Тема 4. Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений
4.1. Понятие бюджетного законодательства.
4.2. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы
4.3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, его структура и содержание основных разделов
4.1. Понятие бюджетного законодательства
Бюджетное законодательство представляет собой систему законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. Оно включает следующие законодательные акты:
· Бюджетный кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы;
· декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
· постановления Правительства Республики Беларусь» совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь;
· нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь (или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов);
· нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.
Нормы, регулирующие бюджетные отношения, содержатся в декретах, указах и распоряжениях Президента Республики Беларусь; постановлениях Правительства Республики Беларусь, совместных постановлениях Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь; нормативных правовых актах, принимаемых Министерством финансов Республики Беларусь.
Важнейшим законом, регулирующим бюджетные отношения, является ежегодно принимаемый Парламентом закон о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год .
Кроме этого, нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные отношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
В случае расхождения акта бюджетного законодательства с актом другой отрасли права, содержащим нормы по вопросам регулирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства (за некоторым исключением)-
Существуют временные рамки действия бюджетного законодательства, которые устанавливаются Бюджетным кодексом Республики Беларусь. В частности, закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Предусмотрено, что принятие закона о республиканском бюджете на другой период возможно только в условиях чрезвычайного или военного положения. В этом случае местные Советы депутатов также могут принять решения о соответствующих местных бюджетах на такой же период.
В Республике Беларусь финансовый год для всех бюджетов устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
4.2. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, поэтому его положения применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь. В особом разделе Основного закона «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» (ст. 132—136) зафиксированы ключевые положения организации бюджетной системы.
В частности, в ст. 132 Конституции указывается, что бюджетная система, а также внебюджетные фонды включаются в финансово-кредитную систему Республики Беларусь.
Статьи 133—135 посвящены исключительно бюджету. Так, ст. 133 Конституции указывает на то, что бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского бюджета и местных бюджетов. В данной статье называются источники формирования доходов бюджетов (налоги, другие обязательные платежи, а также иные поступления) и указывается, что в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды и что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
Статья 134 Конституции содержит положение о том, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.
Статья 135 Конституции посвящена формированию отчетности об исполнении бюджета. В частности, в ней закреплен срок представления отчета об исполнении республиканского бюджета на рассмотрение Парламента: не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. В отношении местных бюджетов ст. 135 Конституции указывает: отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. В других разделах Конституции также имеются статьи, регламентирующие организацию бюджетного процесса в Республике Беларусь. Например, ст. 107 раздела «Правительство — Совет Министров Республики Беларусь» обязывает Правительство разрабатывать и представлять на рассмотрение Президента для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении.
Статья 121 раздела «Местное управление и самоуправление» наделяет местные Советы депутатов исключительной компетенцией по утверждению местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также по установлению местных налогов и сборов в соответствии с законом.
Эти положения получили развитие в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.
4.3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, его структура и содержание основных разделов
Бюджетный кодекс Республики Беларусь был .принят в 2008 г. и вступил в силу с 1 января 2009 г., а отдельные его статьи — с 1 января 2010 г. До этого события положения в области бюджетных отношений развивались и закреплялись в рамках законов Республики Беларусь, например, в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г. № 2347-XII (в последние годы — в редакции Закона от 26 декабря 2007 г. № 303-З).
Согласно Кодексу, бюджетные отношения — это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении. Кроме того, бюджетные отношения возникают при определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, ведении контроля за исполнением бюджетов, применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Особую группу составляют межбюджетные отношения.
Бюджетный кодекс состоит из Обшей и Особенной частей, структурированных на 11 разделов, 27 глав и 149 статей Общая часть включает пять разделов:
I. Общие положения.
II. Бюджетная система Республики Беларусь. Государственные внебюджетные фонды.
III. Доходы и расходы бюджетов.
IV. Сбалансированность бюджетов.
V. Межбюджетные отношения.
Особенная часть включает шесть разделов:
VI. Участники бюджетного процесса и их полномочия.
VII. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов.
VIII. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов.
IX. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов.
X. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение.
XI. Заключительные положения.
В составе разделов Бюджетного кодекса Республики Беларусь выделяют 27 глав:
ГЛАВА 1. Основные положения
ГЛАВА 2. Бюджетное законодательство
ГЛАВА 3. Бюджетная система Республики Беларусь. Консолидированные бюджеты
ГЛАВА 4.Бюджетная классификация Республики Беларусь
ГЛАВА 5. Государственные внебюджетные фонды
ГЛАВА 6. Доходы бюджетов
ГЛАВА 7. Расходы бюджетов
ГЛАВА 8. Дефицит республиканского бюджета, местных бюджетов, его утверждение
ГЛАВА 9. Заимствования
ГЛАВА 10. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь
ГЛАВА 11. Общие положения
ГЛАВА 12. Межбюджетные трансферты
ГЛАВА 13. Общие положения
ГЛАВА 14. Распорядители и получатели бюджетных средств
ГЛАВА 15. Основы составления проектов республиканского бюджета и местных бюджетов
ГЛАВА 16. Составление проекта республиканского бюджета
ГЛАВА 17. Составление проектов местных бюджетов
ГЛАВА 18. Основы рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и местных бюджетов
ГЛАВА 19. Порядок рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и местных бюджетов
ГЛАВА 20. Основы исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов
ГЛАВА 21. Исполнение республиканского бюджета
ГЛАВА 21*. Исполнение судебных постановлений за счёт средств бюджетов ГЛАВА 22. Внесение изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год, уточнение отдельных показателей республиканского бюджета
ГЛАВА 23. Подготовка и рассмотрение проекта закона об утверждении отчёта об исполнении республиканского бюджета за отчётный год
ГЛАВА 24. Исполнение местных бюджетов
ГЛАВА 25. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства
ГЛАВА 26. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
ГЛАВА 27. Заключительные положения
Следует оговориться, что если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Бюджетным кодексом и иными законодательными актами, то применяются правила международных договоров.
Благодаря введению Бюджетного кодекса удалось решить ряд вопросов:
· пересмотреть понятийный аппарат, упорядочить бюджетную терминологию;
· уточнить принципы организации бюджетной системы Республики Беларусь;
· определить состав бюджетной классификации, включив в неё программную классификацию расходов бюджета, что позволило осуществить переход к составлению бюджетов по программно-целевому методу;
· разграничить (на постоянной основе) доходы между бюджетами отдельных уровней бюджетной системы;
· разграничить расходы между бюджетами отдельных уровней бюджетной системы соответственно полномочиям и бюджетным обязательствам как Республики Беларусь в целом, так и её административно-территориальных единиц;
· выделить в специальный раздел вопросы межбюджетных отношений; зафиксировать принципы межбюджетных отношений; определить формы межбюджетных трансфертов, а также методику расчёта их объёма и условия предоставления;
· регламентировать процедуры заимствований, предоставления государственных кредитов, обслуживания и погашения долга органов местного управления и самоуправления;
· унифицировать бюджетное законодательство Республики Беларусь и других участников таких межгосударственных образований, как ЕврАзЭС, Союзное государство Беларуси и России.