Учет вложений во внеоборотные активы
14.1. Состав вложений во внеоборотные активы
Обратить внимание!
Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы регулируется:
1. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 г. № 34н
2. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-ФЗ
3. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» от 20.12.94 г. № 167
4. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» от 30.03.01 г. № 26н
5. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» от 16.10.2000 г. № 91н
6. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» от 19.11.02 г. № 115н
7. Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.93 г. № 160.
Вложениями во внеоборотные активы являются затраты организации на создание, приобретение активов, которые в дальнейшем будут приняты на учет как объекты основных средств и нематериальных активов и использованы в производственном процессе (включая управление) на срок более 12 месяцев. К ним не относятся вложения организации в ценные бумаги и уставные (складочные) капиталы других организаций (финансовые вложения).
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета:
08-1 «Приобретение земельных участков» - учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков;
08-2 «Приобретение объектов природопользования» - учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования;
08-3 «Строительство объектов основных средств» - учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом);
08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» - учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
08-5 «Приобретение нематериальных активов» - учитываются затраты на приобретение нематериальных активов;
08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» - учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;
08-7 «Приобретение взрослых животных» - учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке;
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.
Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.
Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:
- по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на: строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство;
- проектно-изыскательские работы;
- прочие затраты по капитальным вложениям;
- по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, по каждому приобретенному объекту;
- по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.);
- по расходам, связанным с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - по видам работ, договорам (заказам).
14.2. Учет затрат по капитальному строительству
Обратить внимание!
Под капитальным строительством понимаются работы по строительству новых объектов, а также расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих объектов основных средств.
Субъектами капитального строительства, как правило, являются инвестор, заказчик (застройщик) и подрядчик (строительные подрядные организации), а также пользователь.
Предметом договора (контракта) на капитальное строительство и бухгалтерского учета является объект капитального строительства. К объекту относится отдельно стоящее здание или сооружение (со всеми относящимися к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, а также приходящимися на них прочими капитальными работами и затратами), на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение которого должны быть составлены отдельный проект и смета.
Бухгалтерский учет затрат на капитальное строительство ведется заказчиком (застройщиком) на субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» счета 08 по объектам с начала строительства до сдачи их в эксплуатацию. После сдачи объектов в эксплуатацию они зачисляются в состав основных средств как отдельные инвентарные здания, сооружения и оборудование.
При организации учета затрат по капитальному строительству необходимо иметь в виду следующее:
- учет капитальных вложений на счете 08 может вестись заказчиком и инвестором (при приемке объекта) либо одним инвестором, если он выполняет функции заказчика;
- учет капитальных вложений на уровне заказчика - застройщика может вестись в порядке, установленном для учета результатов деятельности подрядных строительных организаций;
- не все затраты заказчика по капитальному строительству формируют инвентарную стоимость объектов (затраты по строительству, в размере которых объект вводится в состав основных средств), вводимых в эксплуатацию.
Для учета затрат по капитальному строительству используются следующие формы документов:
1. Акт о приемке выполненных работ (Унифицированная форма № КС-2) - применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
2. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) - применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика).
3. Общий журнал работ (форма № КС-6) - применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ. Ведется на строительстве (при реконструкции, расширении) отдельных или группы однотипных, одновременно строящихся зданий (сооружений), расположенных в пределах одной строительной площадки. Ведется производителем работ (старшим производителем работ, руководителем смены), ответственным за строительство здания или сооружения.
4. Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) - применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме № КС-3. Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
5. Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма № КС-8) - применяется для учета приемки законченного строительством временного (нетитульного) сооружения. Акт составляется исполнителем строительно-монтажных работ в 3-х экземплярах, первый экземпляр остается у лица, сдавшего объект на хранение, второй экземпляр передается лицу, принявшему объект на ответственное хранение, третий - передается в бухгалтерию.
6. Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9) - применяется для оформления разборки временных (нетитульных) сооружений, для оприходования фактически полученных от разборки материалов, подлежащих возврату. Акт составляется комиссией, специально назначенной приказом (распоряжением) руководителя строительной организации или уполномоченного лица. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров, один из которых передается в бухгалтерию, другой - лицу, принявшему объект на ответственное хранение.
7. Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, сооружений и насаждений (форма № КС-10) - применяется для определения размера материального ущерба, в связи со сносом (переносом) зданий, строений, сооружений и уничтожением или порчей насаждений (плодово-ягодных, посевов и др.). Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить собственник (владелец) здания, строения, сооружения, насаждения, подлежащего сносу, или его представитель, представитель заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта, представитель бюро технической инвентаризации. В случае необходимости в состав комиссии могут входить представители других заинтересованных организаций. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров.
8. Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) - применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом). Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом). Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика.
9. Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) - является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом). Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика), заказчика.
10. Акт о приостановлении строительства (форма № КС-17) - применяется для оформления приостановления строительства (консервации или прекращения строительства). По получении решения о консервации или окончательного прекращения строительства заказчик (застройщик) обязан произвести окончательный расчет по этому строительству с исполнителем работ. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй - заказчику (застройщику). Третий представляется только по требованию инвестора.
11. Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (форма № КС-18) - применяется для оформления приостановления начатых проектно-изыскательских работ вследствие невключения этих работ в план или нецелесообразности дальнейшего проектирования строительства. Акт составляется заказчиком в необходимом количестве экземпляров, из которых один остается в бухгалтерии заказчика, два экземпляра направляются проектной организации, четвертый экземпляр представляется только по требованию инвестора.
14.3. Учет вложений в отдельные объекты внеоборотных активов
Обратить внимание!
Отдельные объекты основных средств (земельные участки, объекты природо-пользования, здания, сооружения, транспортные средства, объекты природопользования и др.) должны приобретаться организациями отдельно от строительства и приобретений аналогичных объектов в процессе капитального строительства.
Стоимость покупаемых земельных участков, объектов природопользования, зданий и сооружений, а также оборудования, не требующего монтажа (а также оборудования, требующего монтажа, предназначенного в запас), отражается в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 на субсчетах 1, 2, 4, 5.
Все затраты, связанные с приобретением указанных объектов, учитываемые на счете учета капитальных вложений, включаются в первоначальную стоимость объектов (затраты по дооборудованию объекта, выполнению комплекса внутренних отделочных и специальных строительно-монтажных работ – т.е. затраты по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию). По окончании вышеперечисленных работ формируется новая первоначальная стоимость указанного объекта, который принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
Объекты недвижимости (сооружения, здания и др.), а также объекты, права собственности на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. До момента регистрации права собственности указанные объекты отражаются на счете 08. Такой же порядок распространяется на объекты транспортных средств (автомобили, прицепы, мотоциклы, тракторы и др.) до их регистрации в ГАИ.
Нематериальные активы при их приобретении отражаются на счете 08/5 в размере затрат при покупке (без НДС). По мере доведения их до состояния, пригодного для использования и получения доходов, они списываются в дебет счета 04:
Дебет01, 03, 04 Кредит08 – приняты к бухгалтерскому учету объекты внеоборотных активов по первоначальной стоимости.
Задание 19. Составить корреспонденцию счетов с применением субсчета 08-1 «Приобретение земельных участков».