС – план товарооборота по товарной группе без налогов и сборов, р.
Н – норма торговой (оптовой) надбавки по группе, %
Ск – уровень торговой (оптовой) скидки, пересчитанный через надбавку, %
Вариант 2: на основании заключенных и планируемых договоров на поставку товаров и норм торговых надбавок с учетом звенности товародвижения.
Др.д. = Пд * Н / 100
Др.д. – плановая сумма доходов по заключенному договору, р.
Пд – объем поступления товаров согласно заключенному договору, р.
Вариант 3: на основании планируемого объема товарооборота и среднего уровня дохода от реализации, достигнутого в прошлом периоде или определенного с помощью какого-либо из указанных методов планирования.
2) Расчетно-аналитический метод:
Исходная информация – отчетные данные и материалы изучения динамки уровня дохода от реализации товаров за два предшествующих года. Ожидаемый уровень дохода исчисляется путем умножения уровня дохода, сложившегося за 6 (9) месяцев текущего периода, на усредненное отношение годового уровня дохода к его уровню за 6 (9) месяцев за два предшествующих года.
3) Экономико-статистические методы:
- метод сглаживания дипнамического ряда с помощью скользящей средней.
- коэффициента эластичности суммы дохода от объема товарооборота
Кэ = (ΔДр / Дб) / (ΔТ / Тб)
ΔДр – изменение дохода от реализации в отчетном или текущем периоде по сравнению с базисным
Дб – доход торговой организации в базисном периоде
ΔТ – изменение объема товарооборота в отчетном (текущем) году по сравнению с базисным
Тб – товарооборот в базисном году
ΔДt = ΔТt * Кэ
ΔДt – плановый темп прироста суммы дохода от реализации
ΔТt – темп прироста товарооборота в предстоящем периоде
4) Экономико-математические модели (трендовые, факторные модели)
5) Прогнозирование дохода от реализации товаров исходя из потребности в прибыли, необходимой для финансирования производственного и социального развития организации:
- определяется целевой объем прибыли
Пц = (ЧП * 100) / (100 – Сн)
ЧП –прибыль, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов, р.
Сн – удельный вес налогов и других обязательных платежей в общей сумме прибыли.
- исчисляется доход от реализации = сумма необходимой прибыли и планируемых расходов на реализацию товаров
- розничный товарооборот рассчитывается в трех вариантах: в отпускных ценах без НДС, в розничных ценах без НДС, в розничных ценах с НДС.
- рассчитывается критическая величина дохода (Дкрит.р) и запас финансовой прочности (ЗФП)
Дкрит.р. = Рпост.р / Кпок
Кпок = ( УДр – УРпер.р) / УДр
ЗФП = (Дпл.р – Дкрит.р) / Дпл.р * 100
Рпост.р – сумма условно-постоянных расходов на реализацию товаров
Кпок – коэффициент покрытия
УРпер.р. – уровень условно-переменных расходов на реализацию товаров
Дпл.р. – сумма доходов от реализации по плану.
19. Экономическая сущность, функции и виды прибыли в рыночной экономике. Источники образования прибыли в торговых организациях.
Прибыль – основной показатель оценки результатов деятельности организации, характеризует эффективность функционирования организации.
Как экономическая категория прибыль означает денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников отрасли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства и передаваемого в торговлю через систему торговых надбавок и скидок.
Как экономический показатель прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами торговых организаций.
Функции:
1) оценочная - по размеру прибыли оценивается эффективность деятельности субъектов хозяйствования;
2) распределительная - через прибыль и рентабельность решается задача наиболее эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов деятельности;
3) стимулирующая - получение и рост прибыли являются основными стимулами развития экономики.
Виды:
Экономическая прибыль — разность между доходами и экономическими (явными и неявными) расходами (издержками).
Бухгалтерская прибыль — разность между величиной дохода и явными расходами.
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер при действующих ценах на товары и тарифах — на услуги.
Реальная прибыль — номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции.
Минимальная прибыль обеспечивает организации после уплаты налогов минимальный уровень рентабельности вложенного капитала.
Нормальная прибыль - минимальное вознаграждение предпринимателя, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности.
Недополученная прибыль — это прибыль, которую могла получить организация при более выгодном использовании ресурсов.
Прибыль от реализации товаров — разница между доходами от реализации (за вычетом отчислений, уплачиваемых целевые фонды) и расходами по реализации товаров.
Прибыль от операционной деятельности — разница между операционными доходами и расходами.
Прибыль от внереализационных операций — разница между внереализационными доходами и расходами.
Прибыль (общая прибыль) торговой организации - формируется как сумма прибыли от реализации, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, подлежащая налогообложению по установленной ставке.
Чистая прибыль - разница между общей величиной прибыли и налогами, уплачиваемыми из прибыли.
Источники образования прибыли:
Многочисленные источники образования прибыли в рыночной экономике взаимосвязаны, поэтому достаточно сложно выделить их чистое содержание.
В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товара (услуги) на основе привлечении труда и капитала. Кроме того, источниками образования прибыли выступают предпринимательская способность, внедрение различных инноваций, достижение оптимальных объемов деятельности, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств.
В качестве источников образования прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности торговых организаций выделяют доходы от реализации товаров (продукции, услуг), операционной деятельности и внереализационных операций.
20. Понятие рентабельности торговой организации, методы её измерения и пути повышения. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность. Резервы и пути увеличения прибыли в торговле.
Рентабельность – это относительная величина прибыли. Рентабельными можно признать торговые организации получающие прибыль.
Методы измерения:
1) рентабельность оборота (Реноб) – показывает зависимость величины прибыли от объемов хоз.деятельности, уровня доходов и расходов.
Реноб = Пр / Т * 100
2) экономическая рентабельность (Ренэк) – величина прибыли, полученная на каждый рубль вложенных средств.
Ренэк = П / (ОС + ОбС) * 100
ОС – средняя за период сумма основных средств
ОбС – средняя за период сумма оборотных средств
П –прибыль общая или чистая
3) рентабельность основных средств (Ренос) – величина прибыли, приходящаяся на один рубль основных средств.
Ренос = П / ОС * 100
4) рентабельность оборотных средств (РенОбС) – величина прибыли, приходящаяся на один рубль оборотных средств.
РенОбС = П / ОбС * 100
5) рентабельность реализованной продукции, товаров (Ренр) – величина прибыли, полученная на один рубль текущих затрат.
Ренр = Пр / Рр * 100 Рр – расходы на реализацию
6) рентабельность затрат живого труда (Ренжт)
- величина прибыли, полученная с каждого рубля средств, израсходованных на оплату труда
Ренжт = П / ФЗП * 100
- величина прибыли, приходящаяся на одного работника
Ренжт/ч = П / СЧР
7) рентабельность собственного капитала (Ренкс) – величина чистой прибыли, полученной с одного рубля собственных средств
Ренкс = ЧП / Кс * 100 Кс – собственный капитал
8) рентабельность вложенного капитала (Ренкв) – прибыль, полученная с одного рубля вложенных средств.
Ренкв = П / Кв * 100
9) маржа прибыли (Мп)
Мп = ЧП / Др ЧП – чистая прибыль Др - доходы от реализации
Пути повышения:
- ускорение товарооборачиваемости
- уменьшение массы издержек
- увеличение нормы прибыли путем повышения цен.
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность:
Внешние факторы:
- экономическая ситуация в стране,
- уровень развития экономики,
- обеспеченность продовольственными ресурсами,
- меры государственного регулирования деятельности организации,
- инфляция,
- изменение тарифных ставок, торговых надбавок и др.
Внутренние факторы:
- объем, состав, структура товарооборота,
- эффективность использования ресурсов,
- уровень расходов на реализацию товаров
- система материального стимулирования труда работников и др.
Резервы и пути увеличения прибыли в торговле:
Резервы:
- формирование торгового ассортимента с учетом прибыльности товаров;
- новая философия взаимоотношений с контрагентами;
- использование возможностей рисковой деятельности;
- инновационная политика;
- оптимальные масштабы предприятия;
- использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
- акционирование;
- выгодное размещение денежных ресурсов и др.
Пути увеличения:
- содействовать реализации хорошо известных товарных марок;
- оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров;
- разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению новых покупателей в магазин;
- улучшить внутримагазинную и внемагазинную рекламу товаров;
- ежедневно сдавать в банк наличные деньги и не снимать деньги со счетов, что позволяет получить максимальный процент по размещенным в банке деньгам;
- использовать для продажи места массового скопления людей;
- перепланировку торгового зала производить только с учетом обеспечения прибыльности;
- оптимизировать объем закупок скоропортящихся товаров, товаров с ограниченными сроками реализации;
- по товарам, пользующимся наиболее высоким спросом, обеспечивать более высокую норму прибыли;
- применять «туманы» в отделах продажи овощей и фруктов (типа росы на овощах, что стимулирует спрос);
- поощрять торговый персонал скидками с цены; комиссионными и участием в прибыли;
- осуществлять дополнительные мероприятия по привлечению покупателя в магазин (лотереи и др.);
- постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт и др.
21. Методы анализа прибыли и рентабельности торговой организации.
Методика анализа прибыли и рентабельности:
- устанавливается степень выполнения плана по общей сумме прибыли и в разрезе ее видов, а также структурных подразделений и отраслей деятельности;
- определяется динамика суммы прибыли и уровня рентабельности по организации в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности;
- производятся расчет и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли и рентабельность;
- изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, оценивается их эффективность.
При анализе используются экономико-математические и экономико-статистические методы, а для оценки учета влияния различных факторов на прибыль и рентабельность — метод корреляционно-регрессионного анализа.
1) Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли
ΔП = (Т1 – Т0) * Реноб0 / 100
Реноб0 – рентабельность оборота в базисном периоде.
2) Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на прибыль
ΔП = (УДр1 – Удр0) * Т1 / 100
3) Влияние изменения уровня доходов на реализацию товаров
ΔП = (УОдр1 – УОдр0) * Т1 / 100
4) Влияние изменения уровня расходов на реализацию товаров
ΔП = (УРр1 – УРр0) * Т1 / 100
5) влияние изменения прибыли по операционной деятельности и внереализационным операциям
ΔП = Поп/вн1 – Поп/вн0
22. Распределение и использование прибыли в торговых организациях.
Прибыль распределяется на две части:
1) в виде налогов и обязательных отчислений направляемую в бюджет и внебюджетные фонды;
2) остающуюся после уплаты налогов и поступающую в распоряжение организации.
За счет чистой прибыли могут формироваться фонды:
- Фонд накопления создается для финансирования развития организации, т.е. воспроизводства основных средств
- Фонд потребления формируется для финансирования выплаты премий, вознаграждений, пособий, трудовых и социальных льгот; выдачи беспроцентных ссуд и др.
- Резервный фонд создается для выплаты дивидендов.
Для обществ с долей государства в уставном фонде прибыль используется и распределяется:
- перечисление части чистой прибыли собственнику имущества;
- резервирование части чистой прибыли в соответствии с занодательством и уставом;
- накопление чистой прибыли для финансирования инвестиций во внеоборотные активы;
- потребление, связанное с расходами на выдачу займов работникам и выплату вознаграждения по итогам работы за год;
- покрытие убытков в соответствии с законодательством;
- уплата отчислений (членских взносов) в связи с вхождением в состав объединений.
Методы планирования (прогнозирования) прибыли в торговле. Показатели, определяющие экономические границы деятельности организации (точка безубыточности, критическая величина валового дохода, запас финансовой прочности, точка минимальной рентабельности).
Методы планирования (прогнозирования) прибыли:
1) Метод экстраполяции. Горизонтальный (трендовый) анализ динамики прибыли за ряд лет позволяет выявить тенденции ее развития, которые затем учитываются и планировании. Недостаток - не учитываются изменения факторов внешней и внутренней среды.
2) Метод прямого счета используется в планировании прибыли, если предварительно обоснованы планы товарооборота, доходов и расходов организации. Плановая сумма прибыли от реализации определяется как разность между доходами (за вычетом отчислений) и расходами от реализации товаров. Недостаток - основан на одновариантном расчете плановых показателей.
3) Метод целевого формирования прибыли на плановый период. Суть - определение потребности субъекта хозяйствования в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли.
4) Нормативный метод. В качестве норматива может быть принята норма прибыли на вложенный капитал. Последний рассчитывается как прогнозируемая сумма основных и оборотных средств.
5) Метод CVP (планирование прибыли на основе ее взаимосвязи с расходами и товарооборотом). Первоначально определяется точка безубыточности в плановом периоде, а затем сумма маржинального дохода (сумма прибыли и постоянных расходов). Эффективен при оперативной корректировке плана прибыли.
6) Метод прогнозирования денежного потока - планирование потока денежной наличности (т.е. поступления денежных средств в организацию) по периодам. Прибыль определяется как сумма прироста денежного потока за период.
7) Метод факторного моделирования состоит в многовариантных расчетах прибыли на плановый период путем последовательного применения заданных значений отдельных факторов. Обоснованность выбора плана-прогноза прибыли проверяется на основе индексной модели эффективного функционирования организации:
Iп > Iт > Iос и обс > IФЗП