Контроль Банка России за банковской системой. Виды и методы контроля
Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.
Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.
18. Ресурсы коммерческого банка: собственные и заёмные. Структура и характеристика видов ресурсов.
Для осуществления своей деятельности коммерческие банки должны иметь в своем распоряжении определенные ресурсы. .
Под ресурсами коммерческого банка понимается его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций. Таким образом, ресурсы коммерческого банка по способу образования можно разделить на две основные группы: собственный капитал и привлеченные средства. .
Собственный капитал — это все средства, принадлежащие непосредственно коммерческому банку в период его деятельности.
Привлеченные средства носят для банка временный характер.
Среди привлеченных средств по способу их аккумуляции выделяют депозиты и прочие привлеченные источники. I
Депозиты — это денежные средства юридических и физических лиц. Привлеченные в результате проведения банком операций по открытию и ведению счетов клиентов, приема вкладов (депозитов), выпуска собственных ценных бумаг виде долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций).
Прочие привлеченные средства носят характер займов, так как приобретаются банком по его собственной инициативе, в основном на межбанковском рынке (реже у ЦБ РФ).
В структуре ресурсов всех коммерческих банков большую долю занимают привлеченные ресурсы. Этим банки отличаются от других субъектов экономики. Структура ресурсов конкретного банка по своему качественному и количественному составу существенно отличается от структуры ресурсов другого банка. Это зависит от таких факторов, как:
1) период функционирования банка;
2) величина уставного капитала банка;
3) особенности деятельности;
4) состав операций, предусмотренных банковской лицензией;
5) количество и качество клиентуры;
6) политика банка в области кредитования;
7) участие на финансовых рынках;
8) состояние рынка банковских ресурсов. Привлечение в банк денежных средств из различных источников с целью формирования ресурсной базы происходит постоянно, практически каждый день. При этом размер банковских ресурсов по итогам дня может не измениться либо, наоборот, уменьшиться, поскольку одновременно происходит погашение обязательств банка, связанное с наступлением срока платежа или возникновением потребности в денежных средствах их владельцев, списание денежных средств со счетов хозяйственных субъектов в оплату их платежных документов и другие текущие операции, приводящие к сокращению пассивов банка.
19. Активы коммерческого банка: структура и качество.
Одной из главных функций банковской системы является аккумуляция временно свободных денежных средств фирм, государств, домохозяйств и распределение их посредством кредита в те сферы хозяйства, где в них возникает необходимость в данный момент.
Банки считаются финансовыми посредниками между первичными инвесторами (владельцами временно свободных средств) и заемщиками.
Деятельность любого коммерческого банка с точки зрения движения денежных потоков можно разделить на две части.
Во-первых, коммерческие банки осуществляют пассивные операции.
Во-вторых, банковские учреждения проводят активные операции.
В широком смысле под активами понимаются будущие экономические выгоды, которые возможно получить в результате прошлых операций или сделок по приобретению имущества, а также предоставлению своего имущества во временное пользование третьим лицам (см. схему).
К активным относятся операции по размещению средств, например, выдача кредитов, покупка ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов. При осуществлении активных операций у коммерческих банков возникают требования, например, к заемщикам. Именно в результате активных операций коммерческие банки получают основную часть своих доходов.
20. Банковская ликвидность и её показатели.
Ликвидность коммерческого банка — это способность банка своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
При этом источниками средств для выполнения всех видов обязательств банка могут быть:
1) наличные средства банка (остаток денег в кассах и на корреспондентских счетах);
2) активы банка, которые могут быть срочно переведены в наличную форму. Ликвидность банка представляет собой динамичное состояние, которое складывается постепенно и характеризуется влиянием устойчивых факторов и тенденций.
Для управления ликвидностью банка применяются следующие методы:
1) метод общего фонда средств — объединение всех ресурсов банка в единый фонд и последующее распределение его по направлениям размещения;
2) метод распределения активов, или метод конверсии средств, основанный на следующих положениях:
а) учитывается зависимость ликвидных средств банка от источников привлеченных банком средств;
б) устанавливается определенное соотношение между соответствующими видами активов и пассивов банка.
Чтобы определить степень ликвидности банка, оценивается ликвидность его баланса. Причем баланс банка является ликвидным в том случае, если сумма средств актива баланса находится в срочной реализации обязательств.
Активы банка подразделяются в зависимости от степени рискованности вложений, причем для каждой группы устанавливаются коэффициенты риска от 0 до 100 %. Существует зависимость между степенью риска вложений и ликвидностью баланса банка. Чем выше степень доходности вложений, тем соответственно выше степень риска. При этом уровень ликвидности и платежеспособности банка ниже, и наоборот.
На степень ликвидности банка влияет множество внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относят такие, как качество активов и депозитов банка, собственный капитал банка, степень зависимости банка от внешних источников финансирования, грамотный менеджмент. К внешним факторам — экономическое и политическое положение в государстве, политика правительства и Центрального банка по отношению к банкам, а также непредвиденные обстоятельства.
С точки зрения влияния на общую ликвидность банковской системы постепенное снижение нормативов обязательных резервов является положительным фактором. Однако не стоит сбрасывать со счетов инфляцию, которая может вырасти из-за последующего увеличения свободной денежной массы.
21. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка. Источники прибыли и порядок её формирования
Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг.
Ввсе виды доходов коммерческого банка по форме можно разделить на три группы: 1) процентный доход; 2) доход в форме комиссионного вознаграждения; 3) прочие виды (доходы от операций на рынке спекулятивного характера, разница между балансовой и рыночной ценой проданного имущества, переоценка ценных бумаг и других активов, полученные штрафы, пени, неустойки, дисконтный доход).
Процентный доход может сочетаться с комиссией. Например, при кредитных операциях банк может получать одновременно процентные платежи и комиссию. Комиссии за разные услуги могут объединяться. Например, комиссионные за организацию займа или размещение облигаций могут включать плату за консультирование. Последняя будет получена банком только в том случае, если сделка состоится.
Доходы от услуг во всех перечисленных формах должны возмещать издержки банка, покрывать риски и создавать прибыль. Другой общей чертой всех форм дохода является их ценностной характер. Цена на банковском рынке, как и на любом другом, формируется под влиянием спроса и предложения. В то же время каждая из форм дохода имеет свою специфику.
Судный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во временное пользование стоимости. Классификация видов ссудного процента основывается на формах кредита (коммерческий процент, банковский, потребительский и т.д.), видах кредитных учреждений (учетный процент центрального банка, банковский, ломбардный), сроках ссуд (по ссудам краткосрочным или ставкам денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставкам по облигационным займам), видах ссуд (процент по ссудам в оборотные средства, по овердрафту, по учету векселей, по целевым ссудам и т.д.), видах операций (процент по ссудам, по межбанковским кредитам, депозитный), по способу начисления (простые и сложные проценты, обыкновенные и точные и т.д.).
В зависимости от периода, к которому относится получение доходов, они делятся на доходы текущего периода и доходы будущих периодов.
Источники дохода делятся на стабильные и нестабильные. К относительно стабильным источникам дохода относят процентный доход и беспроцентный доход от банковских услуг, нестабильным - доходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, от непредвиденных (неординарных) операций. В наших условиях многие банки могут включать в группу нестабильных источников доходы от валютных операций. Желательным направлением развития банка является рост доходов за счет стабильных источников, отсутствия значительного влияния нестабильных источников дохода на рост чистой прибыли.
Расходы коммерческого банка можно классифицировать по характеру, форме, способу учета, периоду, к которому они относятся, по влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.
По характеру расходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и пр.
По форме различаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.
По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.
По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.
По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:
- расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т.е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;
- расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;
- расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.
Прибыль – это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль (валовой доход). Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности коммерческого банка.
Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков.
Данный документ позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности отдельных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка.
22. Пассивы коммерческого банка: характеристика собственных, депозитных и не депозитных операций. Депозитная политика.
Одной из главных функций банковской системы является аккумуляция временно свободных денежных средств фирм, государств, домохозяйств и распределение их посредством кредита в те сферы хозяйства, где в них возникает необходимость в данный момент.
Банки считаются финансовыми посредниками между первичными инвесторами (владельцами временно свободных средств) и заемщиками.
Деятельность любого коммерческого банка с точки зрения движения денежных потоков можно разделить на две части.
Во-первых, коммерческие банки осуществляют пассивные операции.
Во-вторых, банковские учреждения проводят активные операции.
Пассивными называются операции по привлечению средств, например, путем привлечения вкладов (депозитов), выпуска собственных долговых обязательств, получения кредитов у других банков. Таким образом, у коммерческого банка перед владельцами привлеченных средств возникают обязательства.
Пассивные операции представляют собой операции по формированию банковских ресурсов. Осуществление пассивных операций позволяет банкам привлекать как денежные средства уже находящиеся в обороте, так и новые ресурсы. Новые ресурсы создаются банками в ходе проведения активных операций.
Все пассивные операции делятся на две большие группы.
1. Формирование собственных средств (капитала), например, пополнение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций, образование резервного и специального фондов.
2. Формирование привлеченных ресурсов.
Собственный капитал банка — это имущество банка, свободное от обязательств, собственное имущество банка.
Собственный капитал банка выполняет следующие функции.
1. Защитная — является основной, главной функцией собственного капитала банка. Благодаря постоянному характеру собственный капитал выступает в качестве средства защиты интересов вкладчиков и кредиторов, за счет средств которых происходит финансирование значительной доли активов банка. Одновременно собственный капитал служит для защиты самого коммерческого банка от банкротства. Имея безвозвратный характер, он позволяет банку осуществлять операции, несмотря на возникновение крупных непредвиденных убытков.
2. Оперативная. Собственный капитал банка является основным источником формирова-. ния и развития материальной базы банка, обеспечивающим условия для его организационного роста.
3. Регулирующая. Данная функция связана, с одной стороны, с особой заинтересованностью общества в нормальном функционировании банка и сохранением стабильности всей банковской системы, а с другой, — с нормами экономического поведения, позволяющими контролировать деятельность банка. Собственный капитал призван оберегать банк от финансовой неустойчивости и чрезмерных рисков, вы
ступая в качестве регулятора его деятельности, а именно — служить поддержкой равномерного, упорядоченного роста банковских активов и регулировать объем практически всех пассивных операций.
На этапе создания кредитной организации единственным источником его собственного капитала является уставный капитал. Остальные источники образуются непосредственно в процессе деятельности банка. По мере их создания уставный капитал становится частью собственного капитала банка, но все же продолжает оставаться его основным элементом.
Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению, а также полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. В качестве собственных средств (капитала) банка выступают элементы, которые способны служить подстраховкой на случай непредвиденных убытков. Это уставный капитал, резервные фонды, нераспределенная прибыль и другие собственные источники банка, образующие капитал первого уровня, или основной капитал, а также элементы капитала второго уровня, или дополнительного капитала, которые имеют менее постоянный характер, но также могут быть использованы для покрытия непредвиденных убытков (часть резерва на возможные потери по ссудам и др.).
Депозитные операции коммерческого банка представляют собой операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады на определенный срок или до востребования. Проведение депозитных операций предусматривает разработку банком собственной депозитной политики.
Депозитная политика — это совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.
Депозиты — это главная разновидность привлекаемых коммерческим банком ресурсов. Депозиты раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на рынке.
Различаются следующие виды депозитов:
1) депозиты физических лиц;
2) депозиты юридических лиц;
3) депозиты до востребования;
4) срочные депозиты;
5) условные депозиты.
Депозиты до востребования — это средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления коммерческого банка со стороны клиента. К таким депозитам относятся:
1) средства на расчетных, текущих, бюджетных и прочих счетах;
2) средства на корреспондентском счете банка, открываемом в РКЦ;
3) средства на счете ЛОРО при корреспондентских отношениях с другими коммерческими банками;
4) вклады до востребования.
Срочные вклады — это депозиты, которые привлекаются на определенный срок. Размер процентов, выплачиваемых клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора.
К недепозитным операциям банков относятся межбанковские кредиты и кредиты, полученные от Центрального банка РФ.
Межбанковские кредиты могут быть следующих видов: -
1) межбанковские кредиты, полученные от других банков;
2) кредитование путем подкрепления корреспондентского счета банка;
3) кредитные средства, полученные от филиалов (в пределах одного и того же коммерческого банка);
4) овердрафт от головного банка (для филиалов коммерческих банков).
Кредиты Центрального банка РФ предоставляются коммерческим банкам прежде всего для инвестирования в приоритетные отрасли народного хозяйства: на кредитование конверсионных программ, оборонных отраслей промышленности, предпосевных затрат, досрочного завоза товаров в районы Крайнего Севера, затрат на строительство объектов социального назначения (школ, больниц и т.д.). При этом Центральный банк РФ не допускает использование централизованных ресурсов на проведение операций, не связанных напрямую с производственной деятельностью.
23. Организация и формы безналичных расчётов: виды и характеристика.
Операции по безналичному расчетному обслуживанию клиентов, ежедневно выполняемые банками, занимают центральное место в их деятельности. Многократное увеличение числа хозяйствующих объектов в условиях рыночной экономики способствует увеличению обьема безналичных расчетов.
Безналичные расчеты — это денежные расчеты, проводимые путем записей по счетам в банках. При этом деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет покупателя. Безналичные расчеты представляют собой погашение обязательств юридических лиц — клиентов банка без использования денежных знаков. Вся совокупность безналичных расчетов в стране, совершаемых за определенный промежуток времени, образует безналичный платежный оборот.
Платежными инструментами расчетов являются:
1) платежные поручения;
2) векселя;
3) чеки;
4) инкассовые поручения о дебетовых списаниях в соответствии с законодательством (бесспорные и безакцептные списания);
5) аккредитивы;
6) пластиковые карточки.
Гигантские масштабы безналичного денежного оборота в России потребовали их четкого законодательного регулирования. Основы осуществления безналичных расчетов в РФ регламентируются гл. 45 «Банковский счет» и гл. 46 «Расчеты» Гражданского кодекса РФ.
Гражданский кодекс РФ определяет такие вопросы, как:
1) заключение договора банковского счета;
2) сроки операций по счету;
3) основания списания денежных средств со счета;
4) очередность списания денежных средств со счета;
5) общие положения о расчетах;
6) формы безналичных расчетов и т.д. Главный орган, занимающийся регулированием платежной системы России, — Центральный банк Российской Федерации. Одной из главных его задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в стране. На Банк России возложено установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и определение порядка оформления применяемых при этом документов.
24. Корреспондентские отношения и межбанковские расчёты и платежи.
Корреспондентские отношения - отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями при осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. Корреспондентские отношения устанавливаются на основе корреспондентского договора между банками.
Межбанковские расчеты — это операции по переводу денежных средств между обособленными банковскими учреждениями. Отношения между банками при совершении межбанковских расчетов называются корреспондентскими.
Межбанковские расчеты осуществляются тремя методами:
1. Списание и зачисление средств по счетам, которые банки открывают в Центральном банке России.
2. Проведение межбанковских платежей по счетам ЛОРО и НОСТРО, которые банки открывают друг у друга.
3. Осуществление расчетов через счета, открываемые или в банке-корреспонденте, являющимся третьей стороной, или через счета, открываемые в специализированной расчетной или клиринговой организации.
Основными участниками системы межбанковских расчетов являются Центральный банк России, коммерческие банки и небанковские учреждения.
При использовании первого метода, каждый коммерческий банк использует следующие укрупненные подсистемы.
1. Валовые (брутто) расчеты:
1) через расчетно-кассовые центры (РКЦ);
2) при прямых корреспондентских отношениях с банками.
2. Неттинг (клиринг) — расчеты внутри России, производимые через:
1) РКЦ в порядке эксперимента;
2) расчетные центры крупных банков по некоторому объему платежей;
3) клиринговые центры по некоторому объему платежей;
4) головной банк с другими филиалами банка (межфилиальные расчеты). Основными требованиями к проведению
межбанковских расчетов являются следующие: оперативность; предсказуемость платежей; высокая надежность; безопасность; экономическая эффективность; разнообразие.
Принципы проведения межбанковских расчетов:
1) поддержание ликвидности на уровне, который обеспечивает бесперебойное проведение расчетов с другими банками;
2) контроль за правильностью совершения расчетов;
3) безусловный платеж по межбанковским обязательствам;
4) совершение платежа в пределах средств корреспондентского счета.
Основным счетом при проведении межбанковских расчетов является корреспондентский. На этом счете хранятся временно свободные собственные и привлеченные средства банков.
Операциями, проводимыми по корреспондентскому счету могут быть следующие:
1) операции по расчетно-кредитному, кассово-муи другому обслуживанию клиентов самого банка;
2) операции по межбанковским займам и депозитам, операции с ценными бумагами, иностранной валютой, перечисление средств в резервные фонды;
3) хозяйственные операции банка.
Каждый коммерческий банк может иметь столько корреспондентских счетов, сколько считает нужным иметь.
25. Кредитные операции коммерческого банка: принципы, процесс организации, формы обеспечения и их характеристика.
Принципы кредитования:
1) срочность. Определяет временные границы и конкретные сроки использования кредита;
2) обеспеченность. Кредит считается обеспеченным, если он соответствует всей совокупной потребности в оборотных средствах, на которые он выдан и соответствует объему деятельности предприятия;
3) целенаправленность. Этот принцип направлен на определение границ использования кредита.
Кредитный процесс подразделяется на несколько этапов:
1) собеседование с клиентом и рассмотрение кредитной заявки;
2) оценка кредитоспособности клиента;
3) подготовка и заключение кредитного договора и выдача кредита;
4) формирование резерва на возможные потери по ссудам;
5) контроль за выполнением условий кредитного договора и погашением кредита;
6) работа с проблемными ссудами. Клиент, обращаясь в банк за кредитом, должен предоставить кредитную заявку, в которой указываются:
1) цель кредитования;
2) сумма кредита;
3) срок кредита;
4) обеспечение;
5) процентная ставка, приемлемая для клиента. Вместе с заявкой клиент должен предоставить все требуемые банком документы. Кредитный работник банка должен рассмотреть заявку в течение 1—2 дней. После проверки предоставленных документов, кредитный работник проводит с клиентом собеседование. Если собеседование прошло успешно, то кредитный процесс переходит на следующий этап — определение кредитоспособности клиента.
Кредитоспособность — это оценка возможностей потенциального клиента для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты по ней коммерческому банку.
Существуют различные способы оценки кредитоспособности заемщиков:
1) на основе финансовых коэффициентов;
2) на основе денежного потока;
3) на основе показателей делового риска. После оценки кредитоспособности кредитный
работник банка переходит к разработке кредитного договора (структурирование ссуды). В ходе этого этапа банк определяет вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечение, цену кредита и прочие условия.
После подписания кредитного договора банк должен сформировать резерв на возможные потери по ссуде (РВПС). Резерв обеспечивает коммерческим банкам более стабильные условия деятельности. Резерв формируется за счет отчислений, относимых на расходы банка.
На протяжении всего срока действия кредитного договора, банковский работник обязан контролировать соблюдение его условий. Главная цель такого контроля — регулярность внесения процентов и своевременный возврат кредита.
Возврат кредита — это сложная целенаправленная деятельность банка, которая включает организационные, экономические и правовые меры.
Если намеченный комплекс мер проходит успешно, то ссуда погашается в срок.
Если ситуация осложняется, то банк может применить следующие варианты:
1) продажа залога;
2) банкротство предприятия и реализация активов заемщика.
Если банк не предпринял вышеперечисленные способы возврата кредита, то он несет убытки..
система обеспечения возвратности кредитов может включать следующие виды обеспечения:
Поручительство — договор с односторонними обязательствами, где поручитель берет обязательства перед кредитором оплатить при необходимости задолженность по ссуде заемщика.
Залог недвижимости, товаров, бумаг и другого имущества — вещественная претензия на чужое движимое или недвижимое имущество либо претензия на право получить компенсацию от реализации заложенного имущества, если должник не сможет погасить свои обязательства. При этом право собственности на залоговое имущество может перейти к банку, а право владения сохраняется за заемщиком. Банку выгодно, чтобы заемщик, эксплуатируя, например, грузовой автомобиль, получал доходы и мог из них погашать кредит и выплачивать проценты.
Закладные права на недвижимость, которые называются ипотекой, когда в результате оформления владелец недвижимости получает средства банка-кредитора. С внесением ипотеки в реестр участок земли или здания становится залогом, как по всей сумме полученного кредита, так и по процентным платежам и другим расходам, связанным с кредитом. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и выплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае невыполнения обязательств.
26. Оценка кредитоспособности банковских заёмщиков: виды и методы оценки.
Под кредитоспособностью банковских заемщиков понимается способность клиента своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты по ней банку.
Для оценки кредитоспособности используются три основных метода.
1. Метод, основанный на расчете финансовых коэффициентов.
2. Метод, основанный на расчете денежного потока.
3. Метод, основанный на расчете показателей делового риска.
Финансовые коэффициенты объединяются в группы:
1) коэффициенты ликвидности. По степени ликвидности активы заемщика делятся на:
а) быстрореализуемые активы;
б) среднереализуемые активы;
в) медленнореализуемые активы;
г) постоянные активы.
Для оценки кредитоспособности рассчитываются: коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент покрытия (общей ликвидности);
2) коэффициенты эффективности использования активов. Данный коэффициент характеризуется продолжительностью одного оборота активов и коэффициентом оборачиваемости активов;
3) коэффициенты прибыльности (рентабельности). Для оценки этого коэффициента используются показатели рентабельности единицы реализованной продукции;
4) коэффициенты финансового левеража (левериджа). Финансовый левераж измеряет соотношение между собственными и заемными средствами. Наиболее распространенными показателями при расчете левеража являются коэффициент соотношения заемного и собственного капитала и коэффициент автономии (независимости). Под денежным потоком понимается объем денежных средств, которые получает или выплачивает предприятие в течение отчетного или планируемого периода.
Выделяется два метода оценки денежного потока: прямой и косвенный. При прямом методе подсчитывается приток или отток денежных средств по видам деятельности, а затем в целом по предприятию. При косвенном методе сначала устанавливается чистая прибыль и определяется разница между доходами и притоком денежных средств.
Деловой риск — это риск, который связан с несвоевременным завершением кругооборота фондов и неэффективным использованием ресурсов. В кругооборот включается три стадии.
1. Снабжение — оценивается по таким показателям как:
1) место нахождения складов;
2) ритмичность поставок;
3) количество поставщиков.
2. Производство:
1) возрастной состав оборудования;
2) обеспеченность рабочими;
3) производительность рабочих.
3. Реализация:
1) число покупателей;
2) порядок расчетов за продукцию;
3) емкость рынка.