Методики рейтинговых оценок
Рейтинговый процесс начинается с предварительного этапа, включающего ряд важнейших (с позиции конечного результата) процедур. Проводится качественный анализ банков. Если их совокупность неоднородна, необходима группировка банков (крупные, средние, мелкие; универсальные специализированные). В странах с еще не сложившимся рынком ссудных капиталов построение рейтинга обычно начинается с формирования групп оценочных параметров, характеризующих качественно различные стороны банковской деятельности.
Основные группы параметров для рейтинговых оценок следующие: имидж банка; надежность; стабильность; кредитоспособность; ликвидность; политика привлечения пассивов; кредиты; акции и ценные бумаги; персоналии банка в прессе; инвестиции; экономическое и территориальное расширение сферы деятельности; политика развития банка; клиенты и сервис; техническая оснащенность банка.
Это далеко не полный перечень выделяемых в настоящее время основных параметров. Каждый параметр складывается из ряда компонент, которые, в свою очередь, разбиты на категории. Например, имидж банка. С одной стороны, имидж безусловно отражает внешнюю сторону банковской деятельности, с другой стороны, это характеристика сущности работы кредитной организации, реальный фактор конкурентной борьбы. Количественной оценке подвергаются следующие компоненты имиджа: культура обслуживания; менеджеры и персонал банка; реклама; имидж банка на рынке финансовых услуг и др.
Для оценки имиджа, избирается группа компонентов, его характеризующих. Далее каждый компонент подразделяется на категории. Например, компоненты: «имидж банков в среде корпоративных клиентов», «имидж банков на рынке финансовых услуг» и т.п. Второй из названных компонент может состоять из категорий «пластиковые карточки», «операции на валютном рынке» и др., поскольку на каждом сегменте финансового рынка конкретный банк имеет разные объемы операций, структуру операций, качество, стратегия деятельности, что определяет различия в занимаемой нише, накале конкурентной борьбы, сложившейся репутации. Рейтинговый индекс формируется путем корректировки совокупной информации посредством системы коэффициентов, что позволяет точно соизмерить имидж банка в каждой сфере.
- достаточность капитала, | ||
- качество активов | ||
Традиционно в большинстве рейтингов оценивается шесть характеристик: | - ликвидность баланса | |
- уровень прибыльности активов | ||
- качество банковского менеджмента | ||
- рыночный риск |
При расчете рейтинговых оценок широко используются отдельные методы анализа доходов, ликвидности, платежеспособности банка, качество его кредитного портфеля и т.п.
Достаточность капитала определяется с позиции возможности покрытия капиталом рисковых активов, так же распространена практика применения показателей достаточности капитала, устанавливаемых органами пруденциального надзора. Сложность определения группы показателей, характеризующих достаточность капитала, заключается в том, что важно оценить не наличие капитала, а качество процесса управления им. Именно последнее и определяет степень устойчивость банка.
Качество активов оценивается по степени их ликвидности и возвратности (для кредитного портфеля). Определяется воздействие просроченной задолженности (потерянных активов) на надежность банка.
Ликвидность определяется в результате анализа структуры активов и пассивов банка с позиции ликвидности активов и степени постоянства депозитов и качества управления ими. Дается оценка достаточности ликвидности с точки зрения выполнения текущих, долгосрочных и непредусмотренных обязательств.
Уровень прибыльности активов оценивается посредством пофакторного анализа соответствующей системы коэффициентов. В целом рентабельность банка рассчитывается с позиции достаточности его доходов для перспектив расширения банковской деятельности.
Качество менеджмента не поддается четким количественным оценкам. Его определяют в основном экспертно, используя балльную систему оценок состояния кадровой политики, стиля работы, принципов распределения ответственности.
Завершает предварительный этап процедура построения рейтинговых систем. Ее суть составляют процессы группировки, нормирования или ранжирования отобранных показателей. В рейтинговых системах используется разное число показателей. Рассмотрим группы наиболее широко применяемых показателей:
Показатели качества активов: доля проблемных кредитов в совокупных активах банка (в кредитах); отношение списанных за счет резервов убытков по кредиту к сумме кредитов. Система показателей, характеризующих качество кредитного портфеля, включает: коэффициентные соотношения, в которых делителем выступает общая сумма предоставленных кредитов, а делимым – отдельные виды кредитов (стандартные, просроченные, пролонгированные и т.п.) или резервы на покрытие убытков по предоставленным кредитам; отношение резервов на покрытие убытков по предоставленным кредитам к проблемным кредитам.
Система показателей, характеризующих ликвидность банка, включает следующие обобщающие показатели:
коэффициентные соотношения ликвидных (текущих) активов к различным группам пассивов (вкладам до востребования, сумме всех вкладов, сумме депозитов и полученных банком краткосрочных кредитов и т.п.);
коэффициентные соотношения отдельных видов текущих активов и пассивов. К примеру, отношение средств на счетах Ностро к средствам на счетах Лоро в банке;
отношение краткосрочных активов минус кредитные обязательства к сумме активов.
Основные показатели прибыльности (доходности), применяемые в рейтинговом анализе, представляют собой совокупность следующих коэффициентов: отношения чистой прибыли (чистого дохода) к общей средней сумме активов, к среднему собственному капиталу; отношение выплаченных дивидендов к чистой прибыли; отношение чистого процентного дохода к средним активам банка; налогов к налогооблагаемой прибыли; административно-хозяйственных и прочих расходов к средним активам.
Непосредственно рейтинговый анализ начинается с выбора критериев оценки системы показателей и определения приоритетов. В процессе анализа осуществляется оценка уровня показателя, оценка тенденции и темпов развития, оценка структурных сдвигов за период и др. В том числе проводятся расчет отклонений рейтинговых показателей от эталонных либо минимального (максимального) уровня, либо среднего значения в целях формирования соизмеримой системы показателей.
Следующая процедура чисто экспертная – оценивается степень влияния каждого показателя на группу в целом. В основе методик в большинстве лежат математические методы линейного ранжирования. Специалисты посредством поправочных (весовых) коэффициентов корректируют сводную оценку по группе. Таким образом, определяется результативный критерий как сумма взвешенных частных соизмеримых показателей.
На последнем этапе в зависимости от значения сводной оценки банки группируются на классы и упорядочиваются в линейном порядке.
Конечным продуктом рейтинговой системы оценок является список, в котором по определенному признаку (совокупности признаков) располагаются банки. Место банка в списке обычно упорядочено в зависимости от степени ухудшения оценок: от лучшего к худшему. Критерий (признак) классификации указывается в названии таблицы: «Рейтинг прибыльности (ликвидности, платежеспособности) банков», если определялся рейтинг одной из сторон деятельности банка, или «Рейтинг надежности (имиджа) банка», если дается оценка банка в целом.