Деловая игра. «Анализ кредитоспособности заемщика»
«Анализ кредитоспособности заемщика»
Деловую игру проводят на основании знаний, полученных на лекционных и практических занятиях по дисциплинам «экономическая теория», «экономика организаций», «бухгалтерский учет», «бухгалтерская (финансовая) отчетность», «маркетинг», «финансы», «финансовый менеджмент», «банковское дело» и других, где рассматривались вопросы анализа форм бухгалтерской отчетности, платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости организаций.
Цель занятия:
· закрепить знания студента о методике оценки состава и динамики имущества коммерческой организации и источников их формирования; анализе показателей платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и финансовой устойчивости; методах комплексного финансового анализа и рейтинговой оценки эмитентов; в случае необходимости применить особенности финансового анализа неплатежеспособных коммерческих организаций;
· способствовать формированию практических навыков и умений, направленных на обоснование финансовой стратегии коммерческой организации;
· научить экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам расчетов, отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы и явления;
· показать роль руководителя, бухгалтера, экономиста, финансиста конкретной фирмы в проведении анализа и принятии управленческих решений по повышению финансового состояния организации и работников банка по оценке кредитоспособности заемщика.
Этапы игрового комплекса:
1. Организационный. Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет подготовленность к занятиям, сообщает тему и цель занятия, излагает сценарий и критерии оценки знаний студентов.
Студенты делятся на 3 группы: два коммерческих предприятия (одинаковое количество человек) и банк. Каждая группа знакомится с предоставленной им информацией. Между студентами распределяют роли (выбор ролей специалистов — по желанию студентов). Преподаватель раздает задания, аналитические материалы и знакомит с методическими указаниями.
2. Практическая работа. Все участники игры осуществляют расчеты в соответствии с заданиями самостоятельно, под контролем преподавателя. Задания предполагают решение, используя вертикальный и горизонтальный сравнительный анализ, по годовой бухгалтерской отчетности форма № 1 «Бухгалтерский баланс». № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменении капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», № ПЗ «Сведения о финансовом состоянии предприятия». В процессе игры определяют тенденцию изменений в составе и структуре статей бухгалтерского баланса, устанавливают их причины, рассчитывают требуемые показатели по оценкам кредитоспособности, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, с точки зрения внешнего (банка) и внутреннею (в рамках исследуемой организации) финансового анализа, при необходимости используют методы факторного анализа по отдельным показателям, разрабатывают финансовую стратегию в целях повышения кредитоспособности фирмы и фиксируют выводы.
Результаты анализа докладывает каждый исполнитель, которых может выбрать руководитель организации, их обосновывает, отвечает на вопросы. Его коллеги по группе могут помогать в случае затруднения с ответами или если вопрос относится к сотруднику организации, ответ которого находится в его компетенции.
Преподаватель контролирует последовательность выполнения заданий и время на решение практических ситуаций, методически их направляет и указывает на логическое мышление.
3. Заключительный. Расчеты и выводы предоставляют преподавателю. обсуждают результаты решения практических ситуаций и проведение деловой игры. Преподаватель отмечает лучшие ответы, корректирует их и указывает на недостатки в анализе и принятии управленческих решений.
Регламент на выполнение заданий. Организационный этап — 15 мин. практическая работа — 60 мин. Обсуждение результатов по всем заданиям — 70 мин. Обобщение результатов деловой игры преподавателем — 15 мин.
Участники деловой игры:
арбитр (преподаватель);
эксперты (3-5 чел., включая студентов из других академических групп данного курса или старше, а также приглашенных практических работников организаций поданной сфере деятельности).
Организация №1— коммерческое предприятие:
директор фирмы (1 чел.);
главный бухгалтер и его помощник (2 чел.);
главный финансист (2 чел.);
финансовый менеджер (2 чел.);
экономический отдел (2 чел.).
Организация № 2 — коммерческое предприятие.
Состав специалистов аналогичен организации № 1.
Организация № 3 — коммерческий банк:
руководитель коммерческого банка (1 чел.);
специалисты по оценке кредитоспособности заемщика (6 чел.).