Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
Показатели | Год |
Объем продаж | |
Условно-постоянные расходы | |
Удельный все условно-переменных расходов в объеме продаж, % | |
Точка безубыточности | |
Запас финансовой прочности |
Точка безубыточности определяется по следующей формуле:
Отб = Опост : (1 - Кпер),
где Отб — объем продаж точки безубыточности;
Опост — объем условно-постоянных затрат анализируемого года;
Кпер = Опер : Опр
где Кпер — коэффициент удельного веса условно-переменных затрат в
объеме продаж анализируемого года;
Опер — объем условно-переменных затрат;
Опр — объем продаж анализируемого года.
Расчет обычно иллюстрируется графиком (см. рисунок).
Запас финансовой прочности рассчитывается как разность объемов продаж анализируемого года и точки безубыточности.
Стратегия финансирования содержит план получения средств для создания центров хозяйствования или развития предприятия (табл. 5 на с. 490) по следующим пунктам:
Ø объем средств для реализации проекта;
Ø источник получения средств;
Ø сроки возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода;
Ø размер дохода.
Рис.График определения безубыточности
Кроме того, план должен давать ответы на следующие вопросы.
1. Насколько чувствителен прогноз по объему продаж к изменению цены и стоимости?
2. Каковы объемы движения наличности, потребности в ней?
3. На что пойдут деньги?
4. Каковы ожидаемые прибыли?
Таблица 5
Потребность в инвестициях и источники их финансирования
Показатели | Квартал | ||
I | II | III | IV |
1. Потребность в инвестициях, | |||
в том числе: покупка или аренда зданий (помещений) | |||
покупка оборудования | |||
реконструкция и ремонт основных фондов | |||
прирост оборотных средств | |||
2. Источники финансирования, | |||
в том числе: долгосрочный кредит под залог недвижимости | |||
краткосрочный кредит банка | |||
кредитная линия | |||
3. Другие источники: | |||
Собственные | |||
Привлеченные |
Приложение 2
Бизнес-планирование на неплатежеспособном предприятии
Бизнес-планирование приобретает особый смысл в случаях, когда рассматриваются вопросы о судьбе неплатежеспособных предприятий.
С появлением Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим предписывается подготавливать и утверждать в суде документы, содержащие признаки бизнес-плана.
Отдельные предприятия уже прошли некоторые процедуры, предусмотренные предыдущим Законом о банкротстве, арбитражные дела по ним прекращены, однако, восстановив платежеспособность, эти предприятия продолжают нести бремя огромных долгов. Кредиторы хотят понять, как в дальнейшем должник собирается строить стратегию своего развития. И в этом случае роль грамотно составленного бизнес-плана неоценима.
Законом предусмотрены случаи, когда требуется разработка бизнес-планов или антикризисных программ.
1. Этап предупреждения банкротства. Статьей 26 Закона предусмотрено, что учредители или собственник имущества предприятия обязаны принимать меры по предупреждению банкротства. Еще до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должен быть реализован комплекс решений, направленных на его финансовое оздоровление. Такие меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Определение состава этих мер, сроков их принятия, а также сопутствующих решений является предметом бизнес-планирования на досудебной стадии.
2. Этап наблюдения. Согласно ст. 61 Закона временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния предприятия и представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности (или невозможности) восстановить его платежеспособность.
3. Этап внешнего управления. В обязанности внешнего управляющего входит разработка плана внешнего управления. В Законе четко прописаны сроки подготовки, рассмотрения и утверждения плана. Утверждение этого документа имеет самые серьезные правовые последствия для деятельности управляющего. Утвержденный план строго регламентирует разграничение прав и ответственности собственника предприятия-должника, его кредиторов, внешнего управляющего, сторонних организаций.
4. Ситуация, при которой арбитражный процесс в отношении предприятия-должника завершен в силу восстановления его платежеспособности или достижения мирового соглашения с кредиторами, однако долги не погашены в установленный Законом срок (6 месяцев). В данном случае кредиторы предлагают должнику подготовить развернутый бизнес-план по погашению кредиторской задолженности в приемлемые сроки.
Меры по финансовому оздоровлению должника на стадии предупреждения банкротства не должны сильно отличаться от решений, принимаемых руководителем в ходе текущей хозяйственной деятельности: реорганизации предприятия, продажи с согласия собственника части имущества для погашения задолженности, перепрофилирования, свертывания нерентабельных производств, изменения системы управления предприятием, приведения численности работающих в соответствие с реальной производственной программой, реструктуризации долгов, поиска новых видов деятельности и рынков сбыта, получения финансовой поддержки, привлечения инвестиций и т.п.
Для финансового оздоровления должника на стадии предупреждения банкротства можно с некоторыми уточнениями использовать раннюю методику ФСФО России (от 5 декабря 1994 г.). Она включает следующие разделы:
1) общую характеристику предприятия;
2) сведения по плану финансового оздоровления;
3) анализ финансового состояния предприятия;
4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
5) сведения о рынке и конкуренции;
6) деятельность в сфере маркетинга предприятия;
7) производственный план;
8) прогноз финансовых результатов.
В общей характеристике предприятия приводятся: полное и сокращенное названия предприятия; дата его регистрации; наименование органа, зарегистрировавшего предприятие; почтовый и юридический адреса; коды по различным классификаторам; организационно-правовая форма; форма собственности; банковские реквизиты; перечень дочерних компаний; список основных менеджеров с краткой характеристикой каждого; результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 1—2 года; текущие финансовые обязательства и состояние кредиторской задолженности.
В состав сведений по плану финансового оздоровления включаются:
Ø сроки реализации плана;
Ø общая сумма средств, необходимых предприятию; требующаяся государственная помощь;
Ø финансовый результат от реализации плана (погашение просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т.п.);
Ø наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия предусматривает подробную характеристику учетной политики, применяемой предприятием, а также сводную таблицу финансовых показателей предприятия (коэффициенты ликвидности, устойчивости, деловой активности, прибыльности).
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предусматривают:
Ø инвентаризацию имущества;
Ø сокращение дебиторской задолженности;
Ø снижение издержек производства;
Ø продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий;
Ø продажу незавершенного строительства;
Ø оптимизацию численности персонала;
Ø продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
Ø реструктуризацию задолженности путем преобразования краткосрочных ссуд в долгосрочные или ипотеки;
Ø внедрение прогрессивных технологий, автоматизацию, механизацию производства;
Ø совершенствование организации труда;
Ø проведение капитального ремонта, модернизацию основных фондов, замену устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов;
Ø акционирование;
Ø привлечение капитала; .
Ø выделение центров прибыли.
Сведения о рынке и конкуренции содержат:
Ø характеристику отрасли, к которой относится да иное предприятие;
Ø емкость, размер рынков, на которых работает предприятие, ценовую политику;
Ø сведения о других хозяйствующих субъектах, оперирующих на рынке;
Ø систему ценообразования на продукцию предприятия;
Ø законодательные ограничения, накладываемые на деятельность предприятия.
Деятельность в сфере маркетинга предприятия включает описание:
Ø продукции предприятия;
Ø стратегии его проникновения на рынок;
Ø стратегии роста;
Ø каналов распространения продукции;
Ø коммуникаций.
Производственный план предусматривает разработку программы с использованием имеющихся производственных мощностей с учетом выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, а также объема продукции, который способен поглотить соответствующий сегмент рынка.
Исходя из потребностей рынка определяется необходимый производственный потенциал как в области специализации предприятия, так и в новых высокодоходных сферах деятельности.
Прогноз финансовых результатов учитывает характеристики и условия реализации бизнес-проекта:
Ø налоговую среду;
Ø изменение курса валют;
Ø инфляционную характеристику среды;
Ø сроки реализации проекта.
Планирование, анализ и контроль бизнес-проекта ведутся по трем документам:
1) отчету о прибылях и убытках;
2) балансу;
3) плану денежных потоков.
Уточняя содержание плана для предупреждения банкротства, следует отметить, что расчеты прогнозных финансовых результатов целесообразно проводить с целью выявления масштабов будущих денежных потоков, способных обеспечить эффективную хозяйственную деятельность предприятия и погашение кредиторской задолженности. Оценки коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами могут служить лишь справочным материалом.
Временный управляющий призван обеспечить арбитражный суд информацией для принятия одного из решений:
1) введение внешнего управления;
2) открытие конкурсного производства;
3) предоставление должнику возможности самостоятельно восстановить свою платежеспособность.
Применение известных методик анализа финансового состояния предприятий все же не позволяет получить полной информации для принятия таких решений.
Кроме того, целесообразно проведение ревизии, предусматривающей: оценку достаточности и достоверности основных правоустанавливающих документов предприятия; сплошную инвентаризацию имущества, расчетов и обязательств; аудиторскую проверку правильности отражения результатов хозяйственной деятельности в учете; анализ договорных отношений с поставщиками и потребителями; анализ внутреннего документооборота; анализ взаимоотношений с дочерними предприятиями; оценку структуры и объемов доходов и расходов; исследование перспектив рынка.
Только в результате этой работы может быть получена полная информация для обоснованного ответа на вопрос, есть ли перспектива у предприятия или его нужно ликвидировать.
Конструктивная часть отчета временного управляющего должна включать ряд следующих позиций:
Ø оценку результатов анализа финансового состояния и причин неплатежеспособности;
Ø оценку результатов ревизии финансово-хозяйственной деятельности и определение размеров достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим;
Ø концептуальные меры по восстановлению платежеспособности и оценку сроков их реализации.
Одной из главных проблем неплатежеспособности предприятий является недостаточность денежных средств, приводящая к возникновению просроченной кредиторской задолженности.
Проблема неплатежей требует включения в бизнес-план дополнительных разделов:
1) обеспечения достаточности денежных средств;
2) экономии текущих затрат предприятия;
3) реструктуризации кредиторском задолженности.
Наиболее интересным документом является план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки достижения этой цели.
Конечная цель деятельности внешнего управляющего — восстановление платежеспособности предприятии. Должник к концу периода внешнего управления обязан удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом предприятие может вести расчеты но текущим платежам, поскольку на них мораторий не распространяется.
По истечении периода внешнего управления должнику даются шесть месяцев для погашения кредиторской задолженности с пенями, штрафами и процентами.
Таким образом, перед внешним управляющим стоят две задачи:
1) организовать деятельность предприятия так, чтобы рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами в процессе текущей деятельности;
2) накопить (мобилизовать, привлечь) средства, чтобы в течение шести месяцев предприятие могло рассчитаться с кредиторской задолженностью.
Необходимость решения этих задач диктует примерное содержание плана внешнего управления:
1) резюме (краткое содержание основных идей плана);
2) общие данные о предприятии (развернутая характеристика, способная дать кредиторам представление о его потенциальных возможностях);
3) оценка причин неплатежеспособности;
4) оценка состояния рынка;
5) оценка текущей ситуации и способов повышения эффективности работы предприятия;
6) комплекс мер по восстановлению платежеспособности;
7) организационный план;
8) финансовый план, экономические расчеты и графики погашения кредиторской задолженности;
9) календарный план выполнения работ.
Бизнес-планирование на этапе, следующем за арбитражным производством, требуется в основном для крупных предприятий, имеющих высокую социальную или технологическую значимость. Законом предусмотрено: не смог расплатиться с кредиторами после периода внешнего управления — переходи в стадию конкурсного производства. Однако местные власти и крупнейшие кредиторы (в основном естественные монополии) пытаются найти нетрадиционные способы вывода таких должников из кризиса: оказывают им содействие, создают дополнительные условия и идут на необычные решения.
В связи с этим антикризисные программы, создаваемые для таких предприятий-должников, должны состоять из хорошо проработанных разделов, в которых обобщается информация о процедурах конвертации долгов в акции с их последующей передачей кредиторам; получении инвестиционных налоговых кредитов; залоговых операциях; продаже недвижимости; кредитовании под гарантию местной администрации, другие данные.
Приложение 3