Порядок проведения практического занятия

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Порядок проведения практического занятия - student2.ru

Кафедра уголовного процесса

Уголовный процесс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения практических занятий

По темам № 11,14,15,16,17,18

Учебного курса «Уголовный процесс»

(комплексная задача)

По специальностям 030505.65 – правоохранительная деятельность, 030501.65 – юриспруденция

Барнаул – 2008


ББК 67.410.2р30 М – 545  

Методические рекомендации для проведения практических занятий по курсу «Уголовный процесс» (комплексная задача). / В.Ю. Белицкий – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2008 г. – 18 с.

Методические рекомендации содержат задания к практическим занятиям по темам, предусмотренным рабочей программой, разработанной по учебной дисциплине «Уголовный процесс».

Задания практикума разработаны по сквозной фабуле (комплексной задаче) и направлены на выработку навыков применения знаний уголовного процесса в конкретной ситуации при расследовании уголовного дела.

Задания предназначены для курсантов, обучающихся по специальностям 030505.65 – правоохранительная деятельность и 030501.65 – юриспруденция

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры уголовного процесса Барнаульского юридического института МВД России

Протокол № _____ от «______» _______________ 200 ___ г.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета Барнаульского юридического института МВД России

Протокол № _____ от «______» _______________ 200 ___ г.

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  Наименование стр.
1. Методические рекомендации по выполнению практических занятий   4 – 6
2. Выписка из тематического плана  
3. Тема 11. Возбуждение уголовного дела   8 – 9
4. Тема 14. Следственные действия.   9 – 14
5. Тема 15. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого   14 – 15
6. Тема 16. Приостановление и возобновление предварительного расследования.   15 – 16
7. Тема 17. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.   16 – 17
8. Тема № 18. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением»  

Методические рекомендации по проведению практических занятий при решении комплексной задачи и оформлению практикума по учебной дисциплине «Уголовный процесс»

В соответствии с рабочим учебным планом, в процессе изучения учебной дисциплины «Уголовный процесс» каждый курсант должен заполнить практикум – учебное уголовное дело по предложенной сквозной фабуле (комплексной задаче). Практикум (учебное уголовное дело) заполняется в ходе проведения аудиторных практических занятий после обсуждения структуры и содержания каждого процессуального документа, а также в часы самоподготовки.

Практические занятия проходят после проведения семинарских занятий по данным темам, и преследуют следующие цели:

1. углубление теоретических знаний курсантами, полученных ими на лекциях и семинарских занятиях, проверка качества усвоения теоретических материалов и закрепление его решением практических задач;

2. обучение курсантов практическому применению норм уголовно-процессуального и уголовного законодательства при решении конкретных практических задач;

3. выработка практических навыков производства следственных действий, составления процессуальных документов и оформления уголовных дел;

4. привитие курсантам уважения к законам, убеждения в том, что неукоснительное соблюдение законности, грамотное и умелое применение уголовно-процессуального законодательства при производстве предварительного расследования обеспечивает реализацию назначения уголовного судопроизводства;

5. привитие курсантам уважения к избранной профессии юриста.

Для достижения поставленных целей преподаватель должен увязывать изучаемый материал с практикой и с передовым опытом органов предварительного расследования.

Расчет времени

В соответствии с рабочей программой по уголовному процессу и тематическим планом на проведение практических занятий для курсантов отводится 48 часов.

Темы: №11 – 2 часа; №14 – 6 часов; №15 – 4 часа; №16 – 2 часа; № 17 – 2 часа, №18 – 2 часа.

Технические средства: доска, мел, наглядные пособия (вещественные доказательства, учебное уголовное дело с постановлениями и протоколами следственных действий и т.п.).

Порядок проведения практического занятия

Занятие начинается с краткого вступительного слова преподавателя (4-5 мин.), в котором он акцентирует внимание обучающихся на значимости отрабатываемых вопросов, на важности и своевременности принимаемых решений, а также на важности проведения и грамотного процессуального оформления каждого следственного действия, а равно принятия процессуального решения. Преподаватель подчеркивает необходимость строгого соблюдения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего основания, условия и порядок деятельности субъектов в ходе досудебного производства по уголовному делу.

После вступительного слова преподаватель проверяет методом семинарского опроса и обсуждения усвоение теоретического материала, сочетая принцип ответа по желанию с ответом по вызову, отмечая при этом в лучшую сторону выступления курсантов, которые подкрепляют свои рассуждения практическими примерами.

Закрепление полученных знаний и обучение практическому применению норм уголовно-процессуального законодательства достигается докладом обучающихся решенного в часы самоподготовки фрагмента сквозной задачи, что помогает быстрее овладеть им профессиональной терминологией, приучает кратко и, по сути излагать обстоятельства уголовного дела.

Решение отдельных фрагментов сквозной задачи в часы самоподготовки рекомендуется делать письменно, что приучает курсантов к самостоятельной работе с рекомендованной литературой и уголовно-процессуальным законодательством, юридически грамотному и логически правильному письменному изложению своих мыслей, создает предпосылки качественного исполнения процессуальных документов. Одновременно это дает возможность преподавателю контролировать самостоятельную работу курсантов.

Решением фрагментов задач курсанты должны по каждой вводной определить, о каком следственном действии или процессуальном решении говорится в условии, рассказать, какими статьями УПК РФ регламентируется порядок его производства и оформления.

Документы рекомендуется составлять непосредственно после их обсуждения на занятии. При этом нужно обратить внимание на то, что ответственность за качество документов, их соответствие закону и условию задачи несет непосредственно их составитель.

На практических занятиях целесообразно проводить отработку отдельных следственных действий (предъявление для опознания, допрос обвиняемого и т.п.) методом деловой игры, как элемента проблемного обучения в сочетании с методом опроса и обсуждения. При этом преподаватель опрашивает слушателей о предусмотренном законом порядке производства следственного действия. Затем ставит перед курсантами задачу производства следственного действия, предусмотренного планом занятия. Например, один из их выступает в роли следователя другой в роли допрашиваемого или иных участников соответствующих следственных действий. После чего, присутствующие обсуждают правильность произведенных действий.

Подведя итог обсуждению, преподаватель предлагает кому-либо из курсантов по желанию или по своему выбору еще раз изложить процессуальный порядок оформления рассмотренного следственного действия. Затем слушатели приступают к составлению соответствующего процессуального документа.

Предметы и документы, приобщаемые к учебному уголовному делу, предоставляются курсантам преподавателем по ходу выполнения заданий комплексной задачи.

После заполнения каждой темы практикума (учебного уголовного дела), а также по завершении его заполнения в целом, он передается преподавателю в прошитом и пронумерованном виде с описью документов, находящихся в деле для проверки и выставления оценок, как по каждой теме, так и конечной итоговой оценки.

Обязательным условием получения положительной оценки за оформление процессуального документа является его строгое соответствие требованиям, предъявляемым к нему уголовно-процессуальным законом: наличие всех необходимых реквизитов в каждом конкретном документе, читаемость, правильное оформление исправлений.

ВЫПИСКА

из тематического плана

по курсу «Уголовный процесс»

специальность 030501. 65 – юриспруденция

специализация – уголовно-правовая

(ведомственная специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел)

набор – 2006 г. (1641–1644 гр.), срок обучения 5 лет

  № п.п.   Наименование разделов и тем   Всего часов   Количество часов по видам занятий   Использование ТСО, пособий и др.   Примечания  
  ЛЗ   СЗ   ПЗ   СР и др.  
 
  Особенная часть
6 семестр
11. Возбуждение уголовного дела      
12. Предварительное расследование: предварительное следствие и дознание      
13. Общие условия предварительного расследования (2+2)      
14. Следственные действия 4 (2+2) 6 (2+2+2) (2+2+2      
15. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения 4 (2+2)      
16. Приостановление и возобновление предварительного расследования      
17. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования        
18. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением и дознания с обвинительным актом      
19. Контроль и надзор за предварительным расследованием        
  Практикум              
  Зачет          
  ИТОГО:    
                               

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры уголовного процесса

Протокол № 17 от 07 апреля 2008 года

Тема № 11. «Возбуждение уголовного дела»

Наши рекомендации