Вопрос 1. Метод расчета процента от продаж
Такой метод является широко распространенным в практике финансового прогнозирования. Так как во-первых: он является очень простым и во-вторых: без этого метода очень сложно разработать прогнозный баланс на средний и долгосрочный период времени. Иногда в литературе встречается и другое название этого метода – метод пропорциональной зависимости. Однако это название более широкое чем первое, так как в некоторых случаях метод пропорциональной зависимости может применяться и в ряде других случаев. Например при формировании отчета о прибылях и убытках на долгосрочный период времени. При использовании этого метода условно считается что в прогнозном периоде все статьи актива прогнозного баланса изменяются пропорционально изменению объема продаж, то есть например в прогнозном периоде объем продаж увеличивается на 10% это значит что все статьи актива прогнозного баланса также увеличиваются на 10%. Для сравнения с данными баланса за предыдущий период отчетный или базисный. От сюда второе название метода. При таком подходе к прогнозированию оказывается что если в предыдущем балансе за отчетный или базовый период рассчитать процентное отношение значение статей актива баланса к объему продаж. Это доказательство, что эти процентные соотношения и прогнозном балансе.
Метод реализуется следующим образом для формирования прогнозного баланса необходимо иметь отчет о прибылях и убытках и баланс за предыдущий период. Затем сформировать прогнозный отчет о прибылях и убытках. Если нет никаких возможностей то также используется метод пропорциональной зависимости. В отчетных документах и прогнозных документах выделяется отдельный столбец в котором отражается проценты значения отдельной статьи по отношению к объему продаж. Это и позволяет определять в прогнозном периоде значение всех статей актива прогнозного баланса и значение объема Краткосрочных кредитов КК и Кредиторской задолженности в пассиве прогнозного баланса. Если предприятие не является акционерным обществом то оно не выплачивает дивиденды, поэтому значение нераспределенной прибыли в прогнозном периоде будет равно значению чистой прибыли в этом же периоде. Если же оно является акционерным обществом и выплачивает дивиденды, то значение нераспределенной прибыли в прогнозном балансе будет меньше значения чистой прибыли на величину дивиденда. Значение собственного капитала в пассиве прогнозного баланса представляет собой значение этого капитала в балансе за предыдущий период + полученная за этот период нераспределенная прибыль. В результате в пассиве прогнозного баланса остается неизвестным одно значение объема долгосрочных обязательств, который находится методом пробки, то есть в балансе актив равен пассиву, поэтому из общего значения пассива нужно вычесть значение собственного капитала, нераспределенной прибыли, КК и КЗ.
Недостатки метода.Простота метода приводит к тому, что игнорируется некоторые важные тенденции в деятельности предприятия, что, в конечном счете, не позволяет на основе пропорциональной зависимости, верно, отразить изменение значение статей прогнозного баланса по сравнению с предыдущим балансом. Во-первых, объем необоротных активов а это практически основные средства не всегда изменяются пропорционально объему продаж по следующим причинам:
1. На многих предприятиях в рыночной экономике существует резервы производственной мощностей. Для того чтобы в случае необходимости можно быстро увеличить объем производства продукции. Поэтому в таких случаях при необходимости увеличения объема продаж нет необходимости приобретать, покупать дополнительный объем основных фондов. В связи с этим желательно рассмотреть зависимость между объемом продаж и объемом основных фондов в ретроспективном периоде (прошлом за 3-5 лет). Ну а затем эту зависимость перенести (пролонгировать) на прогнозный период.
2. На разных предприятиях имеется разная структура или состав основных фондов. Соответственно имеется активная и пассивная часть основных фондов. Однако же пассивная часть а это здания, сооружения, не позволяет увеличивать объем продаж. Поэтому обычно она не изменяется пропорционально объему продаж. Кроме того предприятие имеет разный состав основных фондов по срокам его эксплуатации. Соответственно если предприятие имеет изношенные основные фонды, то тогда для увеличения объема продаж может потребоваться б(о)льшее увеличение основных фондов, чем прирост объема продаж. Во-вторых и оборотные активы тоже не всегда изменяются пропорционально объему продаж. Например, объем запасов и затрат может расти и быстрее и медленнее чем рост объема продаж. Быстрее только в том случае если предприятие осваивает выпуск новых видов продукции, а медленнее в том случае если у предприятия есть сверх нормативные запасы. Дебиторская задолженность также может изменяться не пропорционально объему продаж. Если предприятие ставит задачу объем дебиторки, то есть она будет расти медленнее чем объем продаж, то тогда потребителям продукции могут предоставляться скидки с цены за более быструю оплату отгруженной продукции. Если же предприятие, увеличивая объем продаж, одновременно расширяет число потребителей то тогда объем дебиторки может расти более высокими темпами, чем объем продаж. Что же касается роста денежных средств то у нормального устойчивого работающего предприятия обычно этот рост происходит пропорционально объему продаж. Однако если в предыдущем периоде был, излишек этих средств то в прогнозном периоде темп их роста могут быть меньше, ну и наоборот. Все рассмотренные ситуации можно учесть при анализе деятельности предприятия за ретроспективный период. Однако при этом н….. тем не менее в объеме кредиторской задолжности есть и нормальные есть и нормальные «товарные» статьи и «больные» статьи. Соответственно темпы роста товарных статей, может быть больше чем темпы роста объема продаж. Ну а больные статьи должны быть такие как темпы роста продаж или даже ниже.
Кроме выше изложенного имеется еще один существенный недостаток этого метода. Дело в том, что в процессе составления прогнозного баланса может оказаться что темпы роста долгосрочных обязательств будут существенно выше чем темпы роста объема продаж, а это значит что и объем процентов по приросту таких кредитов будет существенно выше, чем прямая пропорциональсть, что не было учтено при формировании отчетов прогнозного отчета о прибылях и убытках. Поэтому такой отчет нужно переработать с уменьшением чистой прибыли на величину дополнительно уплачиваемых процентов а затем необходимо изменить и прогнозный баланс. Где снова будет увеличена статья долгосрочных обязательств. А это приводить к новому перерасчету прогнозного отчета о прибылях и убытках и новому составлению прогнозного баланса. Таким образом эти прогнозные документы необходимо составлять неоднократно, чтобы достичь необходимой точности расчета. Однако, поскольку сам прогноз не является точным документом, поэтому считается что если в процессе перерасчета нераспределенная прибыль будет уменьшаться меньше чем на 5-10% то тогда перерасчеты документов можно закончить.
Вопрос 2. Аналитический метод.
Выпуск- апрель 2011
Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену