Роль банка россии в повышении надежности банковской системы россии

А.А. Лим

Финансовый университет

При Правительстве РФ

(Краснодарский филиал)

Научный руководитель:

Н.В. Тимошенко,

кан. экон. наук, доцент.

Аннотация: автор рассматривает роль банка России в повышении надежности банковской системы России.

Ключевые слова: Банк России, банковская система, надежность банковской системы.

Summary: the author considers a role of bank of Russia in increase in reliability of a banking system of Russia.

Keywords: Bank of Russia, banking system, reliability of a banking system.

На данный момент в сети Интернет опубликовано немало так называемых «чёрных списков ЦБ», согласно которым определенные банки подлежат закрытию. Официального заявления от Центрального Банка РФ не поступало, но у банков по-прежнему отзывают лицензии. С чем связана «тотальная расчистка», каким банкам можно доверять и к чему приведёт такая политика ЦБ? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в своей статье.

Всего в России на данном этапе порядка 500 банков, согласно исследованию, проведенному Альфа-Банк российской банковской системе достаточно 250-300 финансовых институтов. Сейчас лицензии лишают каждый четвертый банк. Такое резко сокращение необходимо в связи с низким уровнем эффективности банковской системы РФ. Существует несколько способов устранения мелких банков, не соответствующих требованиям ЦБ:

- отзыв лицензии;

- M&A;

- санация.

Определяющим факторами при закрытии того или иного финансового учреждения являются:

- неисполнение федеральных законов и актов;

- сомнительные операции;

- низкокачественные активы;

- отсутствие резервов;

- потеря ликвидности;

- нарушение 115 ФЗ (легализация денег);

- отсутствие внутреннего контроля;

- недостаточная отчетность;

- потеря капитала;

- капитал ниже 17 млн. руб.;

- недостача в кассе.[4]

Список банков, у которых была отозвана лицензия в 2016 году, представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Банки, закрытые в декабре 2016 года [5]

Название банка дата отзыва город
Вега - Банк 09.12.2016 Москва
М2М Прайвет Банк 09.12.2016 Москва
Международный Банк Развития 09.12.2016 Москва
Русский Финансовый Альянс 09.12.2016 Москва

С января 2016г. в нашей стране было закрыто 89 банков, 4 из них в декабре. Такая нестабильная ситуация в банковской системе настораживает клиентов банковских услуг, а отсутствие конкретных списков лишает возможности выбрать надежный банк.

Способы выбора надежного банка:

- существует так называемое «Агентство по страхованию вклада», на официальном сайте которого вы можете уточнить застрахованы ли вклады вашего банка;

- также ниже представлен рейтинг надежности банков, который основан на размере капитала.

Таблица 2 – Рейтинг надежности банков по активам за 2016 г.

Место в рейтинге Банк Размер капитала, млн. руб.
СБЕРБАНК РОССИИ
ВТБ
ВНЕШЭКОНОМБАНК
ГАЗПРОМБАНК
РОССЕЛЬХОЗБАНК
ВТБ 24
АЛЬФА-БАНК
БАНК МОСКВЫ
ЮНИКРЕДИТ БАНК
ФК ОТКРЫТИЕ
РОСБАНК
РАЙФФАЙЗЕНБАНК
ПРОМСВЯЗЬБАНК
СИТИБАНК
МДМ БАНК

Многие связывают такую политику ЦБР с назначение на должность председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной. С момента вступления на пост число банков сократилось почти 500. Оценивая такую жесткую политику спустя два года, необходимо задаваться вопросом: «А принесла ли она желаемого результата?». Банковская устойчивость страны не увеличилась. В кризисных условиях, подобно 2008 - 2009 годам, банки нуждаются в государственной поддержки в виде докапитализиции в размере 1 триллиона рублей за счёт бюджета. Так ли безобидно проходит ликвидация банков, как представляет это ЦБ? Не для кого ни секрет, что только физические лица и ИП застрахованые в Агентстве Страхования Вкладов получают до 1,4 млн. руб. Денежные средства юридических лиц не застрахованы. Малому и среднему бизнесу, который держал свои средства в банках, которые были закрыты, остаётся только ждать завершения ликвидационных процедур и получать остатки от распродажи имущества закрытых банков. Средний срок ликвидации — 51 месяц, а уровень удовлетворения требований кредиторов третьей очереди (т.е. деньги юр. лиц) — 6,1% (на 1 июля 2015, данные АСВ). Это стало мощнейшим ударом по малому и среднему бизнесу. Российская банковская система становится все более концентрированной и государственной. Что выгодно крупнейшим государственным и частным корпорациям, но совершенно не годится для развития малого и среднего бизнеса.

Нельзя не упомянуть о депозитных аукционах, проводимых ЦБ, обусловленных притоком ликвидности в банковский сектор по бюджетному каналу и потребностью поддержать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки.

В ближайшем будущем ожидается переход к структурному профициту ликвидности. Объем профицита, по предварительным оценкам, на конец года может составить около 1 триллион рублей. Таким образом, этот триллион не попадет в реальный сектор экономики, а будет тем или иным способом абсорбирован Банком России. Вопрос заключается в том «возможен ли профицит в таком размере при адекватной денежно кредитной политике?», а именно «возможна ли не трансформация его в кредиты населению и бизнесу?».

Обратим свое внимание к ставкам рентабельности, уделив особое внимание отрасли промышленности. Уровень рентабельности проданных товаров, работ, услуг по итогам 2015 года составил 9,3%, в производстве машин и оборудования — 8,2%, строительстве — 5,4%. В свою очередь средневзвешенный уровень процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше одного года составляет порядка 14% годовых.

Недавнее заявление Банка России на переход к стандартам «Базель III», что приводит к повышению требований банков к обеспечению кредитов со стороны заемщиков.

Действительно ли 250-300 банков смогут обеспечить благоприятное экономическое состояние для малого и среднего бизнеса? К примеру, в каждом штате США действует более 120 банков, в Германии – 113, а в России – меньше 10 . Учитывая темпы «расчистки» на 1 субъект Российской Федерации будет приходиться – 2-3 банка. Для малого и среднего бизнеса необходимо наличие малых и средних банков, которые соответствуют задачам бизнеса. Местные банки могут учитывать особенности экономического состояния региона, в отличие от супергигантов банковской сферы. Следует отметить, что сейчас ЦБ рассматривает формирование региональных банков, как отдельного кластера.

Последние заявления ЦБ под эгидой «инфляция в угоду экономического роста» выглядят неубедительно, заставляя задуматься о методах достижения заявленного уровня инфляции, а именно 4%. «Для достижения заявленной ЦБ РФ цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей» - официальное заявление представителей Банка России. Таким образом, фактически ЦБ показывает свою заинтересованность в низких показателях развития.

Нельзя не согласиться с ведущими экспертами нашей страны в том, что центральному Банку необходимо смягчить денежно-кредитную политику, а именно стимулировать кредитную политику, снизить ключевую ставку.

Но, конечно, есть и положительные стороны в политике ЦБ. Сократилось количество так называемых «сомнительных операций» в 2013 году – 9,3 млрд.$, а в первом квартале 2015 г. – 0,3 млрд.$. Принят антикризисный план действий, предусматривающий расширение деятельности институтов развития, оказывающих финансовую и иную поддержку перспективным проектам с экспортным потенциалом, инновационной составляющей, потенциалом создания высокопроизводительных рабочих мест. Также предусмотрена реализация ряда «отраслевых» программ, направленных на смягчение последствий масштабного падения внутреннего спроса и дефицита доступных заемных средств. В числе этих программ — программа поддержки автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, программа поддержки ипотечного кредитования. Государство субсидирует затраты на уплату процентов по кредитам в рамках госпрограмм поддержки важнейших отраслей экономики.

Список используемых источников:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Захарова О.В. Развитие системы рефинансирования российских банков как фактор обеспечения ликвидности банковского сектора. // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 43 ̶ 52 .

3. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов под ред. О.И. Лаврушина. – 14-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. – 448с. – (Бакалавриат).

4. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа - www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

5. Прекратившие существование кредитные организации [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.banki.ru.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ НА ПРИМЕРЕ «СИНГАПУРСКОГО ЧУДА»

Прищепа А.С.,

Студент 2 курса бакалавриата, , направление «Экономика»,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, г. Краснодар.

Научный руководитель:

Берлин С.И.,

д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» ,Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, , г. Краснодар.

Аннотация: Автором рассматривается проблема коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также анализируется зарубежный опыт противодействия коррупции на примере Республики Сингапур.

Ключевые слова: коррупция, правоохранительные органы, противодействие коррупции, опыт Сингапура.

Summary: The author considers the problem of corruption in law enforcement agencies of the Russian Federation, and analyzes foreign experience of countering corruption on the example of the Republic of Singapore.

Keywords: corruption, law enforcement bodies, counteraction to corruption, experience of Singapore.

На сегодняшний день коррупцию с уверенностью можно назвать социальной болезнью, которая подрывает доверие граждан к институтам демократии страны, препятствует полноценному развитию государства, а главное благоприятствует распространению внутренней и внешней преступности. Опасность современной коррупции заключается в ее последовательном расширении зон своего влияния, за счет новых, ранее достаточно защищенных от нее сфер, а именно правоохранительной деятельности и высших органов государственной власти, что в несколько раз усиливает чрезвычайность данных проявлений.

За последние годы в современной России заметно активизировалась борьба с коррупцией: в законодательстве появляются новации, разрабатываются все более эффективные политические механизмы, участились аресты публичных лиц, таких как министр экономического развития Алексей Улюкаев, генерал ФСО Геннадий Лопырев или полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД.

Однако, на сегодняшний день, Россия все также занимает далеко не лидирующее, а именно, 131-е место176 стран в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. В прошлом году Россия получила 29 баллов из 100 оказавшись в одном ряду с такими странами как; Иран, Казахстан, Непал и Украина, в то время как первое место разделили Дания и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов [1].

Проанализировав результаты отдельных исследований, можно утверждать, что правоохранительные органы занимают четвертое место по уровню коррупции среди других государственных структур. Коррупция в правоохранительных органах представляет собой наиболее опасное явление, поскольку данные органы призваны защищать права и законные интересы граждан. Деятельность правоохранительных органов должна основываться на принципах законности, справедливости и уважения прав и свобод человека и гражданина. Совершая коррупционные преступления, сотрудники нарушают данные принципы, тем самым подрывая авторитет правоохранительных органов, ослабляя доверие граждан, у которых в свою очередь формируется правовой нигилизм. Коррупция проявляется в противоправном использовании сотрудниками своих служебных полномочий, извлечение материальных выгод в процессе исполнения требований физических и юридических лиц вразрез с интересами службы.

Главными причинами коррупции в отделах МВД России на наш взгляд являются:

- отсутствие жесткого контроля со стороны надзирающих органов;

- гуманизация уголовно-правовых норм;

- низкий уровень материально-технической оснащенности;

- отсутствие правосознания у граждан и самих сотрудников отделов МВД России;

- влияние преступной среды на деятельность данных оорганов.

Прежде всего, меркантильное использование сотрудниками правоохранительных органов своего служебного положения связано, с бездействием, а именно, непринятием законных мер к разоблачению преступников: необоснованными отказами в возбуждении уголовных дел, фактами их безосновательного приостановления и прекращения, сокрытием и фальсификацией доказательств и т.д. Но что еще более важно отметить, так это тесное соприкосновение сотрудников с организованной преступностью. С каждым днем учащаются случаи покровительства сотрудниками правопорядка организованных преступных группировок [2].

Для наиболее эффективной борьбы с коррупцией, важно обратиться к опыту развитых стран, имеющих богатый и достаточно успешный опыт преодоления данного явления. Хотя таким странам, как: Дания, Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, США удалось с разной степенью эффективности ослабить влияние коррупционных механизмов, стоит заметить, что у каждой из них был свой уникальный путь реформ и разработанный комплекс мер, различная «цена», которую они заплатили в ходе таких преобразований. Соответственно, изучая данный опыт, в контексте использования его в России необходимо помнить о местных особенностях и реалиях государственного управления.

На наш взгляд, представляется наиболее важным тщательное изучение «сингапурского чуда», которое позволило, через успешную борьбу с коррупцией, в кратчайший исторический срок покончить с вековой отсталостью и попасть в группу самых развитых стран планеты.

Основными мерами в достижении успеха Сингапура в борьбе с коррупцией, по мнению аналитиков, являются непрерывные усилия, прилагаемые руководством государства по подбору и воспитанию добросовестных, неподкупных, эффективно действующих политиков и служащих правоохранительных органов, системность и последовательность антикоррупционных процедур. Четкие и ясные с точки зрения восприятия и понимания цели государственных реформ, но, в то же время, жесткие методы их достижения, нередко противоречащие требованиям западных моделей развития, идеям либерализма и гуманизма, демократии и прав человека, вопреки всему приводят к достижению наивысших результатов.

Если говорить о реализации программы противодействия коррупции на базе государственных институтов, то огромнейшую роль в обеспечении и поддержании порядка в стране играет Бюро по расследованию коррупционных дел. Свою работу данная политическая структура начала еще в колониальный период истории Сингапура, а именно, в 1952 году, ведущей ее функцией являлось расследование коррупционных сделок, как в государственном, так и в частном секторах. После реформы 1960 года Бюро было наделено рядом полномочий, позволившим увеличить результативность расследования коррупционных преступлений. Так, например, в настоящее время к полномочиям Бюро по расследованию коррупции помимо разбирательства случаев дачи и получения взятки можно отнести исключительное право сотрудников данного органа власти не только задерживать, но и обыскивать, проверять банковские счета и финансовые сделки лиц, подозреваемых в коррупционной деятельности, а также родственников подозреваемого, и даже близких друзей в соответствии с положениями законодательства Сингапура [3].

В первую очередь, за совершение коррупционных преступлений в антикоррупционном законодательстве республики предусматривается строгая мера штрафов. Например, помимо суммы взятки, чиновник обязан выплатить штраф, минимальный размер которого 100 тыс. местных долларов. У обвиняемого также конфискуется имущество, которое было получено в результате коррупционной махинации. Уголовный кодекс Сингапура за совершение коррупционного преступления предполагает тюремное заключение сроком от 5 до 10 лет.

Таким образом, вышеизложенные меры, позволяют Бюро по расследованию коррупционных преступлений и правительству поддерживать правовую стабильность государства и удерживать лидирующие позиции в рейтингах стран по индексу восприятия коррупции.

Проанализировав опыт антикоррупционной деятельности Республики Сингапур, можно выявить следующие основные принципы:

- искренность ориентирования на снижение уровня коррупции;

- обеспечение всестороннего подхода;

- регулярное просматривание принятых процедур для выявления ненадежных звеньев.

В завершении можно утверждать, что только при помощи модернизации законодательства, жесткой управленческой «руки» и взращивание в гражданах непримиримости к любым проявлениям это зла Россия сможет бороться с коррупцией.

Список использованных источников:

1. Индекс восприятия коррупции-2016: положение России не изменилось // Трансперенси Интернешнл Россия // [Электронный ресурс]. URL: http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html?sphrase_id=420

2. Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ // Российская газета. - 2013. - №7.- С.23-25.

3. Quah, Jon S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? Journal of Contingencies and Crisis Management, — 2001. Vol. 9, № 1. — P.29-35.

Наши рекомендации