Особенности современных банковских систем. Основные проблемы банковской системы России и тенденции ее развития

Исторический опыт свидетельствует, что та иная структура бан­ковской системы зависит от конкретных общественно-экономических условий. На практике используются различные модели построения бан­ковских систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:

уникальность систем, обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числу которых наряду с историческими, нацио­нальными традициями следует отнести также степень развития товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др. Например, на Североамериканском континенте две высокоразви­тые страны мира - США и Канада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу, имеют прямо противоположные подходы к орга­низации своих банковских систем. В США насчитывается около 12 тыс. банков, в Канаде - всего шесть банков, имеющих фалы и отделения на территории всей страны. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков как таковых, а в численности банковских учрежде­ний (фалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации и население.

Количественная характеристика элементов банковской системы -вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до про­ведения банковской реформы конца 80-х - начала 90-х гг. насчитыва­лось всего три государственных банка, которые имели разветвленную сеть учреждений по всей стране (Госбанк СССР - около 4,5 тыс. отделе­ний, Стройбанк СССР - 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР - семь отделе­ний на территории страны). Возможность проведения единой государ­ственной политики в денежно-кредитной сфере и жесткий контроль за ее реализацией были важнейшим преимуществом подобной банковс­кой системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и меж­банковской конкуренции тормоз поступательное движение россий­ской банковской системы;

различия в понимании банка как основного элемента банковских систем. В мировой банковской практике конкуренция между банками и небанковскими кредитными учреждениями, а также среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельнос­ти, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, каковы же отличи­тельные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных инсти­тутов, что такое современный банк. Полемика возникла в результате крупных изменений как в кредитной системе, так и в понимании, тео­ретическом осмыслении роли банков в условиях научно-технической революции, что привело к повышению значимости и банковской сис­темы в целом. Среди изменений следует особо выделить рост числа финансовых институтов, именующих себя банками; диверсификацию услуг, предоставляемых банковскими и небанковскими кредитными организациями; существенные изменения в самом характере выпол­няемых услуг, сути банковских операций, вызванных широким вне­дрением электронно-вычислительной техники и оргтехники в банков­скую сферу.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строитель­ные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные кар­точки; банки приобретают биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небан­ковским кредитным институтам предоставлены те же юридические пра­ва, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют определенные ограничения в деятельности;

положение банков на рынке ценных бумаг. Исторические, нацио­нальные особенности построения банковских систем проявляются так­же в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.

В Германии, например, банки исторически сочетают краткосроч­ные депозитно-ссудные и долгосрочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и вла­деть инвестиционными фондами; могут иметь представителей в сове­тах компаний, в которых у них есть собственность, и т. д.

В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим бан­кам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с корпоративными ценными бумагами.

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части ак­ционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала кор­пораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они име­ют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитиро­вать размещать ценные бумаги.

В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки также разделены (многие инве­стиционные банки образовались из «торговых банков»). Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными креди­тами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоци­ацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков;

система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации бан­ковского надзора. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью централь­ного банка в этих структурах:

• страны, в которых контроль (надзор) осуществляется централь­ным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, Ир­ландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;

• страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;

• страны, в которых контроль производится центральным банком совместно с другими органами, - Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и Швейцарской бан­ковской ассоциацией); Франция (Банком Франции совместно с Банков­ской комиссией); Германия (Бундесбанком совместно с Федеральной службой кредитного контроля); США (Федеральной резервной систе­мой - ФРС - совместно с Министерством финансов - Казначейством через контролера денежного обращения и независимым агентством - Федеральной корпорацией страхования депозитов).

Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки в США двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осу­ществляются федеральным правительством, а для другой части - влас­тями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские бан­ки можно разделить на четыре группы:

• национальные банки;

• банки штатов - члены ФРС;

• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию стра­хования депозитов (ФКСД);

• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обраще­ния (служба Министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских законов, а также прав инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов - члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки - не члены ФРС с вкладами, застрахо­ванными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки - не члены ФРС с неза­страхованными вкладами подпадают под действие лишь законодатель­ства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, т.е. выби­рают подчинение федеральным властям властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько бан­ков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными).

Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к ком­петенции властей штатов. В одних штатах (в 15) запрещено открывать отделения фалы (Техас, Иллинойс и др.); в других - разрешает­ся делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Кароли­на). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же гео­графическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в со­седних округах.

Подобной практики нет не только в других странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле.

Итак, банковский надзор объективно необходим, следовательно, нужны и специальные органы, осуществляющие соответствующие фун­кции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти все­гда есть государственные. Система регулирующих (надзирающих) ор­ганов в той иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики построения системы регулирования банков­ской деятельности в отдельных странах в историческом аспекте пока­зывает, что эти процессы в разных странах все же имеют больше обще­го, нежели различий;

уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране бан­ков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

• в стране еще нет центрального банка;

• в стране есть только центральный банк;

• центральный банк выполняет все банковские операции, конкури­руя с другими банками.

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоя­щее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг. В Люксембурге в последние годы ве­дется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по согла­шению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.

Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской ре­формы). Подобная банковская система была по своей сути реализаци­ей на практике идеи В. И. Ленина о создании единого банка с отделени­ями по всей стране.

Третий случай также апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции централь­ного банка и обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. вплоть до приня­тия в 1987 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функция­ми одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов «в одном кармане» (аккумули­рованных свободных денежных средств и др.) брать средства «в дру­гом», не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция таким образом могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование «мни­мых» вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной прак­тике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банков­ской системы,

В настоящее время практически во всех странах с рыночной эконо­микой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские сис­темы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и про­чие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.

Однако нередко на страницах экономической литературы встреча­ются упоминания о трехуровневых (и более) системах. Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кре­дитных институтов небанковского типа (например, страховых компа­ний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позво­ляет вести речь о различиях в составе элементов банковских систем. Последними являются лишь банки, но крупные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского типа, обуслов необходимость их учета и анализа при рассмотрении функционирования не только банковских, но и иных финансово-кре­дитных организаций в рамках кредитной системы. Примером в данном случае могут служить системы Японии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран Запада.

К основным проблемам банковской системы России следует отнести:

Наши рекомендации