Управление оборотным капиталом организации

. Цель управления оборотным капиталом - это обеспечение потребности в оборотных активах, необходимой для установления такого соотношения доходности и риска, которое наиболее полно соответствует стратегии и стадии жизненного цикла компании.

Каждая компания имеет возможность влиять на размер и структуру оборотных активов. Главное - чтобы эти изменения не нарушили сбалансированность показателей рентабельности, ликвидности и платежеспособности. При минимизации размера текущих (оборотных) активов показатели оборачиваемости и рентабельности при той же или растущей прибыли будут расти. Однако при этом может существенно снизиться ликвидность компании. Кроме того, слишком лояльная политика управления текущими активами может привести к необоснованному их росту и при отсутствии пропорционального прироста выручки компания покажет падение рентабельности и оборачиваемости.

Следовательно, основная цель управления оборотным капиталом будет достигнута, если научиться поддерживать его объем и структуру, обеспечивая компании достижение максимально возможной рентабельности текущих активов(ROCA) при заданном (приемлемом) уровне ликвидно с ти.

При разработке принципов управления оборотным капиталом необходимо учесть также, что не может быть единой политики, используемой в качестве клише всеми компаниями любого размера и отраслевой принадлежности. Особенности принятия решений в этой области будут определяться не только сферой деятельности компании, но и целым рядом других факторов.

Особенности управления оборотным капиталом определяются:

1) стадией жизненного цикла компании;

2) спецификой производства (отрасль экономики, характер применяющихся техпроцессов, риски потерь);

3) условиями работы с контрагентами (поставки, оплаты готовой продукции);

4) степенью конкуренции;

5) фактором сезонности.

Каждая компания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, сбалансированного производства, спада объемов продаж. От того, на каком из этапов жизненного цикла она находится, зависят объем и структура ее оборотных активов. Например, если компания активно растет, пытается завоевать новые рынки, она вынуждена кредитоваться сама и кредитовать покупателей (для увеличения доли рынка), поддерживать высокую долю запасов (для повышения скорости обслуживания клиентов). Все это неизбежно приведет к существенному увеличению оборотных активов и, соответственно, росту расходов на их обслуживание и содержание. Следовательно, для стадии роста необходимо разработать систему нормативов, отличную от той, которая использовалась бы на этапе сбалансированного производства.

Состав и структура оборотных активов во многом будет определяться сферой деятельности компании. Совершенно очевидно, что доля текущих активов в валюте баланса будет разной у компании, управляющей недвижимостью и получающей доход от сдачи ее в аренду, и у строительной или торговой компании. В первом случае она будет минимальной, во втором - существенной за счет больших размеров запасов и дебиторской задолженности. Например, торговые компании, позиционирующие себя как "магазины, в которых есть все", имеют постоянные остатки на складе более чем по 30 тыс. наименований.

Инвестиции в оборотные активы зависят от условий приобретения материальных ресурсов, географического расположения поставщиков и покупателей, условий поставки и оплаты готовой продукции. В случае если компания имеет возможность диктовать свои условия поставщикам, а складские помещения территориально расположены рядом с ней, нет необходимости учитывать сроки поставки, среднее время просрочки и т.д. При этом компания-монополист регулирует ассортимент товаров в пользу групп товаров, пользующихся наибольшим спросом, и может пойти на сокращение сроков кредитования, что позволит ей значительно сократить объем текущих активов.

Компании, функционирующие в условиях жесткой конкуренции, ориентированы на удержание клиентов и рост доли рынка. В связи с этим они вынуждены предоставлять большую отсрочку платежа покупателям, держать на складе дополнительные товарные запасы и пр.

В особых условиях находятся компании, продукция которых подвержена сезонным колебаниям (росту и спаду продаж): сельскохозяйственное производство, продажа мороженого и др. В период повышенного спроса объемы запасов резко возрастают (иногда с 30 до 50%), растет кредиторская задолженность перед поставщиками; в период падения спроса увеличивается дебиторская задолженность клиентов.

Таким образом, вряд ли можно найти универсальные подходы к управлению оборотными активами; каждая компания должна разработать краткосрочную финансовую политику самостоятельно и при стандартном наборе операционных задач найти индивидуальные способы их решения.

В состав задач текущего управления оборотным капиталом, как правило, включают:

1) формирование объемов и состава оборотных активов в соответствии с операционным циклом;

2) обеспечение рациональной структуры оборотных активов по ликвидности;

3) повышение доходности (рентабельности) оборотных активов;

4) ускорение оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, денежных средств;

5) минимизация потерь при хранении и использовании отдельных видов текущих активов;

6) определение оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.

Общий перечень задач, от успешного решения которых зависит возможность поддержания оптимальной величины оборот-

Таблица 10.1. Задачи управления оборотным капиталом, отвечающие стратегическим целям компании

Управление оборотным капиталом организации - student2.ru

ного капитала компании, подвергнется детализации, если ориентиром станут стратегические цели (табл. 10.1).

Таким образом, состав задач по управлению оборотным капиталом неизбежно будет меняться в зависимости от набора факторов, влияющих на структуру оборотных активов той или иной компании и стратегической цели ее развития.

Выводы.

Основная цель управления оборотным капиталом - обеспечение непрерывности и эффективности текущей (операционной) деятельности компании. Поскольку процесс принятия финансовых решений краткосрочного характера включает управление текущими активами и текущими обязательствами, удобнее оперировать неким показателем, который позволил бы рассматривать их как единое целое. В качестве такого показателя используют величину рабочего капитала. Соответственно, краткосрочную финансовую политику можно определить как управление рабочим капиталом компании.

Результатом эффективной политики управления оборотным капиталом компании является:

o обеспечение и подержание ликвидности компании путем управления структурой и величиной основных элементов оборотного капитала и величиной и структурой текущих обязательств;

o обеспечение непрерывности операционной деятельности компании, когда она не будет прервана из-за недостатка сырья и материалов, денежных средств для осуществления текущих платежей и пр.; при этом компания может оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка;

o определение такой структуры текущих активов, которая обеспечивает высокую доходность их использования, т.е. приносит максимальную прибыль в расчете на единицу вложенного капитала.

23. Выручка от реализации продукции. Состав и структура затрат на производство и реализацию продукции.

Наши рекомендации