Понятие и классификация внебюджетных фондов

В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: являясь самостоятельным звеном государственных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и других потребностей.

То есть внебюджетные фонды государства представляют собой финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов власти и имеющих строго целевое назначение. Внебюджетные фонды находятся в собственности органов власти и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. То есть предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды.

Специальные фонды появились задолго до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными:одни открывались, другие аннулировались, поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов. Множественность создавала определенные финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов и на основе их объединения был создан государственный бюджет.

Появление и функционирование внебюджетных фондов в современных условиях связано с двумя обстоятельствами:

во-первых, с наличием у государства целевых расходов, подлежащих обязательному и полному обеспечению, в том числе за счет специальных финансовых источников;

во-вторых, с необходимостью обеспечения большей, чем у бюджета оперативной самостоятельности, так как их финансовая деятельность не так жестко регламентируется законодательными органами страны и в меньшей степени, чем бюджет, контролируется со стороны парламента.

Специфические признаки внебюджетных фондов:

- конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель, ради которой создается фонд;

- целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений, характерного для бюджета);

- относительная самостоятельность, обусловливающая, как правило, создание автономной организационной структуры, управляющей фондом.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кредитными учреждениями: с целью получения дополнительных доходов выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке ценных бумаг; в ряде случаев выступают в качестве кредитора государственных бюджетов (если государство принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги).

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета, определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;

2) образование по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

- специальные налоги и сборы, которые носят обязательный характер;

- средства из бюджета и займы;

- прочие.

По своему назначению внебюджетные фонды довольно разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы и функционировать как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровне. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: цели назначению, уровням управления, срокам действия и т.д.

1. В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр. Более подробная классификация внебюджетных фондов может быть представлена в виде последующего их подразделения по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает следующие фонды инвестиционные, валютные, дорожные и другие, социальные фонды охватывают фонды социального страхования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и прочие.

2. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический, долгосрочного действия - фонд регионального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условное.

3.По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).

Наши рекомендации