Суть и классификация услуг
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ краткий
План
Суть и классификация услуг
Особенности международной торговли услугами
Государственное регулирование международной торговли услугами
РефератыМеждународные транспортные услуги
инжиниринг — инженерно-технические и консультативные услуги
Консалтинговые услуги
Туризм
Международный информационный обмен
Суть и классификация услуг
В зарубежной литературе существует большое число определений термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий "товар" и "услуга". В этих определениях подчеркивается, что "услуги" по сравнению с "товарами" нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, неосязаемы.
В справочнике "Либерализация международных операций по услугам» разработанному в середине 90-х годов ЮНКТАД(Конференция ООН по торговле и развитию ) и Мировым банком, дается такое определение услуг: " услуги - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому в широком смысле услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.
Есть разные подходы к классификации услуг.
В публикациях ЮНКТАД услуги поделены на пять категорий:
1) финансовые;
2) информационные (коммуникационные);
3) профессиональные (производственные);
4) туристические;
5) социальные.
На практике сегодня широко используется классификация услуг, предложенная МВФ:
Согласно классификации МВФ к торговым (то есть международных) услугам отнесены такие их виды и подвиды: транспорт (пассажирский и грузовой), поездки (деловые и личные ), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, другие бизнес-услуги (посреднические услуги, лизинг и другие деловые, профессиональные и технические услуги), личные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные и другие), правительственные услуги.
Классификация ГАТТ/ВТО включает свыше 600 разновидностей услуг. Она базируется на Международной стандартизированной промышленной класификации, которая принята ООН и признается во многих странах мира. Согласно этой классификации к услугам принадлежат все товары, которые включены в категории 4—9, а именно: коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, транспорт, хранение и связь и финансовое посредничество; оборона, здравоохранение и общественные работы; другие коммунальные услуги, социальные и личные услуги. Именно эта классификация используется во время переговоров о либерализации международной торговли услугами которые проходят в рамках ГАТС/ВТО. (GATS — General Agreement on Trade in Services) — это Генеральное соглашение из торговли услугами, которая является главным международным документом, который регулирует международную торговлю услугами в целом.
Классификация Мирового банка предусматривает разделение всех услуг на две группы:
— факторные услуги, которые включают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы и инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентам;
— нефакторные услуги, которые включают остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).
Эта классификация так же, как и предыдущая, используется при обсуждении проблем урегулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ, которые обычно сосредоточиваются на нефакторных услугах.
Отмечая, что предоставление услуг преимущественно происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций, А. Киреев предлагает классифицировать услуги в зависимости от способа их доставки потребителям:
а) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные, профессиональные услуги;
б) услуги, связанные с торговлей, — транспортные, страхование;
в) услуги, связанные одновременно с торговлей и инвестициями, — связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
В Украине с целью анализа внешнеэкономической деятельности используется классификация с выделением транспортных, информационных, инжиниринговых, консалтинговых, туристических услуг и т. п. (то есть классификация нефакторных услуг).
Одним из распространенных видов услуг на международных рынках есть инжиниринг — инженерно-технические и консультативные услуги относительно создания объектов промышленности, производственной и социальной инфраструктур. Составляющими его есть: проектно-консультационный инжиниринг, технологический инжиниринг, строительный (общий) инжиниринг, управленческий инжиниринг.
Консалтинговые услуги — консультирование производителей, продавцов, покупателей по вопросам экономической деятельности предприятия, фирм и организаций. Предоставляются консалтинговыми фирмами, которые осуществляют исследование и прогнозирование рынка, оценивают экспортно-импортные операции, разрабатывают технико-экономическое обоснование на объекты международного сотрудничества и создания СП, проводят комплексное маркетинговое исследование и разработку маркетинговых программ, разрабатывают экспортные стратегии на конкретных рынках и тому подобное.
Одной из наиболее динамических форм в международной торговле услугами есть туризм. Международный туризм входит в тройку наибольших отраслей- экспортеров, уступая лишь нефтяной промышленности и автомобилестроению.
Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и невещественных). Туризм не является товаром первой необходимости, потому он становится потребностью человека лишь при определенном уровне ее доходов и определенном уровне богатства общества.
Различают международный туризм трех видов:
— рекреационный — научный— деловой туризм
ВОТ имеет статус межправительственной организации, которая отвечает за развитие туризма.
Международные транспортные услуги — это услуги всех видов транспорта, которые обеспечивают перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или больше странами, и которые предоставляются резидентами одной страны резидентам другой страны.
В зависимости от вида транспорта, который используется для перевозок, различают морские, речные, воздушные, трубопроводные, космические, железнодорожные и автомобильные сообщения.
Международный информационный обмен — это передача и получение информационных продуктов и предоставления информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.