Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
Амортизация есть процесс переноса стоимости объектов основных производственных фондов и нематериальных активов на производимый продукт. Амортизационные отчисления - это финансовый результат переноса стоимости основных средств и нематериальных активов организации на себестоимость продукции, в результате чего формируется источник собственных средств, используемых для финансирования как инвестиционной, так и текущей деятельности предприятия. Амортизационные отчисления являются источником простого, а в определенных случаях и расширенного воспроизводства основных фондов. Амортизация должна начисляться до полного переноса первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость производимой продукции. Πᴏ истечении амортизационного периода процесс начисления амортизации прекращается. Величина начисленной предприятием амортизации зависит не просто от первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, но выбранной амортизационной стратегии, в основе которой лежит применяемый метод начисления амортизации. Выбор стратегии амортизации во многом определяется ориентацией предприятия на тот или иной источник внутреннего финансирования. Например, если степень износа основных фондов предприятия невелика, а их стоимость незначительна, то в этих условиях амортизационные отчисления как источник внутреннего финансирования предприятия не играют существенной роли. При ориентации предприятия на инновационные технологии используется современное технологическое оборудование, стоимость, которого значительна. В этих условиях амортизационные отчисления могут стать весомым источником внутреннего финансирования предприятия. На практике амортизационные отчисления по каждому объекту не накапливаются на специальном счете, а поступившая в определенный период сумма амортизационных отчислений по всем объектам направляется на финансирование капитальных вложений в этом периоде. Однако в современных условиях многие предприятия не используют амортизацию как источник долгосрочного инвестирования по причинам высокой инфляции, высоких рисков управления временно свободными денежными средствами, резкой нехватки денежных средств на текущее потребление и невозможности производить какие-либо накопления. Основным нормативным документом, регулирующим величину амортизационных отчислений по объектам основных средств является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. В соответствии с этим документом стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, которая в целях бухгалтерского учета может производиться одним из следующих четырех способов начисления: а) линейный способ; б) способ уменьшаемого остатка; в) способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования; г) способ списания пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования. Начисление амортизационных отчислений не приостанавливается в течение срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и по основным средствам, переведённым по решению руководителя организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть менее трех месяцев. При линейном способе сумма ежемесячной амортизации определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации. Норма амортизации определяется как результата деления единицы на срок полезного использования (n) и выражается в процентах: На =(1/ n)*100% А = Пф * На При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ (не более 3) А = Оф * На * Ку Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти (не может превышать 2). В настоящее время перечень эффективных типов машин, оборудования и транспортных средств, по которым можно применять ускоренную амортизацию, утвержден для предприятий и организаций транспортно-дорожного комплекса, организаций гостиничного хозяйства, предприятий рыболовной промышленности и связи. Πᴏ движимому имуществу, которое составляет объект финансового лизинга и относится к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения не выше 3. Суть применяемого метода состоит в том, что доля амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции, будут уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации объекта основных средств, для которого амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта. Данный способ начисления амортизации предпочтительнее, поскольку позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных средств. Далее темп списания замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции. Способы уменьшаемого остатка и способ начисления амортизации путем списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются способами ускоренной амортизации. При списании стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств. А = (Он.о * Пф) / О н.п. , где Он.о – натуральный показатель объема продукции в отчетном периоде; О н.п. – предполагаемый объем продукции за весь срок эксплуатации объекта. Этот способ начисления амортизации может использоваться также в случае сезонного характера эксплуатации оборудования, если в технической документации предусмотрена зависимость срока службы оборудования от количества единиц продукции. Срок полезного использования основных средств – период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей ее деятельности. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при приятии его к бухгалтерскому учету. Стоит отметить, что для основных средств, приобретенных с 01.01.2002 г., организация может устанавливать срок в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.1.2002 г. №1. Πᴏ основным же средствам, приобретенным до 01.01.2002 г. срок полезного использования определяется в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике организации. Срок полезного использования объекта основных средств пересматривается организацией при улучшении (повышении) первоначально приятых нормативных показателей его функционирования в результате достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств: приобретенным изданиям (книгам, брошюрам); объектам основных средств некоммерческих организаций; земельным участкам, объектам природопользования; объектам стоимость не более 20000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации (стоимость подобных объектов разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) и по мере отпуска их в производство или эксплуатацию в составе МПЗ)- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/korporativnie_finansi/section-7-3.html
66Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, информационная база.
Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.
При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.
Внутренний финансовый анализотличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.
В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает: анализ финансового состояния; анализ финансовой устойчивости; анализ финансовых коэффициентов: анализ ликвидности баланса; анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Основными источниками информации анализа финансовой устойчивости являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
1. Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива);
2. Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений.
Информация должна отвечать соответствующим критериям: уместность, достоверность, правдивость, нейтральность, понятность, сопоставимость.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Среди них можно выделить 6 основных методов:
· горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
· вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
· трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда.
· анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
· сравнительный (пространственный).
· факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
Финансовый анализ может проводиться в двух формах: экспресс анализ и углубленный финансовый анализ предприятия.
Экспресс-анализ финансовой отчетности, для которого достаточно обычных баланса и отчета о прибыли и убытках. Несмотря на кажущуюся ограниченность исходных данных, по ним можно сделать выводы о структуре баланса, финансовой устойчивости и платежеспособности компании, о наличии или отсутствии свободных денежных средств (очень важно), политике управления денежными потоками и таким образом - о кредитоспособности и стадии инвестиционного цикла.
o Экспресс-анализ финансовой отчетности является оптимальным решением для быстрой и недорогой диагностики положения дел на собственном предприятии с тем, чтобы решить, до какого уровня имеет смысл углублять анализ и какие дополнительно данные искать.
o Экспресс-анализ финансовой отчетности может оказаться единственным способом оценить состояние другого предприятия, дополнительные данные о котором получить затруднительно (партнер, конкурент, клиент, просящий о товарном кредите).
2. Углубленный анализ финансовой отчетности, который предполагает обработку данных баланса и отчета о прибыли и убытках за несколько периодов (лет или - лучше - кварталов) и позволяет не только углубить выводы по тем же направлениям анализа, но и "увидеть" практически все возможные проблемы предприятия и предсказать их проявление в будущем - если, конечно, они не будут преодолены.
Финансовое планирование в коммерческих организациях.
Финансовое планирование в коммерческих организациях
финансовый коммерческий планирование
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. эко беременность форум | что категорически нельзя есть беременным
Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.
Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:
- облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
- устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
- в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
- определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;
- определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
- обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
- установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;
- определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;
- обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.
К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование, можно отнести следующие:
- обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
- определение финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и т.д.;
- контроль финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Процесс планирования представляет собой принятие решений о будущих целях предприятия и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, имеющих количественную и качественную оценку.
Касаясь непосредственно финансового планирования на предприятии, можно выделить три составляющие:
Финансовое планирование в коммерческих организациях
) разработка финансовой стратегии предприятия;
) текущее финансовое планирование;
) оперативное финансовое планирование.
Финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия - процесс длительный, требующий основательного подхода и определенной квалификации. В финансовой стратегии организации основные цели предприятия и пути их достижения необходимо формулировать таким образом, чтобы обеспечить единую направленность его действий. хранение и выдача груза
Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов:
) определение общего периода ее формирования;
) формирование стратегических целей финансовой деятельности;
) конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;
) оценка разработанной финансовой стратегии.
Определение общего периода формирования финансовой стратегии зависит от предсказуемости развития экономики в целом и конъюнктуры рынка. В современных условиях финансовая стратегия охватывает период от 3 до 5 лет.
В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия, оптимизацию структуры капитала предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышение рыночной стоимости предприятия.
Очень важно сформулировать стратегические цели четко и кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях.
Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т.д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финансовой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэффициентах.
Финансовая стратегия, являясь составной частью общей стратегии развития предприятия, должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.
Текущее планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе разработанной финансовой стратегии. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь служит средством «ранней диагностики» финансового состояния предприятия, помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. В процессе составления платежного календаря формируется информационная база о движении денежных средств предприятия, проводится анализ неплатежей, осуществляется расчет потребности в краткосрочном кредите или размера и сроков временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляется на месяц с подекадной разбивкой, реже встречается разбивка на 5 и 15 дней. Финансовое планирование на столь короткие периоды времени является процессом непрерывным и требует постоянного контроля состояния запасов и дебиторской задолженности, хода производства и реализации.
В рамках оперативного финансового планирования помимо платежного календаря составляется кассовый план предприятия. Он отражает поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами также является немаловажным фактором в финансовой деятельности предприятия. Кассовый план разрабатывается на один квартал и отражает предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, фонду потребления и прочие выплаты и поступления наличных денег.
68Несостоятельность (банкротство) организации: финансовый аспект.
Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается как определенное негативное положение су6ъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.
Несостоятельность организации может быть:
- «несчастной» не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий, кризис в стране, банкротство должников и др. внешние факторы). В этом случае государство должно оказывать помощь организациям по выходу из кризисной ситуации;
- «ложной» (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежание уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо.
- «неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. Неосторожное банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя распознать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики организации.
БАНКРОТСТВО (финансовый крах, разорение) – это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность.
Банкротство – сложный процесс, включающий:
- рассмотрение ситуации, в котором некоторое физическое лицо или организации объявляется несостоятельным;
- юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или организации в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;
- определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротств)» выделяют следующие признаки банкротства:
1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства организаций:
Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность организации восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности организации, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности организации, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении организациям, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником организации его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление организациям о несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия - преследуются в уголовном порядке.
Весь процесс превращения нормально функционирующего организации в несостоятельного должника представить поэтапно.
Первый этап «Начало кризиса организации».
Второй этап «Развитие кризиса организации».
Третий этап «Кризис организации».
Для диагностики вероятности угрозы банкротства используют систему показателей У.Бивера и дискриминантные модели.
Таблица 1 – Система показателей У.Бивера для оценки финансового состояния организации с целью диагностики банкротства
Показатель | Формула расчета по данным финансовой отчетности | Группа 1 «Благополучные компании» | Группа 2 «За пять лет до банкротства» | Группа 3 «За один год до банкротства» |
1. Коэффициент Бивера | 0,4-0,45 | 0,17 | -0,15 | |
2. Коэффициент текущей ликвидности | ≤ 3,2 | < 2 | ≤ 1 | |
3. Экономическая рентабельность | 6-8 | -22 | ||
4. Финансовый леверидж | ≤ 37 | ≤ 50 | ≤ 80 |
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа западного экономиста Э.Альтмана. Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
При построении индекса банкротства Э.Альтман обследовал 66 промышленных компаний, одна половина из которых обанкротилась, а вторая – работала успешно. Впервые в 1968г. Э.Альтман по данным 33 компаний обследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одного периода перед банкротством, отобрал пять наиболее значимых из них для прогноза.
Эти показатели Э.Альтман включил в линейную дискриминантную функцию:
Х1 – отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;
Х2 – рентабельность активов (отношение нераспределенной прибыли к сумме активов);
Х3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);
Х4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу);
Х5 – оборачиваемость активов (отношение выручки от реализации к сумме активов).
На основе данных коэффициентов Э.Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая представляет собой один из основных методов оценки вероятности банкротства компаний и широко используется в США:
Где х1,х2,х3,х4,х5 –коэффициенты в виде долей единицы.
Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана оценивается согласно значению Z5, чем больше коэффициент превышает значение 2,99, тем меньше вероятность банкротства у компании в течение двух лет.
Существуют мнения, согласно которым в условиях переходной экономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников служат:
ü несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;
ü различия в учете отдельных показателей;
ü влияние инфляции на их формирование;
ü несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
Практика показывает высокую точность оценок и прогноза банкротства с помощью z-счета для больших и средних компаний.В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для производственных и непроизводственных организаций. В 1972 г.Лис разработал следующую формулу для Великобритании. В 1997 году Таффлер предложил свою формулу. Также в зарубежной практике используются модель credit-men (Ж.Депалян)и показатель платежеспособности Конана и Гольдера.
69 Финансовый менеджмент: сущность, цель, задачи. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента.
Термин «финансовый менеджмент» (financial management) в переводе с английского означа–ет «управление финансами». Рассмотрим суть этой дисциплины.
Финансовый менеджмент – это наука о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую при–быль при наименьшем риске, быстрее прирастить капитал, сделать предприятие финансово при–влекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным.
Финансовый менеджмент на Западе давно за–нял прочные позиции в управлении хозяйствую–щими субъектами как составная и важная его часть. Рыночные отношения в России требуют четкого финансового управления.
Предмет финансового менеджмента – экономические, организационные, правовые и социальные вопросы, возникающие в процес–се управления финансовыми отношениями на предприятиях.
Разделы финансового менеджмента.
1. Диагностика финансового состояния и принятие на этой основе управленческих ре–шений. В этом разделе выделяются следующие подразделы: оценка изменений финансового положения хозяйствующего субъекта с целью выявления неблагоприятных тенденций и при–нятия мер по их устранению; анализ финансо–вых коэффициентов, включающий расчет ряда финансовых показателей; сравнение их в ди–намике между собой, с общеотраслевыми нормативами либо с показателями аналогич–ного хозяйствующего субъекта.
2. Управление краткосрочными финан–совыми ресурсами. Данный раздел включает управление денежным капиталом, рациональ–ным его использованием (размещением), по–полнением (избыточные денежные средства должны вовлекаться в оборот, чтобы приносить предприятию дополнительный доход).
3. Управление вложением долгосроч–ных финансовых ресурсов (капитальное бюджетирование). В этом разделе рассматри–ваются разработка и оценка предлагаемых ин–вестиционных проектов с учетом изменения стои–мости денег во времени, с выбором способов финансирования этих проектов (возможны ре–инвестирование прибыли, увеличение акцио–нерного капитала или выпуск облигаций).
4. Анализ возможных рисков. Содержание раздела составляют определение и оценка ве–роятности развития событий и степени риска при осуществлении того или иного проекта.
В общем виде управление финансами предприятия должно обеспечить эффек–тивный поток финансовых ресурсов между хозяйствующим субъектом и финансовым рын–ком, который является главным источником внешнего финансирования организации.
Финансовый менеджмент как система управ–ления состоит из двух подсистем: управ–ляемой подсистемы (или объекта управления) и управляющей подсистемы (или субъекта управ–ления, финансовых менеджеров (финансовой дирекции)). Главная цель финансового менеджмен–та – обеспечение максимизации благосостоя–ния собственников предприятия (пайщиков, ак–ционеров) в текущем и перспективном периоде. Эта цель находит конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что и является реа–лизацией конечных финансовых интересов ее владельцев.
В процессе реализации главной цели финан–совый менеджмент направлен на решение ос–новных задач, рассмотренных ниже.
1. Обеспечение формирования необхо–димого объема финансовых ресурсов в соот–ветствии с задачами развития предприятия в перспективе. При этом должно быть привле–чено достаточное количество собственных фи–нансовых ресурсов (50 % на 50 % в обороте), это делается прежде всего за счет повышения эф–фективности их использования. Привлечение заемных источников целесообразно при усло–вии их окупаемости, когда использование повы–сит рентабельность собственных средств.
2. Обеспечение наиболее эффективно–го использования сформированного объе–ма финансовых ресурсов по основным на–правлениям деятельности организации. Прежде всего требуется установление необходимой пропорциональности в использовании финансо–вых ресурсов на цели производственно-хозяй–ственного и социального развития организации, на выплаты необходимого уровня доходов, на инвестированный капитал собственникам орга–низации и т.п.
3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управле–ния денежными потоками организации в процес–се кругооборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных де–нежных активов.
4. Обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска. Это достигается прежде всего за счет эффективного управления активами, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направ–лений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.
5. Обеспечение минимизации уровня фи–нансового риска при необходимом уровне при–были путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избега–ние отдельных финансовых рисков с помощью эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.
6. Обеспечение постоянного финансо–вого равновесия организации в процессе ее развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платеже–способности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.
Все перечисленные задачи тесно связа–ны между собой, хотя и носят в ряде случаев разнонаправленный характер. Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях.
1. Концепция текущей стоимости по эко–номическому содержанию выражает деловую ак–тивность предприятия – приращение капитала. Предприниматель, вкладывая свой первона–чальный капитал, рассчитывает получить новый капитал, чтобы через определенный период воз–местить ранее инвестированный капитал и полу–чить долю приращения капитала – прибыль. Управляя ежедневно множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, ин–вестиционных средств, менеджеру важно опре–делить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они содействовать приросту капитала, т.е. будут ли они эффективны. Их эф–фективность определяют посредством диаг–ностики информации, содержащейся в бухгал–терском учете. Здесь возникает противоречие между сроками, денежными оценками авансиро–ванных затрат (вложений) и экономической эф–фективностью. По данным учета можно опреде–лить, насколько выгодно было для предприятия совершение хозяйственных операций, но по–влиять на ход событий, изыскать уже упущенную выгоду невозможно.
2. Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, так как объективность текущей оценки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколь–ко точно составлен прогноз. Основываясь на ста–тистических измерениях колеблемости, прогноз ожидаемых экономических выгод дается, как пра–вило, не в виде однозначной величины, а в виде примерной оценки текущей стоимости. Экспер–ты могли ошибочно оценить степень риска.
Для этой цели требуются дополнительная ин–формация и проведение экстраполяции прошлых событий в будущее. Чтобы снизить риск, необ–ходимо определить требуемую информацию, найти ее, определить методы обработки, проана–лизировать и интерпретировать.
3. Концепция потоков денежной налично–сти. Основное содержание концепции составля–ют разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном ка–чественном состоянии.
Финансовому менеджеру необходимо четко определить, какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, вы–платы дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток вре–мени организация (АО, ПО) будет испытывать дефицит наличных средств.
Организация может получить займы на этот период либо вложить суммы избытка денежных средств в краткосрочные инвестиции, а суммы, полученные от реализации данных вложений, затем использовать для восполнения недостат–ка наличности за определенное время.