Управленческие решения: понятия и виды, факторы и технологии принятия управленческих решений. Особенности принятия антикризисных управленческих решений. 4 страница

Приемы активизации деятельности участников совещания:а) для сохранения единства участников совещания: разрядить обстановку в конфликтной ситуации, не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов, защищать того, кто имеет меньше опыта, рабо­тает недавно; б) для мобилизации участников совещания: е расслабляться самому и не давать выключаться из работы другим, избегать повторов, обращать внимание даже на самое незначи­тельное предложение, если оно хоть как-то поможет делу; в) для фокусировки внимания на обсуждаемой задаче: основываться на фактах, записывать вносимые предложения, выстраивать их так, чтобы складывалась целостная картина; г) для активизации участников совещания: в целях усиления доказательности тех или иных положений ставить дополнительные вопросы, высказать одобрительное замечание в адрес участника, внесшего конструктивное предложение.

ВОПРОС 19

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы, межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения, конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения, межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза) или внутри неформальных групп или между формальными и неформальными группами.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта.1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.2. Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности. 3. Стороны должны демонстрировать уважение друг к другу.4. Участники переговоров должны стремиться превести значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями. 5.Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

ВОПРОС 20

В режимах функционирования организации наряду с нормальным (привычные условия) особо выделяются кризисные и чрезвычайные условия (неблагоприятное сочетание факторов и событий, создающих угрозу организации). Они отличаются своей спецификой индивидуального и группового поведения людей, эмоционального реагирования, уровнем общественного мнения и сознания, формами коллективного взаимодействия, а также определенным состоянием и свойствами всех видов коммуникаций организации. Все это предполагает и соответствующую систему управления.

Существуют различные типологии кризисных и чрезвычайных ситуаций (классификатор МЧС, отраслевые, социально-психологические, медицинские классификации и т.д.). Всем кризисам в организации присущи проблемы экономические, политические, социально-психологические, организационно-управленческие, технологические, информационные, временные.

Целями кризисного менеджмента являются: 1) прогнозирование кризисов, 2) быстрое прекращение кризиса, 3) ограничение ущерба, 4) восстановление доверия к организации.

Факторы, которые неизбежны при кризисных ситуациях: внезапность; недостаточность информации; эскалация событий; потеря контроля; нарастание вмешательства внешних сил; паралич сознания и ментальность загнанного в угол; паника.

Процесс управления кризисом состоит из пяти этапов: 1) определение проблем, которые могут затронуть организацию и ее имидж; 2) проблемы сортируются по степени значимости для организации; 3) выработка различных вариантов стратегий действий; 4) реализация программы действий для сообщения организацией своей позиции сотрудникам и общественности и для влияния на восприятие организации; 5) оценка программы достижения целей организации.

Подготовка к кризису включает следующие шаги:

1. Выявление проблем, которые могут стать кризисом; идентификация источника кризиса.

2. Определение возможных реакций.

3. Идентификация ключевых аудиторий и подготовка коммуникаций, нацеленных на эти аудитории во время критических первых дней кризиса.

4. Определение центра управления кризисом.

5. Определение основной команды и дублеров для штаба.

6. Подготовка процедур на случай чрезвычайных ситуаций.

7. Подготовка всех лиц, потенциально интересных прессе, к работе с ней.

8. Создание системы легкой достижимости менеджеров для головного офиса.

9. Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.

10. Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.

Когда кризис уже разразился, команда управления кризисом должна предпринять следующие шаги:

а) выпустить заявление внутри организации и в СМИ;

б) предоставлять свежую информацию по мере развития ситуации и появления новых сведений;

в) использовать самые быстрые средства коммуникации (электронная почта, факсы, брифинги, собрания с сотрудниками и др.) для распространения информации как внутри организации, так во внешнюю среду;

г) обеспечить достаточное число каналов для запросов информации извне и от сотрудников с использованием дополнительных линий связи.

Цели овладения кризисом: 1) немедленно положить конец кризису; 2) свести к минимуму убытки; 3) восстановить доверие к себе.

Требования к команде для работы в условиях кризиса: достаточно жесткая структура, четкая организация работы и наличие сети коммуникации; разносторонняя подготовка каждого члена команды для выполнения различных функций и их взаимозаменяемость; умение эффективно использовать технические средства; психологическая совместимость и доверие между собой.

Информационная деятельность в условиях кризиса связана с управлением общественным мнением и борьбой со слухами.

Используемые коммуникационные средства в кризисной ситуации должны быть ориентированы на интересы целевых аудиторий (сотрудников, клиентов, общественности), достижение чувства лояльности и соучастия их в разрешении кризиса.

Завершение кризиса: 1) анализ и оценка деятельности команды; 2) зафиксировать причины, вызвавшие кризис и их устранение; 3)определить, какую стратегию и тактику работы нужно развивать в дальнейшем в случае возникновения подобного кризиса; 4) выяснить, почему не сработал или сработал частично имевшийся у организации план на случай кризиса.

Важно помнить, что кризис нередко имеет и обратную сторону, это - новые возможности для организации, обновление состава руководителей и методов управления, обновление системы социального управления в организации, сплочения коллектива.

ВОПРОС 21

В соответствии с ст. 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Привлечение арбитражным управляющим специалистов на договорной основе можно рассматривать с двух точек зрения. Арбитражному управляющему практически невозможно охватить все юридические и экономические аспекты деятельности должника, и помощь квалифицированного специалиста в области аудита необходима для наиболее полного учета всех активов и пассивов должника, что, в конечном счете, способствует эффективному проведению процедур банкротства и погашению задолженности перед кредиторами. Помощь квалифицированного юриста арбитражному управляющему необходима для эффективного взыскания дебиторской задолженности, проведения экспертизы договоров и во многих вопросах. Услуги специалистов во многих случаях позволяют «потеряв меньшее, получить большее», что, в первую очередь, благоприятно сказывается на кредиторах.

Одним из важнейших элементов проведения процедуры банкротства является реализация имущества, являющегося конкурсной массой с целью погашения задолженности перед кредиторами. Особое внимание всегда уделяется вопросу недвижимого имущества. Недвижимое имущество, находящееся на балансе организации всегда представляет собой солидный актив, который при надлежащем проведении реализации может значительно увеличить размер денежных средств компании-банкрота.

Первостепенными критериями при реализации недвижимого имущества являются правильно проведенная оценка. В соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Размер конкурсной массы будет больше, если все недвижимое имущество оформлено надлежащим образом. Отсутствие хотя бы одного необходимого документа может поставить крест на большой сумме денег для кредиторов. Поэтому в данном случае пристальное внимание необходимо уделить юридической экспертизе всей документации. В данном случае лучше привлекать к работе квалифицированных специалистов в области работы с недвижимостью. Их работа не только упростит подготовку имущества для продажи и поможет избежать ошибок, но и сэкономит огромное количество времени для должника кредиторов.

другим аспектом работы с привлеченными специалистами является организация их работы по обеспечению проведению процедуры. Как правило, привлеченные специалисты уже работают в группе арбитражного управляющего по нескольким банкротским предприятиям. Организация работы их такая же как и в обычной организации. Распорядок дня, документооборот, командировки. Специфичным является привлечение организаций. К ним можно отнести консалтинговые фирмы, для проведения финансового анализа. В этом случае, их работа регламентирована договорными отношениями.

ВОПРОС 22

Управленческие решения: понятия и виды, факторы и технологии принятия управленческих решений. Особенности принятия антикризисных управленческих решений.

Управленческое решение - это совокупный результат творческого процесса управляющей системы и действий объекта управления, направленный на разрешение конкретной ситуации, обусловленной функционирующей системой. Оно определяет какие действия необходимо предпринять в фактических или прогнозируемых условиях.

Процесс выработки управленческих решений включает их подготовку и принятие.

Управленческие решения могут быть сгруппированы по различным признакам, каждый из которых подчеркивает какую-либо одну из сторон решения.

По объекту управления решения могут быть:

4) всеобщие, например: постановления Государственной Думы, Президента или правительства, касающиеся деятельности всех или большинства экономических объектов;

5) особенные, отражающие отдельные стороны деятельности объектов или специальных вопросов;

6) единичные, на всех уровнях управления разовые предписания по текущему регулированию

По субъекту управления решения могут быть:

5) государственных органов управления;

6) местных органов управления;

7) общественных организаций;

8) различных органов управления хозяйственных организаций.

По цели управления решения могут быть:

4) стратегические, определяющие главные направления развития объекта, связаны с перспективными целями;

5) тактические, связаны с решением более частных задач, являющиеся этапами достижения главной цели;

6) оперативные, направлены на уточнение или изменение тактическими решениями пропорций, масштабов и т.д.

По продолжительности действия решения могут быть:

6) долгосрочные, выполнение которых рассчитано на срок более пяти лет;

7) среднесрочные, в пределах пяти лет;

8) текущие, в пределах года;

9) краткосрочные, в пределах квартала, месяца, декады;

10) разовые.

По степени детализации решения могут быть:

3) общие, например, решение о снижении затрат в организации;

4) конкретные, например, приказ директора об увольнении лишних работников конкретного цеха.

Решения можно подразделять на определяемые:

3) количественно, например, себестоимость, оптовая цена, расход материалов на новые изделия;

4) качественно, например, решение об увольнении или переводе на другое рабочее место рабочего низкой квалификации.

Решения, направленные на изменение хода протекания процесса с целью достижения ранее поставленной цели называются адаптирующими, например, при выходе из строя станка, предусмотренного технологией, его заменяют на другой.

Если поставленные цели не могут быть достигнуты путем изменения условий, принимаются корректирующие решения, например, если вышел из строя станок, который невозможно заменить, корректируется запуск деталей в производство

По степени неопределённости исходной информации, необходимой для выбора лучшей альтернативы различают:

4) структуризованные решения;

5) слабо структуризованные решения;

6) неструктуризованные решения.

На процесс работы организации оказывает влияние различные факторы:

4. Определенные – когда вся исходная информация их действия известна при выработке управляющих воздействий;

5. Вероятностно-определенные - когда помимо однозначных исходных данных имеются случайные величины с точно известными вероятностными характеристиками действия факторов;

6. Неопределённые - когда неточно известно или совсем неизвестно вероятностное описание возможных исходов реализации того или иного управленческого решения.

Неопределенные факторы могут быть таковыми по существу или из-за недостатка информации на данном этапе - в момент подготовки и принятия решения. Поэтому ожидаемые результаты функционирования производства и направления его развития как системы в условиях действия неопределенных факторов могут быть неоднозначными. Возможно существование вариантов (или интервалов) значений данных, характеризующих направление движения или развития производства в результате реализации определенного решения. В условиях неопределенности реализация каждого принятого решения предполагает множество различных исходов, вероятности которых либо не известны, либо не могут быть определены вообще.

Весь процесс выработки решений осуществляется посредством управленческих операций, которые можно объединить в определенные целевые комплексы. Комплексы и составляющие их операции выполняются в строгой последовательности:

Этап 1. Уяснение возникшей ситуации и выявление проблемы;

Этап 2. Формулировка проблемы, постановка целей;

Этап 3. Определение критериев;

Этап 4. Выработка альтернатив;

Этап 5. Сравнение альтернатив;

Этап 6. Выбор лучшего решения.

Арбитражные управляющие принимают решения в условиях дополнительных ограничений на использование ресурсов предприятия и обязательных требованиях на распределении и его дохода.

ВОПРОС 23

С момента наступления оснований для реализации имущества ждолжника, в первую очередь необходимо провести инвентаризацию имущества. Инвентаризация должна проходить в соответствии с приказом Минфина от 13.06.95 №49, все выявленное имущество необходимо отразить в промежуточном ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица. Продажа активов должника должна проходить в соответствии со статьями 447,448,449 ГК РФ, а также в соответствии со ст. 110, 139 Закона о банкротсве, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Заключение договора на торгах. 1. Договор, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом допущенным к торгам и выигравшим торги. 2. В качестве организатора торгов может выступать арбитражный управляющий либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с арбитражным управляющим. 3. В случаях, указанных в ГК РФ или Законе о банкротстве, договоры о продаже имущества или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. 4. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению организатора торгов, предложило лучшие условия. Форма и положение торгов определяется собранием кредиторов, если иное не предусмотрено законом.5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов. 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. 3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения..

Статья 449. Последствия нарушения правил проведения торгов

1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Передача предприятия как в случае его продажи, так и в случае внесения его в уставный капитал осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия. Подготовка предприятия к передаче, включая составление передаточного акта, являются обязанностью организации-должника и осуществляются за ее счет. В случае продажи предприятия акт передачи подписывается продавцом и покупателем, в случае внесения предприятия в уставный капитал открытого акционерного общества акт является односторонним и подписывается со стороны организации-должника. Предприятие считается переданным покупателю или открытому акционерному обществу со дня подписания передаточного акта.

В случае внесения предприятия в уставный капитал можно руководствоваться данными последней инвентаризации предприятия и данными последней аудиторской проверки. Дополнительная инвентаризация имущества предприятия и аудиторская проверка могут быть проведены в случае выделения средств на их осуществление, определенных сметой расходов.

Акт передачи предприятия может быть составлен как один документ, содержащий в качестве приложений:

- опись основных средств и нематериальных активов;

- опись незавершенного строительства и неустановленного оборудования;

- опись долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

- опись раздела "запасы" актива баланса;

- опись дебиторской задолженности организации-должника;

- опись денежных средств;

- опись прочих активов;

- опись обязательств, включаемых в состав предприятия.

Передача в составе предприятия акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами хозяйственных обществ и товариществ.

Новый собственник при продаже предприятия, а также открытое акционерное общество, в уставный капитал которого вносится предприятие, является правопреемником всех обязательств организации-должника, кроме обязательств, не включаемых в состав предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Работа с объектами мобилизационного назначения, объектами гражданской обороны, законсервированными и неиспользуемыми мобилизационными мощностями, мобилизационными запасами и материальными ценностями мобилизационного резерва. Ведение специального делопроизводства.

Законодательно-нормативная база: ФЗ «О государственном материальном резерве», ФЗ «О государственном оборонном заказе», Положение о финансировании государственного резерва (ДСП), ФЗ «Об обороне», ФЗ «О гражданской обороне», ПП «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», ПП «О порядке отнесения территорий к группам по ГО», ПП «О создании в организациях структурных подразделений специально уполномоченных на решение задач в области ГО», ПП «О накоплении, хранении, использовании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 27 042000, ПП № 1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов ГО», ПП «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», ПП "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", ПП "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".

Государственный резерв – это федеральный общероссийский запас материальных ценностей, в состав которых входят

1) запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (далее - мобрезерв),

2) запасы стратегических материалов и товаров,

3) запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуациях

Объекты гражданской обороны:

1. Объекты предназначенные для проведения мероприятий ГО (убежища, противорадиационные убежища, склады),

2. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, отнесенные к категориям по ГО в зависимости от их экономического значения, требующие сохранения в опасный период.

Формирование, хранение и обслуживание запасов гocрезерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые образуют вертикаль, единую федеральную систему государственного резерва.

Система государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяется Правительством РФ Запасы госрезерва, независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и др. объекты (в т ч и объекты ГО), а также земельные участки, на которых они расположены, являются федеральной собственностью.

Организации, имеющие мобзадание или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (особый период), подлежат отнесению к категориям по ГО в зависимости от их положения и значимости в экономике государства и безопасности особой важности, первой категории, второй категории.

Ведение документации на объекте, имеющем мобилизационное задание, секретно Запросы по номенклатуре, объемам, требованиям к продукции, финансированию заполняются по форме «секретно» на уровне предприятий, и не только на федеральном уровне.

Мобилизационные резервы создаются на промышленных предприятиях для удовлетворения различных потребностей государства в особый период по техническим заданиям министерств Минпром, Минздрав, Минатом, Российское агентство по государственным резервам, Минэкономразвития, МО, МЧС (в части, касающейся имущества ГО – противогазы, средства индивидуальный защиты, резервы продовольствия и материально-технических средств - запасы для обеспечения населения в особый период, те производство и хранение для особого периода, для ГО - защиты населения).

Номенклатура, объемы запасов и нормы накопления определяются создающими их организациями исходя из возможного характера военных действий на территории РФ, объектов экономики и инфраструктуры, природных, экономических и других особенностей региона, а также норм минимально необходимой достаточности запасов на военное время (устанавливает МЧС России, МО) Утверждаются Постановлением Правительства.

Сведения о номенклатуре и объемах предоставляются организациями в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления на территории которых они расположены.

Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах являются государственной тайной.

Ряд объектов и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключается из состава имущества приватизируемого предприятия и передается правопреемнику на ответственное хранение.

Защитные сооружения, по решению органов государственной власти в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору для использования в народохозяйственных целях.

При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения к обязательным условиям конкурса относятся требования сохранения профиля и использования (например, прачечная - санитарно-помывочный пункт).

Порядок создания объектов гражданской обороны, к которым относятся убежища, противорадиационные укрытия, станции обеззараживания одежды и транспорта, санитарно-обмывочные пункты, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для проведения мероприятий ГО, определяет Правительство РФ.

В период мобилизации и военный период создание объектов ГО осуществляется за счет приспособления зданий, строек, бункеров иного назначения, а также для чрезвычайных ситуаций.

Наши рекомендации