Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта

Задача оценки и ранжирования регионов России в интересах железнодорожной отрасли является одной из актуальнейших задач, стоящих перед руководством компании, решение которой направлено на выработку правильной, взаимовыгодной и оптимальной и долгосрочной политики взаимодействия компании ОАО «РЖД» с регионами и территориями России.

В работах [1,3], на основании модельных представлений взаимодействия железной дороги с внешним экономическим окружением [4,7], была предложена и обоснована методика оценки экономической привлекательности предприятий с точки зрения железной дороги, использующая аппарат линейных оценочных форм. В п.4.1 было показано, что методика линейных оценочных форм универсальна и с её помощью можно проводить оценки и ранжирование любых хозяйствующих комплексов с точки зрения интересов любых оценщиков.

В настоящем пункте показано, как методика оценочных линейных форм модифицируется для оценки регионов России и приводятся результаты расчетов (ранжирование регионов и их оценки), полученные с помощью рассматриваемой методики.

Линейной оценочной формой для нужд настоящей задачи будем называть выражение вида:

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.3)

где: Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – переменные (оценочные параметры регионов); Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – нормировочные коэффициенты, Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru для всех Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru ; Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – весовые коэффициенты, Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru для всех Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Переменные Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в оценочной форме Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru являются значениями показателей оцениваемого региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , соответствующих интересующим при проведении оценки параметрам и учитываемым факторам. В настоящей работе, для получения оценки региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru с точки зрения интересов компании ОАО «РЖД», принимаем и фиксируем набор Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru из пяти экономических параметров региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru (верхний индекс в обозначении параметра соответствует номеру региона), отражающий различные стороны регионального экономического взаимодействия железной дороги с регионом:

1. Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – тонны погрузки в регионе (тонн/год).

2. Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – тонны выгрузки в регионе (тонн/год).

3. Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – доходная часть бюджета региона или муниципального образования (руб./год).

4. Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – развернутая длина железной дороги на территории региона (км).

5. Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – численность населения региона (человек).

Следует особо отметить, что список учитываемых параметров региона выбран в настоящей работе исключительно в целях демонстрации применения методики. При проведении практических оценок (для решения реально стоящей производственной задачи) этот список может быть существенно расширен, изменен и дополнен – в рамках предлагаемой методики это легко осуществимо, поскольку число учитываемых параметров Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в оценочной форме Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru заранее не ограничено.

Коэффициенты линейной оценочной формы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru и Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru выполняют следующие функции.

Весовые коэффициенты Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru линейной формы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru придают соответствующе веса учитываемым показателям региона. Величины коэффициентов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru отражают значимость (вес) соответствующего фактора в оценке привлекательности региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru . Значения коэффициентов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru могут (и должны) зависеть от практически требуемого направления оценки региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – в разных производственных ситуациях компанию ОАО «РЖД» могут интересовать различные аспекты состоятельности и привлекательности региона [9]. Это означает, что в конкретных производственных ситуациях следует придавать, в соответствии со своими интересами, разную значимость тем или иным учитываемым факторам, то есть придавать весовым коэффициентам Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru разные значения. Очевидно, что для придания большего или меньшего веса тому или иному оценочному параметру, необходимо применение различного рода экспертных оценок, практического опыта, директивных соглашений и т.п., то есть определение значений весов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в интересах компании ОАО «РЖД» опирается, в конечном счете, на человеческий фактор и решения руководства компании.

Коэффициенты Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru линейной формы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru выполняют две функции. Во первых, они уравнивают размерностей суммируемых слагаемых, поскольку их размерности подбираются таким образом, чтобы все слагаемые формы были безразмерными величинами, своего рода «индексами» или «котировками» региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru . Указанное требование выполняется автоматически, если коэффициенту Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru приписывается размерность, обратную к размерности соответствующего оценочного параметра Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , что влечет безразмерность слагаемого Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в линейной форме Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru . Во вторых, коэффициенты Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в линейной форме Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru являются нормировочными (см. п.4.1.4), то есть они уравнивают порядки суммируемых величин – произведений Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Совершенно ясно, что при решении задачи оценки и ранжирования регионов, применение нормировочных коэффициентов в линейной форме Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru необходимо, поскольку в задаче оценки регионов заведомо будем иметь дело с показателями регионов, значительно различающимися по порядку величин, а при вычислении значения Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru необходимо избегать суммирования значительно отличающихся величин. Например, доходная часть бюджета региона может исчисляться миллиардами рублей, а развернутая длина железной дороги, как правило, не превосходит пяти тысяч километров – суммирование столь разных по порядку величин приведет к потере значимости фактора длины дороги. Фактор, численная величина которого имеет меньший порядок, просто «поглотится» фактором, численная величина которого имеет больший порядок.

Для решения задачи уравнивания порядков слагаемых формы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , в п.4.1.4 предложено определять коэффициенты оценочной формы исходя из максимальных возможных значений оценочных параметров Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru . Значения коэффициентов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru определим на основании максимального значения каждого показателя среди всех 87 регионов России Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru . А именно, для коэффициента Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru выберем максимальное значение соответствующего оценочного показателя Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru среди всех регионов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , и положим:

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Для получения абсолютных оценок и ранжирования регионов, методика линейных оценочных форм предполагает формирование двух гипотетических абстрактных объектов – «наилучшего» Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru и «наихудшего» Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru регионов (см. п.4.1.5).

Абстрактный «идеальный» регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России – это «регион», по определению имеющий максимальные экономические показатели, выбранные из совокупности показателей всех регионов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России:

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Абстрактный «наихудший» регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России – это «регион», по определению имеющий минимальные экономические показатели, выбранные из совокупности показателей всех регионов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России:

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Очевидно, что при таком определении, сформированный абстрактный идеальный регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , получит с помощью оценочной формы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru оценку

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru

– максимально возможную оценку для регионов России. Наивысшая оценка региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru является следствием очевидного факта, что вымышленный регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru является в России лучшим и наиболее привлекательным для компании ОАО «РЖД» – он отражает максимальные возможные показатели региона при современном состоянии экономики России. Наихудший абстрактный регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru получит некоторую минимальную оценку Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , а все остальные реальные регионы Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России получат оценки Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , лежащие в интервале от Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru до Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

В соответствии с методикой получения абсолютных оценок (см.п.4.1.5), сожмем аффинным преобразованием интервал возможных оценок регионов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru в интервал Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru по формуле:

Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru (4.4)

и получим значение Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru – коэффициент абсолютной привлекательности региона России Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru с точки зрения интересов компании ОАО «РЖД».

При таком пересчёте оценок регионов, наихудший абстрактный регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru получит оценку Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , наилучший абстрактный регион Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru получит оценку Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , а оценки реальных регионов Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru России распределятся в интервале Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru пропорционально их доле (по выбранным экономическим параметрам) от «идеального» абстрактного региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru .

Полученный коэффициент Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru , для удобства, можно записывать и в процентном формате, поскольку он представляет собой долю оценки региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru от оценки «наилучшего» возможного абстрактного региона Адаптация методики линейных оценочных форм для формирования оценок субъектов Российской Федерации с точки зрения интересов железнодорожного транспорта - student2.ru при современном состоянии экономики страны.

Наши рекомендации