Активы коммерческих банков по состоянию на 01.01.03

№ п/п Краткое наименование банка Активы, млрд руб.
Сбербанк россии 1117,0
Внешторгбанк 194,7
Газпромбанк 163,3
Альфа-банк 161,9
Межпромбанк 121,7
Банк москвы 98,5
Мдм-банк 90,6
Международный московский банк 79,4
Росбанк 65,1
Промстройбанк 47,5

Таблица 5.2

Вклады физических лиц в коммерческих банках по состоянию на01.01.03

№ п/п Краткое наименование банка Вклады физических лиц, млрд руб.
Сбербанк россии 693,0
Банк москвы 25,5
Альфа-банк 24,0
Внешторгбанк 15,9
Газпромбанк 14,6
Росбанк 11,9
райффайзенбанк 9,1

В табл. 5.3 приведены данные, характеризующие объемы ссуд, выданных десятью крупнейшими коммерческими банками по состоянию на 1 января 2003 года. В таблице банки упорядочены по размеру выданных ссуд, а всего банковской системой на 01.01.03 было предоставлено кредитов на сумму 1881,9 млрд руб.

Таблица 5.3

Ссуды, выданные коммерческими банками, по состоянию на01.01.03[8]

№ п/п Краткое наименование банка Выданные ссуды, млрд руб.
СБЕРБАНК РОССИИ 558,6
АЛЬФА-БАНК 100,8
ВНЕШТОРГБАНК 76,1
ГАЗПРОМБАНК 74,9
МЕЖДПРОМБАНК 74,0
ВНЕШЭКОНОМБАНК 53,8
Банк москвы 57,7
Мдм-банк 33,9
ситибанк 28,0
росбанк 26,8

Вопросы для обсуждения

1. Используя данные табл. 5.1, рассчитайте долю трех крупнейших игроков (CR3), индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI) и охарактеризуйте уровень концентрации на рынке банковских услуг.

2. Используя данные табл. 5.2, рассчитайте долю трех крупнейших игроков (CR3), индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI) и охарактеризуйте уровень концентрации рынка депозитов физических лиц.

3. Используя данные табл. 5.3, рассчитайте долю трех крупнейших игроков (CR3), индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI) и охарактеризуйте уровень концентрации рынка ссуд, выдаваемых банками.

4. Почему степень концентрации рынка банковских услуг, оцененная по вкладам физических лиц и по выданным ссудам, существенно различается?

5. Является ли продукт, предоставляемый коммерческими банками России, однородным или дифференцированным?

6. Назовите барьеры для входа на банковский рынок в Российской Федерации. Они являются высокими, или их легко преодолеть?

7. Сделайте вывод о типе рынка банковских услуг в России.

8. Какая модель поведения фирм в наибольшей степени соответствует поведению российских банков?

Кейс 6

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
НАЧАЛА БОРЬБУ С КАРТЕЛЯМИ

Временные рамки и проблемный контекст ситуации

«Соединенные Штаты были первой страной, которая приняла масштабную антитрестовскую политику в отношении слияний. Антитрестовский Закон Шермана 1890 года (Sherman Antitrust Act, 1890) провозгласил, что “любое ... объединение в форме треста (trust) или чего-либо еще ... ограничивающее торговлю”, незаконно. Первые тресты создавались главным образом через слияния (mergers), поэтому закон был нацелен, по меньшей мере отчасти, против слияния. Статья 2 Закона Шермана поставила вне закона монополизацию торговли и даже попытки монополизации. Что эти общие запреты означали в отношении отдельных слияний, должно было быть установлено в каждом конкретном случае решением суда»[9].

В нашей стране предшественник Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был образован только 14 июля 1990 года, т.е. ровно через 100 лет после начала антимонопольной деятельности в США. Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский, а в ноябре 1992 года председателем Комитета стал Леонид Арнольдович Бочин.

17 марта 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева. 22 сентября 1998 года были упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте было образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром был назначен Геннадий Максимович Ходырев. Численность работников центрального аппарата – 440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий. В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по вопросам права, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта 2004 года министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к новообразованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 года[10]. 26 июля 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции». В отличие от Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятого 22 марта 1991 года, в новом документе содержится определение согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на регулирование товарных рынков и приводящих к ограничению конкуренции на этих рынках. Таким образом, нынешняя правовая база позволяет Федеральной антимонопольной службе доказывать существование на рынке ценового или какого-либо иного сговора без предоставления в суде письменных документов, подтверждающих наличие формальных соглашений, ограничивающих конкуренцию.

И действительно, вскоре Федеральная антимонопольная служба РФ обвинила автозаправочные станции (АЗС) в согласованных действиях, связанных с установлением высоких цен на бензин. Кроме того, ведется борьба и против крупных банков, которые, по мнению ФАС, вступили в картельный сговор по поддержанию слишком высоких процентных ставок по потребительскому кредиту. Правда, некоторые эксперты считают, что федеральная антимонопольная служба ошибается. Эти эксперты полагают, что главной причиной повышения цен на бензин являются налоги, а процентные ставки по кредитам не снижаются из-за больших рисков и пока еще слабой конкуренции на рынке потребительского кредитования. Ниже приводятся материалы статьи «Четырехбанкирщина», опубликованной 30 мая 2007 года. В этой статье представлена как точка зрения руководства ФАС на ситуацию, сложившуюся в сферах потребительского кредитования и торговли бензином, так и мнение экспертов по данному вопросу.

Описание ситуации[11]

«Антимонопольная служба намерена активизировать борьбу с картельными сговорами на российском рынке, в частности в сферах потребительского кредитования и торговли бензином». Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил глава ФАС Игорь Артемьев.

«То, что происходит с картелями, заслуживает особого внимания правительства. Мы считаем, что в различных отраслях российской экономики картелей много, и мы пока не научились эффективно бороться с ними», – сказал Артемьев. «Это я бы обозначил как приоритет в числе серьезных шагов, которые предстоит сделать в ближайшем будущем», – добавил он.

Артемьев отметил, что до сих пор система выявления картельных сговоров и борьбы с ними в России действует неэффективно, за последние несколько лет не было выявлено крупных картелей, однако это не означает их отсутствия. «У нас прежде всего есть бензиновый картель», – сказал глава ФАС. По его словам, в нескольких регионах антимонопольным органам удалось доказать факт картельного сговора, но в масштабах страны подобный картель пока выявить не удалось.

Артемьев отметил, что ситуация в сфере потребительского кредитования в России также напоминает картель. «Речь идет о согласованных действиях, которые по новому антимонопольному законодательству караются так же, как картель», – сказал Артемьев. «Мы хотели бы обратить на это внимание банкиров», – добавил он, отметив, что среди банков укоренилась практика проведения консультаций по вопросам условий потребительского кредитования, и «их поведение находится на грани того, что подпадает под действие законодательства».

Однако эксперты считают, что ни в той, ни в другой сфере картельного сговора нет.

«Для крупных нефтедобывающих компаний розничный рынок нефтепродуктов настолько мало значительный с точки зрения финансовых результатов, что сговора на нем не может быть в принципе», – сообщил в интервью журналу «Эксперт» глава управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами нефтяной компании «ЛУКойл» Андрей Гайдамака. По его мнению, цены на высокооктановые бензины растут потому, что спрос превышает предложение. Эксперты также считают, что картельный сговор если и имеет место, то скорее это исключение, чем правило. «Около 60% на российском рынке занимают независимые операторы», – говорит аналитик информационного центра «Кортэс» Людмила Лурье. Она полагает, что основной причиной повышения цен на бензин являются налоги. «НДПИ, который платят компании, привязан к экспорту нефти – и это способствует повышению цены, если растет мировая цена на нефть. Цена на внутреннем рынке однозначно реагирует на это», – говорит Лурье. Растет оптовая цена – растет и розничная.

По подсчетам специалистов, в России в стоимости бензина доля налогов составляет примерно половину – в два с половиной раза больше, чем в США. Вот и ответ на вопрос, почему цена на бензин высокая, если страна изобилует нефтью. Если к этому прибавить то, что в России крупных нефтеперерабатывающих заводов не более 28, а работают они в три раза менее эффективно, чем в США, и при этом опережающими темпами растет автопарк, то получится, что при прочих причинах рост цен вполне закономерен.

Что же касается банков, то тут эксперты отмечают некую согласованность действий в определении тарифной политики. «Вряд ли имеет смысл говорить о картельном сговоре – доказать его существование практически невозможно, – говорит эксперт ИК «Финнам» Екатерина Заведенская. – В то же время банки при определении своей тарифной политики не перешли на уровень ценовой конкуренции, со стороны их действия в плане изменения стоимости услуг выглядят согласованными». «В сегменте потребкредитов рынок контролируют четыре банка – “Русский стандарт”, “Хоум кредит”, “Росбанк” и “Инвестсбербанк”, которые держат 80% рынка», – отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова. И действительно, это правда, – для того чтобы понимать динамику рынка, имеют место консультации между банками. Когда есть только четыре игрока, легко мониторить процентные ставки конкурентов и устанавливать похожие, отмечает Орлова. Она, правда, считает, что банки не всегда координируют между собой свои действия. Например, на рынке кредитных карт «Русский стандарт» вышел с существенным понижением стоимости этих продуктов (снизив ставку кредита с 30–35 до 18%), что никак не было согласовано с рынком и для многих явилось неприятной неожиданностью.

Гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников полагает, что картельного сговора между банками нет. «На рынке серьезная конкуренция, и вряд ли имеет место сговор. Олигополия, которую мы наблюдаем, – это самая жесткая конкуренция». По мнению эксперта, высокие ставки банки удерживают не по причине сговора, а из-за высоких рисков невозврата кредитов (хотя огромная ликвидность и дешевые кредиты, которые берут банки за рубежом, должны были бы сыграть на понижение). “Хоум кредит” едва не обанкротился именно из-за этого. В нишу потребкредитования в свое время ломанулись практически все банки, но потом пулей оттуда вылетели – настолько тяжел этот бизнес», – напоминает он. У кого 25% кредитов просрочено, у кого еще больше, отмечает Матовников. «Играет свою роль и фактор растущего рынка. На рынок приходят все новые и новые клиенты, реальной конкуренции за них пока нет, в результате чего банки удерживают высокие цены, получая сверхприбыли», – отмечает Заведенская.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание понятие картеля. К каким последствиям для рынка и общества в целом ведет образование картелей? Почему выявление картелей и борьба с ними затруднена?

2. В тексте статьи приводятся доводы экспертов для опровержения мнения ФАС о наличии картеля на рынке бензина. Прокомментируйте эти доводы с точки зрения экономической теории. По возможности проиллюстрируйте свой ответ графически.

3. В тексте статьи приводятся доводы экспертов для опровержения мнения ФАС о наличии картеля на рынке потребительского кредитования. Прокомментируйте эти доводы с точки зрения экономической теории. По возможности проиллюстрируйте свой ответ графически.

4. Прочитайте Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года и выделите те статьи закона, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Кейс 7

ПОЧЕМУ МОСКОВСКИЕ МУЗЕИ
ДИСКРИМИНИРУЮТ ИНОСТРАНЦЕВ?

Временные рамки и проблемный контекст ситуации

Политика установления разных цен на один и тот же товар различным потребителям на языке экономистов именуется ценовой дискриминацией, если разница в ценах не оправдана издержками производства товара. Продавец, являясь монополистом или обладая монопольной властью, сортирует покупателей по группам, между которыми невозможна купля-продажа данного товара. Существует много разновидностей ценовой дискриминации, и их воздействие на экономику может быть различным. Но чаще всего ценовая дискриминация снижает общественное благосостояние. Сама же фирма, которая проводит дискриминацию, получает от нее выгоду.

Одним из самых распространенных примеров ценовой дискриминации, как в зарубежной, так и в отечественной практике являются скидки студентам, детям и пенсионерам на вход в музеи. Причем, многие российские музеи практикуют также и дискриминацию по признаку гражданства – для иностранных граждан цена посещения музеев значительно выше. Данный кейс основан на исследовании рынка московских и подмосковных музеев, как популярных среди иностранцев, так и не слишком популярных, чтобы проверить, проводится ли ценовая дискриминация на данном рынке и по каким признакам, а также какие именно музеи осуществляют такую дискриминацию. Описание ситуации относится к июню 2004 года.

Описание ситуации и фактическая информация

Всего было обследовано 70 музеев, для эксперимента они были разбиты на 8 групп по различным направлениям специализации: музеи Кремля (7), исторические (14), художественные (8), литературные (15), музеи-усадьбы (6), театральные и музыкальные (6), естественнонаучные и отраслевые (14). Разделение по специализациям должно было помочь определить, какие музеи наиболее популярны среди иностранных граждан, а значит, каким музеям выгодно проводить ценовую дискриминацию по признаку гражданства.

Оказалось, что практика ценовой дискриминации, действительно, очень популярна в музеях московского региона. Такую дискриминацию (по разным признакам – гражданство, скидки студентам, детям и др.) проводят 55 музеев, т.е. 79% всех обследованных музеев. Остальные 15 музеев, т.е. 21% выборки, вообще не осуществляют ценовой дискриминации. Причем в 1/5 из них действует единый тариф для всех посетителей (например, музей Л.Н. Толстого, некоторые художественные музеи), а в остальных – вход свободный (мавзолей В.И. Ленина, музей храма Христа Спасителя, некоторые художественные, литературные, естественнонаучные музеи).

Ценовую дискриминацию не в пользу иностранцев (рис. 7.1) проводят 24% обследованных музеев. Цены на входные билеты в них для иностранных граждан в 2–3, а иногда и в 7 раз выше, чем для граждан России. Правда, 10% из этих музеев предоставляют скидки (которые могут достигать 50% от стоимости билета) иностранным студентам. Но даже с этими скидками входные цены для иностранцев значительно превышают цены, предназначенные для россиян. Соответственно 76% обследованных музеев не осуществляют дискриминации такого рода. Среди музеев, которые проводят ценовую дискриминацию по признаку гражданства (рис. 7.2), – многочисленные музеи Кремля, наиболее посещаемые иностранцами музеи-усадьбы, театральные музеи (дом-музей К.С. Станиславского, музей-квартира В.И. Немировича–Данченко, музей МХАТ), некоторые исторические и литературные музеи. В выборке не оказалось ни одного естественнонаучного и отраслевого музея, который бы осуществлял такого рода ценовую дискриминацию.

 
 

Рис. 7.1. Ценовая дискриминация по признаку гражданства
в зависимости от специализации музея

Рис. 7.2. Доля музеев, осуществляющих ценовую
дискриминацию по признаку гражданства

В странах Западной Европы практически отсутствует ценовая дискриминация посетителей музеев по признаку гражданства. Зато широко используется система музейных карт. Приобретая музейную карту за некоторую цену, турист может бесплатно посетить неограниченное число музеев в течение определенного периода времени. Например, в Париже туристам предлагают купить музейную карту, которая дает право на бесплатный вход почти в 70 парижских и загородных музеев. В 1996 году эта карта со сроком действия 1 день стоила 70 франков, со сроком действия 3 дня – 140 франков, со сроком действия 5 дней – 200 франков.

Вопросы для обсуждения

1. К какому типу – в соответствии с классификацией Пигу – относится ценовая дискриминация, практикуемая московскими музеями? Аргументируйте свой ответ.

2. Объясните, почему музеи назначают иностранцам более высокие цены, чем российским гражданам, и почему иностранцы готовы платить более высокую цену за вход в музей?

3. Продемонстрируйте данную политику ценообразования на графике.

4. Используя математические методы анализа, докажите, что в целях максимизации прибыли музеи должны назначать более высокие цены на тех рыночных сегментах, где спрос менее эластичен по цене.

5. Почему одни московские музеи осуществляют ценовую дискриминацию по признаку гражданства, а другие нет?

6. Почему многие музеи, не осуществляя дискриминацию по признаку гражданства, дискриминируют российских граждан по возрастному признаку?

7. Используя соответствующие интернет-ресурсы, проанализируйте состояние рынка услуг московских и подмосковных музеев в настоящий момент времени. Изменилась ли ситуация по сравнению с рассматриваемым периодом?

8. В тексте описана система музейных карт, широко применяемая в странах Западной Европы. Является ли данная система формой ценовой дискриминации? Свой ответ аргументируйте.

Кейс 8

У ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ ТАРИФЫ НА ЛЮБОЙ ВКУС!

История отрасли[12]

В Советском Союзе все радиочастоты находились в собственности военных ведомств и использовались в основном для военных нужд. Начало сотовой связи в России положила компания «Дельта Телеком», первой построившая сеть стандарта НМТ-450 в Санкт-Петербурге в 1991 году. Через некоторое время открылась сеть того же стандарта в Москве под брэндом «МСС». Данная сеть была сетью 1G (стандарт первого поколения) и давно устарела. Сети этого стандарта потом переводились в новый стандарт CDMA2000.

Следующей вехой в истории отрасли была организация компании «Вымпел Коммуникации» (бренд «БиЛайн»), построившей сеть в стандарте AMPS-800 в городе Москве. Этот стандарт также являлся стандартом 1G. В 1997 году эта сеть была преобразована в сеть DAMPS (2G), а позже продана другой компании («Корбина Телеком»).

Открытое акционерное общество «ВымпелКом» было организовано в сентябре 1992 года Дмитрием Зиминым с привлечением в качестве учредителей «КБ Импульс», Радиотехнического института им. Минца и ряда других предприятий. В январе 1993 года акционерное общество «ВымпелКом» получило лицензию Министерства связи РФ на предоставление услугсотовой связи в стандарте AMPS в Москве. В 1994 году была создана новая сеть емкостью 10 000 абонентов с использованием оборудования фирмы Ericsson. Коммерческая эксплуатация сети началась в июне под торговой маркой «Билайн». В ноябре 1996 года акционерное общество «ВымпелКом» вышло на Нью-йоркскую фондовую биржу (NYSE), став первой российской компанией, включенной в ее листинг после 90-летнего перерыва. Акции «ВымпелКома» в виде Американских депозитарных расписок (ADR) третьего (самого высшего) уровня были размещены на NYSE под символом VIP и позволили компании привлечь более 60 млн долл. на развитие сети.

В июне 1997 года состоялся успешный запуск первой в России сети стандарта GSM-1800 – «БИЛАЙН 1800», при создании которой было использовано оборудование компании Alcatel. К концу 1997 года эта сеть имела емкость в 120 тыс. абонентов, насчитывала 160 базовых станций и обеспечивала покрытие всей территории Москвы. Параллельно с запуском сети «БИЛАЙН 1800» была произведена модификация программного обеспечения коммутатора системы DAMPS для работы в новом цифровом стандарте IS-136. В декабре 2000 года было положено начало созданию крупнейшей розничной сети по торговле мобильными телефонами в столице. «ВымпелКом» объявил о приобретении сети салонов связи «Мобайл-Центр». По итогам 2001 года «Билайн» лидировал по числу абонентов в Москве и Московской области и почти вчетверо увеличил абонентскую базу в регионах, развернув сеть в опытной или коммерческой эксплуатации на территории 50 субъектов Российской Федерации.

Третьим значимым шагом развития отрасли явилось образование примерно в одно и то же время – в 1993 году – компаний «Северо-Западный GSM» в Санкт-Петербурге и «Мобильные ТелеСистемы» в Москве. Данные операторы предоставляют свои услуги в стандарте GSM, который уже относится к 2G (стандарт второго поколения). Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutche Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. 53% акций владели четыре российские компании, а 47% акций владели две немецкие компании. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, a DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.

1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано открытое акционерное общество (ОАО) «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции «МТС» котируются на Нью-йоркской фондовой бирже в виде американских депозитарных расписок под символом «М ВТ». Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) – крупнейший в Восточной и Центральной Европе оператор сотовой связи, обслуживающий уже более 9,7 млн активных абонентов в России, Беларуси и Украине. Лицензионный портфель ОАО «Мобильные ТелеСистемы» включает 58 регионов России, а население лицензионной территории компании достигает 169,2 млн чел.

Описание ситуации

В январе 1999 года в Москве существовали три оператора, предоставляющих услуги сотовой связи. Это – МСС («Московская сотовая связь»), МТС («Мобильные ТелеСистемы») и «Билайн» (открытое акционерное общество «ВымпелКом»). Каждая из трех активно конкурирующих между собой компаний использовала гибкую ценовую политику, предлагая множество различных условий оплаты основных услуг (тарифных планов), а также различные льготы и дополнительные услуги.

Хотя услуги сотовой связи технологически обходятся дешевле, чем услуги обычной проводной связи, и в западных странах к этому времени мобильные телефоны давно превратились в массовый бытовой прибор, в России в первые годы развития сотовой связи стоимость «мобильников» была чрезвычайно высокой. Сотовые компании получали баснословные сверхприбыли, выкачивая деньги из «новых русских», искавших применения свалившимся на них невероятно высоким денежным доходам. Мобильные телефоны для этих людей являлись прежде всего атрибутами статуса, наравне с золотыми цепями, малиновыми пиджаками и «Мерседесами». Однако появление новой компании – МТС – дало толчок началу конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. Интенсивная конкуренция привела к тому, что все операторы постепенно начали снижать стоимость предоставляемых ими услуг, а их абонентами, вслед за «новыми русскими», становились и отдельные представители среднего класса.

Первое время после дефолта 17 августа 1998 года операторы сотовой связи, устанавливавшие свои тарифы в долларах, несли убытки и теряли клиентов, однако уже осенью этого же года они изменили рыночную стратегию. Стоимость подключения к сети, абонентская плата и стоимость минуты разговора были снижены в несколько раз. Кроме того, были введены новые тарифные планы и развернута крупная рекламная компания в средствах массовой информации, что привело к новому росту числа абонентов. Причем, благодаря введению специальных тарифных планов мобильные телефоны все чаще стали приобретать люди, относящиеся к так называемому «среднему классу». В итоге операторы сотовой связи обернули сложившуюся после финансового кризиса ситуацию в свою пользу. Действительно, каждой из компаний удалось значительно увеличить количество абонентов, свою выручку и прибыль. Причем, это было достигнуто в основном благодаря новой ценовой политике – гибкой системе ценообразования и введению новых тарифных планов.

Так, в ноябре 1998 года у компании МСС происходило еженедельное стопроцентное увеличение спроса на новые тарифные планы; число обращений по поводу заключения новых договоров возросло в четыре раза. В рассматриваемый период сеть МСС имела самую обширную зону охвата, ее телефоны работали более чем в 300 городах России. Клиентами компании были люди с контрастно различающимися уровнями доходов и потребностей в услугах сотовой связи, а следовательно, и с разной готовностью платить за эти услуги. В рассматриваемый период времени компания сделала главный акцент на подключении корпоративных клиентов, а также на привлечении клиентов экономического класса (в основном это семьи с достатком немного выше среднего), для которых было разработано несколько новых тарифных планов.

Таблицы 8.1 и 8.2, приведенные в приложении, демонстрируют стоимость основных услуг (без учета НДС), предоставляемых сетью «МСС» в рамках различных тарифных планов. Тарифный план «Семейный» действует при условии наличия двух и более телефонов на одном лицевом счете.

Приложение: фактическая информация

Таблица 8.1

Тарифные планы компании МСС: «Бизнес+», «Экономичный», «Семейный», долл.

Тарифный план: Бизнес+ Базовый Экономичный Семейный
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС Сумма авансового платежа 0 (60*) 0 (60*) 0 (60*)
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата Предоставление льготного эфирного времени 40 (45*) 40 (45*) –
Стоимость минуты эфирного времени:
Местные входящие и исходящие вызовы с телефонов МСС по Москве и МО 0.00–24.00 0 (< 300 мин.), 0,09 (> 300 мин.)
Местные исходящие вызовы и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00–9.00 400 мин. оплачено свыше 400 мин. – 0,4 0,45 0,25** 0,09**
9.00–18.00 0,65 0,65
18.00–24.00 0,25** 0,09**
0.00–8.00 0,35 0,25** 0,09**
Междугородные исходящие вызовы 8.00–24.00 1,1 1,1 1,1 1,1
0.00–8.00 0,8 0,8 0,8 0,8

* Стоимость для абонентов МСС, приобретающих услугу «Прямой городской номер».

** Действуют также круглосуточно в выходные и официально объявленные праздничные дни.

Таблица 8.2

Тарифные планы компании МСС: «Подмосковный» и «Фиксированный», долл.

Тарифный план: Подмосковный Фиксиро­ванный
Подмосковная зона Московская зона
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС 0 (60*) 0 (60*)
Сумма авансового платежа
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата 40 (45*)  
Стоимость минуты эфирного времени:
Входящие и исходящие вызовы с телефонов сети МСС на территории Москвы и МО 0.00–24.00 0(< 300 мин.), 0,09 (> 300 мин.)
Исходящие вызовы в Москву и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00–24.00 0,35 0,6 0,25  
0.00–8.00 0,25 0,4 0,25  
Вызовы в города МО 8.00–24.00 0,4 1,1 0,5  
0.00–8.00 0,35 0,8  
Междугородные вызовы в остальные города 8.00–24.00 1,1 0,8  
0.00–8.00 0,8 0,8  
                   

Вопросы для обсуждения

1. К какому типу рыночной структуры относится московский рынок услуг сотовой связи в период времени, описываемый в ситуации?

2. Как вы думаете, каковы барьеры для входа в данную отрасль?

3. Какова, по вашему мнению, основная форма конкуренции в данной отрасли, и почему преобладает именно данная форма?

4. Почему все компании, работающие на данном рынке, в рассматриваемый период значительно снизили цены на свои услуги?

5. Используя предложенный текст, покажите, что на рынке услуг сотовой связи, безусловно, действует закон спроса. Покажите также, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в этой отрасли имеет отрицательный наклон.

6. Обладают ли фирмы, работающие на рынке услуг сотовой связи, монопольной властью? Что является основным источником этой власти?

7. Выполняются ли на данном рынке условия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации?

8. Какой тип ценовой дискриминации используется компанией МСС? Какие конкретные схемы реализации этого типа ценовой дискриминации использует компания МСС?

9. В результате новой ценовой политики компаний, работающих на рынке услуг сотовой связи, выиграли как эти компании, так и потребители. Кто в этом случае проиграл?

10. Используя Интернет и другие источники, соберите информацию о дальнейшем развитии российской отрасли сотовой связи. Какова структура отрасли на сегодняшний день? Кто является основными игроками на данном рынке?

Кейс 9

СТРАХОВАНИЕ НЕИЗЛЕЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИИ

Временные рамки и проблемный контекст ситуации

Сегодня в перечень неизлечимых болезней входит ряд таких заболеваний, как СПИД, инфаркт, инсульт, желтая лихорадка, онкология, гепатит и другие. С точки зрения современной медицины эти болезни не подлежат полному излечению. В структуре онкологических заболеваний среди мужского населения первые места занимают рак легкого (26,5%), рак желудка (14,2%) и рак кожи (8,9%); среди женского населения – рак молочной железы (18,3%), рак кожи (13,7%) и рак желудка (10,4%). В Российской Федерации динамика числа умерших от злокачественных новообразований имеет следующую динамику: 284 406 чел. в 1990 году, 295 651 чел. в 1995 году, 295 325 чел. в 2000 году и 287 593 чел. в 2004 году. Коэффициент смертности (число умерших по причине онкологических заболеваний на 100 000 чел. населения) составил: 194,4 чел. в 1990 году, 200,9 чел. в 1995 году, 202,9 чел. в 2000 году и 200,0 чел. в 2004 году[13].

Страх заболеть и в связи с этим остаться без средств существование и на борьбу с заболеванием настолько велик, что во всем мире давно существуют программы страхования на случай неизлечимых болезней. Кроме того, в зарубежных странах существуют программы по страхованию на случай заболеваний, требующих пересадки органов.

В 1990-е годы подобные программы начали предлагать и некоторые российские страховые компании. Возникает вопрос, зачем страховаться от этих болезней, если, например, онкологических больных наше государство лечит бесплатно? Действительно, все необходимые обследования, лечение, операции и приобретение медикаментов финансируются за счет бюджетных средств. Однако факт остается фактом – в государственных клиниках не хватает не только медицинского персонала, но даже одноразовых шприцов. Наличие же страхового полиса позволит заболевшему пациенту приобрести дорогостоящие высокоэффективные лекарства (за счет бюджета обычно выписываются менее эффективные отечественные), оплатить анализы, одноместную палату. Например, один курс химиотерапии с применением импортных лекарственных препаратов стоит 1000–2000 долл. США, с применением отечественных лекарств – 250–500 долл. К тому же послеоперационный уход и реабилитация не финансируются из бюджета. В этом случае тоже нужны страховые деньги.

В данном кейсе рассматривается состояние российского рынка страхования неизлечимых болезней в 1999 году. Тогда в России можно было застраховаться на случай заболевания онкологическими заболеваниями, СПИДом и гепатитом.

Описание ситуации

Программы страхования на случай онкологических заболеваний предлагают на российском рынке две компании – «Отечество» и «RUS AIG». Давайте посмотрим, в чем различие у этих программ, и проанализируем отличия с точки зрения попыток компаний нейтрализовать неблагоприятные последствия асимметричной информации на рынке страховых услуг.

Программы «RUS AIG» рассчитаны только на женщин. Так как у женщин риск заболевания раком выше, чем у мужчин, то страховая ставка в «RUS AIG» в среднем выше, чем в компании «Отечество». При заболевании раком «Отечество» выдает клиенту оговоренную в контракте сумму денег на руки.

Компания «RUS AIG» оплачивает счета из медицинских учреждений и компенсирует потери при утрате работоспособности. За каждый день, проведенный клиентом в больнице, «RUS AIG» платит от 100 до 300 долл. США и возмещает потерю заработной платы в течение двух лет с момента заболевания.

Компания «Отечество» продает полисы клиентам только после медицинского обследования. Оно включает в себя: общий осмотр врача, анализ крови, рентген грудной клетки. Для женщин проводится дополнительное обследование – маммография (рентген молочных желез), поскольку рак груди – самое распространенное женское заболевание. Обследование в поликлинике, которую предложит страховщик, обходится в 350–400 руб. Но вы можете принести все необходимые данные из своей поликлиники. После этого выбирается страховая сумма (5,10 или 20 тыс. долл.) и платится страховой взнос, величина которого зависит от размера страховой суммы.

Есть еще одно отличие: «Отечество» отказывается страховать людей с повышенной степенью риска заболевания. Это – работники лакокрасочных или химических предприятий, а также те люди, которые связаны по работе с радиоактивными веществами. Не рассчитан полис и на детей моложе 18 лет. Кроме того, компания не выплатит страховку, если владелец полиса заболел в результате участия в военных действиях и восстаниях, приема наркотиков, воздействия термического, химического или биологического оружия, а также если клиент болен СПИДом.

А вот в компании «RUS AIG» медицинское обследование не требуется. Заявление на получение страхового полиса можно послать по почте, ответив на вопросы специальной анкеты. Поэтому купить полис может каждый желающий, но в течение первого года действия договора страховая компания не выплачивает страховку по этому договору. Страховка начнет выплачиваться, если заболевание будет обнаружено в течение второго и последующих лет страхования. А поскольку договор заключается только на один год, то клиент вынужден вносить страховой взнос ежегодно.

Фактическая информация

В табл. 9.1, 9.2 и на графиках (рис. 9.1, 9.2) представлено изменение стоимости страховых полисов, выдаваемых компаниями «Отечество» и «RUS AIG» в зависимости от возраста клиента и размера страховой суммы.

Таблица 9.1

Наши рекомендации