Общие гарантии местного самоуправления
В Российской Федерации не только провозглашено местное самоуправление, но и в соответствии со ст. 12 Конституции РФ оно гарантируетсякак федеральными органами власти, так органами власти субъектов РФ.
Понятие гарантий местного самоуправления в литературе традиционно дается через совокупность элементов, обеспечивающих его реализацию и правовую защиту.
Встречаются и более развернутые определения. «Гарантии местного самоуправления представляют собой систему средств и условий, обеспечивающих самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации»[96].
Таким образом, система гарантийместного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих его реализацию и защиту. Однако такая система неоднородна и может быть разделена на две подсистемы (группы) гарантий: общие и специальные (юридические) гарантии. Ряд авторов предлагает выделить в подсистеме (группе) специальных (юридических) гарантий конституционные гарантии.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс осуществления местного самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Следовательно, общие гарантии местного самоуправления могут быть разделены на следующие группы:
экономические гарантии,
политические гарантии,
организационные гарантии и
духовные гарантии.
Экономические гарантии местного самоуправления проявляются в системе экономических отношений, сложившейся в Российской Федерации и создающей условия для реализации права на местное самоуправление[97]. К ним относятся:
признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.ст. 130, 132 Конституции РФ);
передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);
самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);
право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
право на дотации и субвенции (ст.ст. 36, 37 ФЗ № 131-ФЗ);
право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ)[98] и др.
Политические гарантии местного самоуправления – это основы политико-правового режима нашего государства. Среди них можно выделить:
разделение властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст.ст. 10, 12 Конституции РФ);
разграничение полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст.ст. 4-6 ФЗ № 131-ФЗ);
признание за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника – многонационального народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти и др.
К организационным гарантиям относятся:
исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);
самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
учет мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ) и др.
Духовными гарантиями местного самоуправления выступают:
система духовных ценностей и ориентаций деятельности человека и общества в целом;
правосознание и правовая культура населения;
учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ)[99] и др.
При этом необходимо учитывать, что наше общество и государство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь при формировании демократического правового государства, в котором в полной мере будут созданы необходимые условия для развития местного самоуправления.