Можно ли учесть расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Согласно ст. 223 ТК РФ на работодателя возлагаются функции санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
Налоговый кодекс РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264) позволяет учесть расходы на обеспечение нормальных условий труда. Можно ли отнести к таким расходам затраты на приобретение санитарно-гигиенических средств, НК РФ не разъясняет.
Согласно официальной позиции, выраженной в письмах УФНС России, расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Есть примеры судебных решений, подтверждающих данную точку зрения. Аналогичное мнение высказывают и авторы. При этом некоторые авторы указывают, что объемы потребленных санитарно-гигиенических средств должны соответствовать площади помещений, иначе такие расходы будут экономически необоснованными.
Есть также мнение, что, если отсутствуют нормативные требования об обеспечении санитарно-гигиеническими средствами, работодатель должен закрепить данную обязанность во внутренних локальных актах.
По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Подробнее см. документы
Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1
Разъясняется, что, поскольку работодатель обязан в соответствии со ст. 223 ТК РФ обеспечивать санитарно-бытовое обслуживание, расходы на приобретение санитарно-гигиенических принадлежностей и оборудования, в частности таких, как полотенца, туалетная бумага, гигиенические покрытия на унитазы, мыло, санитарно-гигиенические средства для уборки помещений и т.п., можно учесть для целей налогообложения прибыли.
Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 03.04.2006 N 02-05/07859@
Налоговый орган указывает, что НК РФ предусматривает включение расходов на хозяйственные нужды (мыло, швабра, чистящие средства и т.д.) в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Забота о сотрудниках: проблемы и пути решения ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 16)
Постановление ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 по делу N А65-20634/06
Суд указал, что расходы на приобретение жидкости для мытья посуды, стирального порошка, туалетной бумаги были обусловлены необходимостью обеспечения нормальных условий труда и бытовых нужд своих работников. Поэтому указанные расходы правомерно учтены при исчислении прибыли.
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2007
Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2006, 27.12.2006 N КА-А40/12681-06 по делу N А40-20791/06-118-198
Суд указал, что чистящие, моющие и иные аналогичные средства приобретаются с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии, в связи с чем затраты на их приобретение уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Консультация эксперта, 2005
Автор указывает, что для отдельных видов деятельности действующими нормативными актами утверждены нормы выдачи и расходования смывающих и обеззараживающих средств (т.е., например, мыла). Если деятельность налогоплательщика подпадает под эти нормы, расходы учитываются. Если деятельность налогоплательщика под данные нормы не подпадает, то расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств можно учесть при налогообложении прибыли, но необходимо предусмотреть соответствующие обязанности работодателя внутренними локальными актами.
Консультация эксперта, 2005
По мнению автора, расходы на приобретение моющих средств могут быть учтены при налогообложении прибыли. Но если объем этих средств не будет соответствовать площади обрабатываемой территории, такие расходы могут быть признаны экономически необоснованными.
Можно ли учесть расходы на приобретение и обслуживание предметов интерьера (комнатные растения, подставки и горшки для растений, картины, аквариумы и т.п.) (п. 1 ст. 256, пп. 7 и 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу есть три точки зрения.
Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, затраты на приобретение предметов интерьера (подставок и горшков для комнатных растений) нельзя учесть в расходах, так как они не соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Аналогичную точку зрения высказывают и некоторые авторы.
Также есть судебные решения, в которых отнесение затрат на комнатные растения, аквариумы и другие предметы интерьера к расходам признано правомерным. Причем в одном из решений говорится, что данные затраты относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда. Некоторые авторы придерживаются такого же мнения.
Кроме того, есть судебные решения, согласно которым вышеуказанные расходы могут учитываться посредством механизма амортизации. Данный подход высказан в работе автора.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Расходы на приобретение и обслуживание предметов интерьера не учитываются
Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311
Финансовое ведомство разъясняет, что подставки и горшки для комнатных растений предназначены для оформления интерьера в офисе и не являются расходами, связанными с ведением деятельности организации.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: О признании доходов и расходов банков для целей налогообложения прибыли ("Налоговый вестник", 2007, N 11)
Консультация эксперта, 2007
Консультация эксперта, 2007
Консультация эксперта, 2010
Автор приходит к выводу, что затраты организации на приобретение предметов интерьера для офиса, в котором не происходит приема клиентов, нельзя признать расходами на обеспечение нормальных условий труда для работников.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311 ("Консультант", 2007, N 14)
Автор отмечает, что какой-либо "отдачи" покупка горшков и подставок для офисных цветов компании не принесет. Назвать затраты на покупку таких вещей расходами, без которых фирма не могла бы обойтись, также нельзя. Следовательно, такие расходы не учитываются.
Консультация эксперта, 2007
Автор отмечает, что затраты на приобретение такого предмета интерьера, как герб РФ, для кабинета директора не соответствуют условиям для их признания, которые установлены п. 1 ст. 252 НК РФ.
Позиция 2. Расходы на приобретение и обслуживание предметов интерьера можно учесть единовременно
Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4531-11 по делу N А40-51743/10-90-293
Суд пришел к выводу о том, что расходы на приобретение композиции цветов связаны с затратами на реализацию маркетинговой политики и характером деятельности общества. Следовательно, в силу пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ данные суммы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Суд согласился с тем, что благоприятная атмосфера в офисе способствует привлечению большего количества инвесторов и покупателей помещений в строящихся объектах недвижимости.
Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12251-09, КА-А40/12251-09-2 по делу N А40-4193/08-143-18
Суд указал, что приобретение подставок, горшков для комнатных растений, картин в рамке и других принадлежностей направлено на обеспечение нормальных условий труда, а также санитарно-бытового обслуживания работников. Поэтому данные затраты правомерно учтены в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Постановление ФАС Московского округа от 21.01.2009 N КА-А40/12910-08 по делу N А40-35465/08-139-123
Суд выявил, что установка аквариумной и декоративной ландшафтной систем производилась одновременно со строительством здания. Поскольку данные объекты были размещены с целью увеличения стоимости аренды помещений, что подтверждается проведением маркетингового исследования на предмет обоснования использования указанных систем и композиций для повышения эффективности торговой деятельности, ФАС признал затраты на обслуживание природных установок обоснованными.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 N Ф04-2260/2008(3201-А45-40) по делу N А45-10220/07-49/89
Суд указал, что комнатные растения (и средства по уходу за ними) приобретались для обеспечения нормальных условий труда, охраны здоровья сотрудников, которые работают в помещениях, оборудованных компьютерной и оргтехникой, повышения влажности воздуха. Поэтому данные затраты уменьшают налог на прибыль.
Постановление ФАС Московского округа от 10.10.2008 N КА-А40/8775-08 по делу N А40-3666/08-129-15
Суд указал, что затраты на приобретение предметов интерьера направлены на создание благоприятного образа налогоплательщика для внешних посетителей, поэтому носят производственный характер и уменьшают налогооблагаемую базу на основании п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2006, 27.12.2006 N КА-А40/12681-06 по делу N А40-20791/06-118-198
Постановление ФАС Московского округа от 16.06.2009 N КА-А40/5111-09 по делу N А40-73552/08-111-338
Суд указал, что затраты на обслуживание аквариумов правомерно отражены в расходах, поскольку были произведены с целью улучшения интерьера помещений, используемых для хозяйственной деятельности общества.
Консультация эксперта, 2010
Автор указывает, что затраты на обустройство залов ожидания (приобретение телевизоров, аквариумов, столов, стульев, детских игрушек, журналов, фломастеров и карандашей) можно учесть в расходах. При этом эксперт рекомендует обществу составлять отчет о положительном влиянии на свою деятельность указанных активов.
Статья: Расходы на благоустройство и озеленение ("Бухгалтерский бюллетень", 2008, N 6)
По мнению автора, расходы на приобретение комнатных растений можно учесть на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако шансы на списание таких затрат минимальны, так как нужно доказать, что озеленение способствует созданию нормальных условий труда.
Консультация эксперта, 2008
Автор отмечает, что расходы на приобретение комнатных растений, аквариумов, картин, предметов интерьера направлены на создание благоприятного имиджа организации. Компания вправе сама решать, какие затраты ей необходимы для поддержания и расширения своей деятельности (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).
Позиция 3. Расходы на приобретение и обслуживание предметов интерьера можно учесть через механизм амортизации
Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2012 по делу N А40-50869/10-129-277
Суд указал, что использование элементов декора офиса (диван, гардероб, кресло, плита) направлено на осуществление деятельности, связанной с получением дохода, поскольку обеспечивает поддержание соответствующего имиджа налогоплательщика. Следовательно, начисление амортизации по предметам интерьера является правомерным.
Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2011 по делу N А40-99335/10-140-481
Суд указал, что налогоплательщик правомерно отнес к амортизируемому имуществу основные средства, необходимые для оформления интерьера офиса (картины, ковры и т.д.).
Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4090-11 по делу N А40-95142/10-13-451
Суд указал, что общество правомерно учло амортизационные отчисления по содержанию аквариума. Данный объект способствует достижению нормы влажности воздуха помещения, а также созданию благоприятной атмосферы, тем более что в данном помещении организация принимает представителей контрагентов.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334
Суд указал, что общество правомерно включило в расходы суммы амортизационных отчислений на оформление кабинета руководителя. Приобретение декоративных панелей и колонн необходимо для оформления помещения в едином стиле, а также в целях сокрытия технических элементов.
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 по делу N А55-18124/07
Суд установил, что столик для кофе, витрина, набор мягкой мебели и герб РФ, находящиеся в кабинете генерального директора, обеспечивают нормальные условия труда. В связи с этим суд указал, что налогоплательщик правомерно учел затраты на их приобретение путем начисления амортизации.
Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2006, 11.09.2006 N КА-А40/8421-06 по делу N А40-76012/05-116-623
Суд отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик не использовал аквариумы в производственных целях, а их установка в помещениях, где сдавались рабочие места, была направлена на привлечение клиентов, создание привлекательного вида помещения, повышение стоимости аренды рабочих мест. Следовательно, амортизационные отчисления по аквариумам можно включить в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.