ТЕМА 4. Экономическая социализация.

4.1. Введение в проблему. Самое простое определение социализации - это процесс преобразования социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности. Определение экономической социализации впервые было сформулировано Б.Стаси с соавторами в 1982 г.

Экономическая социализация – это усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта в экономической сфере жизни.

Сущность проблемы – когда и как дети вовлекаются в экономические отношения?

Базовая теория экономической социализации – теория делелопментализма Пиаже. Основной фактор – собственный опыт. В меньшей степени успешность экономической социализации зависит от биологического повзросления и интеллекта.

Экономическая социализация

Опыт психическое развитие интеллект

«биологическое повзросление»

Индикатор экономической социализации – экономическая компетентность (термин О.С.Дейнека).

Б.Стаси ограничивает социализацию детским и подростковым возрастом. Основные аспекты:

q Деньги;

q Собственность;

q Социальные различия (экономический статус);

q Экономическое поведение.

Первый актуальный аспект – СОБСТВЕННОСТЬ (личное имущество) как составная часть образа самого себя.

Поведение собственника предъявляет требования к экономическому поведению (чтобы сохранить собственность). Оно должно быть:

q Эффективным;

q Компетентным.

1.2. этапы социализации.

1) 4-6 л. – элементарные представления о деньгах и покупках;

2) 6-8 л. – осознание взаимосвязи между деньгами и работой как их источником

деньги работа

3) 7-9 л. – понимание ценности денег. Формирование представления о богатстве и бедности, о социоэкономических различиях.

4) 10-12 л. – способность строить экономические отношения по функциональному принципу (например, накапливать деньги).

5) 13-15 л. – осознание социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре.

Эта периодизация была подвергнута критике, в частности, Фенемом в 1984 г., т.к. она не учитывает половые, культурные, национальные различия.

Примеры:

q мальчики раньше взрослеют в экономическом плане, больше склонны к накоплению на определенную вещь (т.к. мальчикам больше дают карманных денег).

q Африканские дети и дети из Гонконга раньше европейских детей осваивают понятие выгоды (знают это уже в 6 лет), а в 10 лет знают, что такое банк (т.к. они раньше вовлекаются в сферу бизнеса, участвуют в торговых и бартерных сделках).

q Фактор классовой принадлежности родителей оказывает влияние на формирование экономических представлений у детей (Г.Маршалл, Л.Магрудер, 1960). Понимание детьми функций денег зависит от:

¨ Дают ли им карманные деньги;

¨ Предоставляется ли им возможность самым заработать и накопить деньги;

¨ На что тратят деньги их родители.

q И.Ньюсан, Э.Ньюсан. 1976. Дети представителей среднего класса получают карманных денег в среднем в 2 раза меньше, чем дети из рабочих семей; в среднем в 2 раза чаще откладывают их. 52% детей рабочих полностью расходуют деньги в течение недели.

¨ Гипотеза: поведение объясняется тем, что у них сформировано представление о прямой связи

Деньги удовольствие.

q Фенэм, Томас (1984). Родители среднего класса регулярно выдают своим детям фиксированную сумму на карманные расходы и начинают делать это по отношению к детям более младшего возраста, чем родители из рабочей среды. Экономической компетентности можно учить в процессе ролевых игр.

q Щедрина 1991 г. рекомендации родителям:

¨ 7-8 л. деньги давать 1 раз в неделю;

¨ более старшим – 1 раз в месяц;

Деформация экономической мотивации детей:

¨ платить за работу по дому;

¨ платить за оценки

1.3. Существуют три института экономической социализации:

¨ Воспитание (семья);

¨ Образование (школа, институт);

¨ Личный опыт.

1.4. Механизмы экономической социализации:

¨ Инструментальное научение (А.Бандура, автор социально-когнитивной теории , 1977 г.);

¨ Идентификация (усвоение поведения тех, кто наделен властью, или пользуется авторитетом).

¨ Подражание.

Подражание – Миллер, Доллард;

Бехтерев;

Бандура.

Модель социального влияния Г.Келмена (1967 г.).

3 уровня влияния:

1) подчинение – прагматический характер;

2) идентификация – сознательное оправдание ожиданий участников взаимодействия, симпатия к ним;

3) интернализация – включение элементов влияния в личностную структуру (они осознаются как неотъемлемые, собственные).

Эта модель используется при анализе поведения налогоплательщика.

Дойч, Джерард, 1955 г. два типа социального влияния

1) нормативное (желание личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, нормами);

2) информационное – поведение большинства – это источник информации, который учитывается при выборе собственной линии поведения (косвенное влияние более эффективно). Т.к. в этом случае модели поведения не навязываются, а выбираются.

Наумова Н.Ф. 1988 г.

Механизм социального сравнения как механизм экономической социализации (при формировании представлений об оплате труда, в потреблении, накоплении).

Х.Герард, Е.Конолли, 1972г.

Механизм косвенного сравнения.

Свой вклад и свое вознаграждение сравниваются с вкладами и вознаграждениями других людей.

Соревнование, конкуренция – также механизмы экономической социализации.

Экономическое поведение, его детерминация (почему и как человек будет проявлять экономическую активность) – главный итог экономической социализации.

Вейнер 1972 г. Атрибуция успехов и неудач в экономическом поведении.

  Локус контроля
Фактор стабильности Внутренний внешний
стабильность Способность, навыки Трудность задачи
Нестабильность Усилия удача

Эпизодический успех, достигнутый немногими избранными, связывается с усилиями преуспевающей личности, а эпизодический успех, доступный многим, связывается с удачей. На основе этих атрибуций формируются СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

При доминировании мотива достижения неудача объясняется недостатком усилий; при доминировании мотива избегания неудачи – недостатком способностей (ПРОДОЛЖЕНИЕ ОЖИДАНИ НЕУДАЧИ).

Ролевая теория экономической социализации.

Зальцман, Уоллердорф, 1983 г.

Изменения ролей (вступление в брак, окончание школы, смена работы) влекут за собой не только изменений потребностей, но и попытки жить в соответствии с новыми ожиданиями («субстантивная рациональность по М.Веберу).

Основные тенденции в экономической социализации молодежи (1999 г., О.С.Дейнека).

1) реалистическая (принятие объективной экономической реальности только на когнитивном уровне);

2) прагматическая (приоритет выгоды на действенном уровне);

3) индивидуалистическая (ориентация исключительно на собственные интересы, не готовность их согласовывать с конкурентами).

Экономическая социализация взрослых.

Основная характеристика экономической реальности, отличная от доперестроечного периода: распределительные отношения регулируются в денежно-стоимостной форме (через налоговую систему, субсидии, дотации, инвестиции, льготы, специальные цены).

Основной фактор успешности экономической стратегии – психологический статус населения (термин О.С.Дейнека).

Одна из характеристик психологического статуса – ощущение себя активным субъектом экономических отношений. Условие – принятие рыночной системы экономических отношений. Сейчас поздно обсуждать ее плюсы и минусы, необходимо АДАПТИРОВАТЬСЯ к ней. Следствие принятие рыночной системы – экономический оптимизм. Это характеристика «среднего класса».

Цели общества:

1) формирование экономического оптимизма;

2) в крайнем случае – экономического реализма.

Характеристики экономического реализма:

1) автономная мораль;

2) отказ от мифов;

3) формирование непротиворечивой системы представлений об экономической реальности.

Механизмы формирования представлений (Г.Г.Дилигенский):

1) Мифологический – в самой низкой точке познавательной активности он называется инертно-фаталистический (события бесполезно изучать, их нельзя изменить);

2) Интуитивно-чувственный (восприятие явлений такими как они есть без проверки на соответствие логике и здравому смыслу);

3) Стихийно-рациональный (воспринимается только то, что необходимо для успешной адаптации);

4) Рефлективный (ценностный) – формирование представлений о том, КАК должно быть.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят основные аспекты экономической социализации?

2. Каковы основные механизмы экономической социализации?

3. Периодизация экономической социализации Б.Стаси является основополагающей теорией экономической социализации. Верно?

4. Перечислите основные механизмы формирования экономических представлений.

Наши рекомендации