Правовая основа государственного регулирования цен

В соответствии со ст. 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:

- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Такой перечень установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с послед изм. и доп.

В целом государственное регулирование ценообразованияпредставляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования. К прямымспособам относятся:

I

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 1999.-№49. Национальный реесгр правовых актов Республики Беларусь. - 1999 -№ 50.

1) фиксирование цен. Фиксированная цена - регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Такие цены устанавливаются, например, Республиканским автотранспортным УП «Миноблавтотранс» на перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования, кроме такси (по согласованию с Минэкономики) ;

2) установление предельных цен. Предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. Например, Постановлением Минэкономики от 2 декабря 2002 г. № 256 утвержден Перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республики Беларусь ;

3) установление предельных торговых надбавок (скидок). Они представляют собой ограничения к регулируемой цене, устанавливаемые государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения. Например, предельный размер торговых надбавок установлен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, запчасти и расходные материалы к ней производимые в республике и реализуемые населению, учреждениям и организациям здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности, учреждениям и организациям Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования ;

4) установление предельных нормативов рентабельности. Указанные нормативы являются предельными показателями отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах. В частности, предельные уровни рентабельности установлены по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов ,

1 Решение Миноблисполкома от 15 текабря 20001. № 846 «О моря 1кс регулирования цен (тарифов), налбавок на товары (работы, услуг и) для местнош потребления» //11ационалы1ый рсест р правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 6.

" Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 140 Порядок формирования цен налскарсженныесрстства. щделня метицинского назначения н медицинскую технику, у I вержлен Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27февраля 19961.№ 148(с послед, им и юн.)//Собраниеукаюв Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1996. - № 7. - С т. 183.

Об уровне рентабельности говаров (работ. уелу| )ор| нотаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр \очяйств\ ющнх субъектов, занимающих доминирующее положение на юварпых рынках: 11осIановление Совоа Министров Республики Беларусь. 27 февраля 2003 I. № 273 // НРПЛ. - 2003. - № 28.

5) использование порядка определения и применения цен. Например, Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Минэкономики от 22 апреля 1999 г. № 43 с послед, изм. и доп. установлен порядок формирования и применения отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги, а также розничных цен;

6) декларирование цен. Имеется в виду регистрация цен субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразования;

7) регистрация цен. Подп. 1.4 Указа № 285 предусматривает право организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществлять экономически обоснованное повышение отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен. Указанные индексы применяются к цене каждого конкретного товара (работы, услуги), устанавливаются и по мере необходимости пересматриваются ежегодно Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком. Органы, осуществляющие дифференцированное доведение предельных индексов изменения отпускных цен до субъектов предпринимательской деятельности, определены подп. 1.5 Указа № 285. Их (предельных индексов изменения отпускных цен) дифференциация и доведение как по субъектам хозяйствования, так и по месяцам квартала осуществляется исходя из предельных индексов, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь на квартал. При этом порядок повышения отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) заключается в следующем.

Субъекты хозяйствования рассчитывают величину возможного месячного изменения отпускных цен (если им доводятся предельные индексы на квартал, бе,з разбивки по месяцам), исходя из:

- доведенного предельного индекса на квартал;

- необходимости выполнения требования п. 4 Постановления

11ационалы1мй реестр иравоных актов Республики Веларусь. - 1949 -№ 39.

Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2000 г. № 1000 «Об утверждении предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, на второе полугодие 2000 г.»1 о равномерности изменения отпускных цен (п.З . Постановления Минэкономики от Г4 сентября 2000 г. № 184 «О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)» (далее - Постановление № 184).

Предельные индексы изменения отпускных цен применяются по отношению к товарам (работам, услугам), производимым в Республике Беларусь, за исключением:

- товаров (работ, услуг), выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями;

- перечня товаров (работ, услуг), изменение отпускных цен на которые не ограничивается предельными индексами. Такой перечень утверждается Советом Министров одновременно с утверждением предельных индексов изменения отпускных цен.

В случае невозможности соблюдения указанными выше юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных предельных индексов при формировании отпускных цен на производимые товары (работы, услуги), они обязаны произвести регистрацию таких цен в соответствии с Порядком регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 9443 (с послед, изм. и доп.) (далее - Порядок регистрации цен).

Основанием для регистрации отпускных цен с превышением предельных индексов может служить возможное возникновение убыточности в целом по предприятию или по отдельным товарам (работам, услугам), занимающим значительный удельный вес в объеме производства данного предприятия.

| Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. -№66. " Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. -№ 11. Национальный реестр I фавовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 49. I [а наш вилял, речь идс! не только о предприятии как коммерческой организации, но и об индивидуальных предпринимателях, что подтверждается употреблением в ч 2 данною пункта термина «субъекты хогяйствования»

Если в текущем месяце произведена регистрация отпускных цен сверх предельного индекса, то в последующие месяцы квартала, при необходимости, увеличение отпускных цен может осуществляться субъектами хозяйствования самостоятельно в пределах предельного индекса, доведенного (рассчитанного) на месяц (ч. 2 п. 7 Постановления № 184).

Регистрации подлежат:

- отпускные цены на товары (работы, услуги), производимые субъектами хозяйствования, при экономически обоснованном повышении этими субъектами цен выше предельных индексов изменения отпускных цен, установленных Советом Министров Республики Беларусь и доведенных до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами управления;

- отпускные цены на новые товары (работы, услуги). В соответствии с п. 11 Постановления № 184 к новымтоварам (работам, услугам) относятся товары (работы, услуги): изготовленные впервые субъектом хозяйствования; отличающиеся от производимых улучшенными свойствами или характеристиками и получающие новое обозначение.

Согласно п. 3 Порядка регистрации цен. не подлежат регистрации:

- цены на товары (работы, услуги), реализуемые за пределы Республики Беларусь;

- цены на товары (работы, услуги), производимые по разовым заказам;

- цены на товары (работы, услуги), используемые субъектами хозяйствования для собственных нужд;

- цены на продукцию предприятий общественного питания;

- цены на товары (работы, услуги), производимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их структурных подразделениях;

- цены на товары, изготовляемые по договору подряда из сырья заказчика;

- цены на опытные партии товаров.

Органы, осуществляющие регистрацию цен, установлены п 4 Порядка регистрации цен.

Косвенное(экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулиру-

ющих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары.

Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике (ст. 8 Закона о ценообразовании).

В соответствии с Законом о ценообразовании государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь, являются:

- Департамент антимонопольной и ценовой политики, действующий в структуре Минэкономики с правами юридического лица;

- другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк, отраслевые министерства;

- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Наши рекомендации