Аналитический и синтетический учет в коммерческом банке
Основные понятия
Бухгалтерский учет в коммерческих банках ведется в двух направлениях: синтетическом и аналитическом.
Аналитический учет- это подробный, детальный учет каждой совершаемой банком операции.
Цели аналитического учета:
· полно, подробно и оперативно отразить на счетах бухгалтерского учета все проведенные банком операции;
· проконтролировать каждую операцию по существу и форме, используя данные денежно-расчетных документов, которые служат основанием для отражения операций в аналитическом учете.
Синтетический учет- это обобщенный учет, учет по укрупненным показателям.
Цели синтетического учета:
· сгруппировать данные аналитического учета по определенным принципам (по счетам второго и первого порядка);
· проверить правильность ведения аналитического учета.
Данные синтетического учета служат для анализа и управления деятельностью банка.
Аналитический и синтетический учет ведется в регистрах, т.е. документах, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах и журналах, на отдельных листах и карточках. Правильность информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, подтверждается подписями лиц, составивших данные документы, а также осуществивших дополнительный контроль.
В автоматизированных банковских системах (АБС), как правило, регистры аналитического и синтетического учета представлены в виде некоего массива первичных документов из которого, при необходимости, производится выборка необходимой информации для получения того или иного регистра учета. Организация первичных документов в единый массив позволяет повысить гибкость и скорость работы системы, ускоряет поиск необходимых первичных документов и облегчает пользователю работы с регистрами учета и первичными документами, сконцентрированными в едином универсальном интерфейсе.
При необходимости АБС позволяет сформировать бумажную копию регистров учета в виде отчета системы.
Основными регистрами (материалами) аналитического учета являются:
· лицевые счета;
· ведомость остатков;
· ведомость привлеченных (размещенных) средств.
Основные регистры (материалы) синтетического учета в условиях использования систем автоматизации - баланс и оборотная ведомость.
Обороты и остатки по счетам в документах синтетического учета отражаются только в денежном выражении в российской валюте. Однако, как правило АБС позволяет вести обороты и остатки по счетам не только в национальной валюте, но и валюте счета, автоматически производя пересчет в национальную валюту по курсу заданному пользователю на определенную дату.
В аналитическом учете используются следующие виды оценки ценностей:
· стоимостная;
· натуральная;
· условная.
Стоимостная оценка используется для учета собственных и привлеченных средств банка и их размещения в различные активы, требований и обязательств по заключенным банком договорам. Ценности отражаются в учете в денежном выражении, как в российской, так и в иностранных валютах.
Натуральная оценка применяется для учета драгоценных металлов и драгоценных камней (в граммах и каратах) наряду с их стоимостной оценкой в денежном выражении в соответствии с официально установленной ценой.
Учет некоторых видов ценностей, таких как бланки ценных бумаг (акции, векселя, облигации) и бланки строгой отчетности (чековые книжки, справки и др.), ведется в натуральном выражении (количество единиц хранения) с одновременным отражением их в учете в денежном выражении в условной оценке: один рубль за единицу хранения.
Аналитический и синтетический учет в банке ведется в соответствии с учетной политикой, которую разрабатывает и утверждает каждая кредитная организация, основываясь на План счетов бухгалтерского учета и Правила ведения бухгалтерского учета, изложенных в нормативных документах Центрального банка РФ.
В составе учетной политики подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета;
· формы первичных учетных документов для оформления операций, включая внутрибанковские операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов в альбомах Роскомстата;
· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.