ТЕМА 4. Экономическая социализация.
4.1. Введение в проблему. Самое простое определение социализации - это процесс преобразования социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности. Определение экономической социализации впервые было сформулировано Б.Стаси с соавторами в 1982 г.
Экономическая социализация – это усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта в экономической сфере жизни.
Сущность проблемы – когда и как дети вовлекаются в экономические отношения?
Базовая теория экономической социализации – теория делелопментализма Пиаже. Основной фактор – собственный опыт. В меньшей степени успешность экономической социализации зависит от биологического повзросления и интеллекта.
Экономическая социализация
Опыт психическое развитие интеллект
«биологическое повзросление»
Индикатор экономической социализации – экономическая компетентность (термин О.С.Дейнека).
Б.Стаси ограничивает социализацию детским и подростковым возрастом. Основные аспекты:
q Деньги;
q Собственность;
q Социальные различия (экономический статус);
q Экономическое поведение.
Первый актуальный аспект – СОБСТВЕННОСТЬ (личное имущество) как составная часть образа самого себя.
Поведение собственника предъявляет требования к экономическому поведению (чтобы сохранить собственность). Оно должно быть:
q Эффективным;
q Компетентным.
1.2. этапы социализации.
1) 4-6 л. – элементарные представления о деньгах и покупках;
2) 6-8 л. – осознание взаимосвязи между деньгами и работой как их источником
деньги работа
3) 7-9 л. – понимание ценности денег. Формирование представления о богатстве и бедности, о социоэкономических различиях.
4) 10-12 л. – способность строить экономические отношения по функциональному принципу (например, накапливать деньги).
5) 13-15 л. – осознание социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре.
Эта периодизация была подвергнута критике, в частности, Фенемом в 1984 г., т.к. она не учитывает половые, культурные, национальные различия.
Примеры:
q мальчики раньше взрослеют в экономическом плане, больше склонны к накоплению на определенную вещь (т.к. мальчикам больше дают карманных денег).
q Африканские дети и дети из Гонконга раньше европейских детей осваивают понятие выгоды (знают это уже в 6 лет), а в 10 лет знают, что такое банк (т.к. они раньше вовлекаются в сферу бизнеса, участвуют в торговых и бартерных сделках).
q Фактор классовой принадлежности родителей оказывает влияние на формирование экономических представлений у детей (Г.Маршалл, Л.Магрудер, 1960). Понимание детьми функций денег зависит от:
¨ Дают ли им карманные деньги;
¨ Предоставляется ли им возможность самым заработать и накопить деньги;
¨ На что тратят деньги их родители.
q И.Ньюсан, Э.Ньюсан. 1976. Дети представителей среднего класса получают карманных денег в среднем в 2 раза меньше, чем дети из рабочих семей; в среднем в 2 раза чаще откладывают их. 52% детей рабочих полностью расходуют деньги в течение недели.
¨ Гипотеза: поведение объясняется тем, что у них сформировано представление о прямой связи
Деньги удовольствие.
q Фенэм, Томас (1984). Родители среднего класса регулярно выдают своим детям фиксированную сумму на карманные расходы и начинают делать это по отношению к детям более младшего возраста, чем родители из рабочей среды. Экономической компетентности можно учить в процессе ролевых игр.
q Щедрина 1991 г. рекомендации родителям:
¨ 7-8 л. деньги давать 1 раз в неделю;
¨ более старшим – 1 раз в месяц;
Деформация экономической мотивации детей:
¨ платить за работу по дому;
¨ платить за оценки
1.3. Существуют три института экономической социализации:
¨ Воспитание (семья);
¨ Образование (школа, институт);
¨ Личный опыт.
1.4. Механизмы экономической социализации:
¨ Инструментальное научение (А.Бандура, автор социально-когнитивной теории , 1977 г.);
¨ Идентификация (усвоение поведения тех, кто наделен властью, или пользуется авторитетом).
¨ Подражание.
Подражание – Миллер, Доллард;
Бехтерев;
Бандура.
Модель социального влияния Г.Келмена (1967 г.).
3 уровня влияния:
1) подчинение – прагматический характер;
2) идентификация – сознательное оправдание ожиданий участников взаимодействия, симпатия к ним;
3) интернализация – включение элементов влияния в личностную структуру (они осознаются как неотъемлемые, собственные).
Эта модель используется при анализе поведения налогоплательщика.
Дойч, Джерард, 1955 г. два типа социального влияния
1) нормативное (желание личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, нормами);
2) информационное – поведение большинства – это источник информации, который учитывается при выборе собственной линии поведения (косвенное влияние более эффективно). Т.к. в этом случае модели поведения не навязываются, а выбираются.
Наумова Н.Ф. 1988 г.
Механизм социального сравнения как механизм экономической социализации (при формировании представлений об оплате труда, в потреблении, накоплении).
Х.Герард, Е.Конолли, 1972г.
Механизм косвенного сравнения.
Свой вклад и свое вознаграждение сравниваются с вкладами и вознаграждениями других людей.
Соревнование, конкуренция – также механизмы экономической социализации.
Экономическое поведение, его детерминация (почему и как человек будет проявлять экономическую активность) – главный итог экономической социализации.
Вейнер 1972 г. Атрибуция успехов и неудач в экономическом поведении.
Локус контроля | ||
Фактор стабильности | Внутренний | внешний |
стабильность | Способность, навыки | Трудность задачи |
Нестабильность | Усилия | удача |
Эпизодический успех, достигнутый немногими избранными, связывается с усилиями преуспевающей личности, а эпизодический успех, доступный многим, связывается с удачей. На основе этих атрибуций формируются СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
При доминировании мотива достижения неудача объясняется недостатком усилий; при доминировании мотива избегания неудачи – недостатком способностей (ПРОДОЛЖЕНИЕ ОЖИДАНИ НЕУДАЧИ).
Ролевая теория экономической социализации.
Зальцман, Уоллердорф, 1983 г.
Изменения ролей (вступление в брак, окончание школы, смена работы) влекут за собой не только изменений потребностей, но и попытки жить в соответствии с новыми ожиданиями («субстантивная рациональность по М.Веберу).
Основные тенденции в экономической социализации молодежи (1999 г., О.С.Дейнека).
1) реалистическая (принятие объективной экономической реальности только на когнитивном уровне);
2) прагматическая (приоритет выгоды на действенном уровне);
3) индивидуалистическая (ориентация исключительно на собственные интересы, не готовность их согласовывать с конкурентами).
Экономическая социализация взрослых.
Основная характеристика экономической реальности, отличная от доперестроечного периода: распределительные отношения регулируются в денежно-стоимостной форме (через налоговую систему, субсидии, дотации, инвестиции, льготы, специальные цены).
Основной фактор успешности экономической стратегии – психологический статус населения (термин О.С.Дейнека).
Одна из характеристик психологического статуса – ощущение себя активным субъектом экономических отношений. Условие – принятие рыночной системы экономических отношений. Сейчас поздно обсуждать ее плюсы и минусы, необходимо АДАПТИРОВАТЬСЯ к ней. Следствие принятие рыночной системы – экономический оптимизм. Это характеристика «среднего класса».
Цели общества:
1) формирование экономического оптимизма;
2) в крайнем случае – экономического реализма.
Характеристики экономического реализма:
1) автономная мораль;
2) отказ от мифов;
3) формирование непротиворечивой системы представлений об экономической реальности.
Механизмы формирования представлений (Г.Г.Дилигенский):
1) Мифологический – в самой низкой точке познавательной активности он называется инертно-фаталистический (события бесполезно изучать, их нельзя изменить);
2) Интуитивно-чувственный (восприятие явлений такими как они есть без проверки на соответствие логике и здравому смыслу);
3) Стихийно-рациональный (воспринимается только то, что необходимо для успешной адаптации);
4) Рефлективный (ценностный) – формирование представлений о том, КАК должно быть.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят основные аспекты экономической социализации?
2. Каковы основные механизмы экономической социализации?
3. Периодизация экономической социализации Б.Стаси является основополагающей теорией экономической социализации. Верно?
4. Перечислите основные механизмы формирования экономических представлений.