Классификация объектов научного исследования
Под классификацией объектов исследования понимают их разделение на группы по определенным признакам с целью изучить и научно обобщить их. Наиболее распространенными являются методы классификации объектов исследования по наличию и отсутствию признаков, а также по видоизменению признаков.
Слайд 14
Разделение объектов по наличию и отсутствию признаков позволяет выделить два их класса, один из которых имеет определенное свойство, а второй - нет. При этом разделение можно детализировать в пределах каждого класса.
Классификация объектов по видоизменению признаков предполагает выделение совокупностей объектов, в каждой из которых общий для всех признак проявляется особым образом.
Слайд 15
Исследовать можно как теоретические объекты (действие экономических законов в теории), так и эмпирические (качество и количество произведенной продукции). Эмпирические объекты делятся на натуральные (физические), которые существуют в природе независимо от воли людей, и искусственные (технические), созданные в результате человеческой деятельности.
В зависимости от степени сложности различают простые и сложные объекты исследования. Простые объекты обычно включают несколько элементов, а сложные имеют неопределенную структуру и требуют выявления внешних и внутренних факторов влияния.
Изучение факторов, обусловливающих развитие объекта исследования, позволяет охарактеризовать среду, которая его окружает.
Среда - это все то, что окружает объект исследования и влияет на его элементы. Результаты научного исследования в существенной мере определены полнотой и глубиной изучения влияния среды на объект исследования.
Характерная черта современной науки - системный подход к изучению объектов исследования.
Это означает, что объект исследования рассматривают не изолированно, а как сложное целое, выявляют не только структуру и свойства объекта, но и связи его частей, подсистем, их функции, устанавливают его взаимосвязь с внешней средой, то есть изучают объект исследования как часть более общей системы.
Слайд 16
Классификация научных исследований
Научные исследования классифицируют по различным признакам.
Слайд 17
В зависимости от применяемых методов научные исследования могут быть: теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными.
Теоретические научные исследования основываются на применении логических и математических методов познания. Их результатом может быть установление определенных зависимостей, свойств, связей исследуемых объектов и т.д. (например, исследование влияния процентной ставки на экономическую активность субъектов хозяйствования).
Теоретико-экспериментальные научные исследования - это исследования теоретического характера, связанные с одновременной исследовательской проверкой выявленных зависимостей, свойств, связей и т.п. (например, исследование изменения экономической активности хозяйствующих субъектов, путем экспериментального применения в их деятельности различных финансовых инструментов).
Экспериментальные научные исследования - это исследования, которые проводят в конкретных объектах с целью выявить новые зависимости, качества, связи или проверить выдвинутые ранее теоретические положения (например, исследование результатов внедрения в финансово-хозяйственную деятельность предприятия лизинговой схемы обновления основных фондов).
В зависимости от сферы использования результатов научных исследованиях разделяют на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальныенаучные исследования - это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли.
Прикладные научные исследования - это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований в народном хозяйстве. Фундаментальные и прикладные научные исследования - это основные формы научной деятельности.
Разработка - целенаправленный процесс преобразования результатов прикладных научных исследований на технические приложения. Разработки направлены на создание новой техники, материалов, технологий и т.д. и включают проектно-конструкторские и технологические работы, работы по созданию опытных образцов (партий) изделий (продукции), а также проектные работы для строительства.
Слайд 18
По видам связи с общественным производством различают:
- научно-исследовательские работы направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т.п., полностью применяемые для повышения эффективности производства;
- ориентированные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
- осуществляемые в сфере общественных, гуманитарных и других наук и применяемые для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей.
Слайд 19
По степени важности для народного хозяйства научные исследования подразделяют на:
- важнейшие работы, выполняемые по планам Министерства образования и науки;
- научно-исследовательские работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;
- научно-исследовательские работы, выполняемые по инициативе научно-исследовательских организаций.
Слайд 20
В зависимости от источников финансирования научные исследования бывают: госбюджетные (финансируемые за счет средств госбюджета) хоздоговорные (финансируемые в соответствии с заключенными договорами организаций-заказчиков) и нефинансируемые.
По продолжительности разработки научные исследования делятся на долгосрочные, осуществляемые в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые обычно за год.
По стадиям исследования научно-исследовательские работы дифференцируют на поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные разработки.
В ходе формулирования любой научно-технической проблемы прикладного характера исследователь уделяет внимание, прежде всего, рассмотрению результатов выполненных фундаментальных исследований и практических достижений в той или иной сфере. Если такая информация отсутствует, выполняют поисковые исследования. Они предусматривают определение факторов, влияющих на объект, а также поиск путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований (например, исследование возможности применения дифференцированной системы налогообложения в ходе реформирования бюджетно-налоговой системы государства).
Научно-исследовательская разработка по сравнению с поисковым исследованием имеет более конкретный характер и направлена на создание новых инструментов, технологий, разработку рекомендаций (например, рекомендации по повышению эффективности работы хозяйствующих субъектов).
Научно-производственная разработка предусматривает доведение результатов научно-исследовательской разработки к условиям практического применения и включает проверку рекомендаций научно-исследовательских разработок, их согласование с потребностями конкретных организаций и предприятий (например, рекомендации по повышению ликвидности активов конкретного предприятия).
Слайд 21
В зависимости от места проведения научные исследования делятся на лабораторные и производственные.
По составу качеств объекта различают комплексные и дифференцированные научные исследования.
Современные научные исследования преимущественно имеют комплексный характер. Комплексныеработы предусматривают выполнение ряда независимых по месту и срокам, а также методам и средствам исследований различных групп проблем относящихся к объекту исследования (например, исследование путей повышения эффективности финансовой политики государства).
К дифференцированным относят исследования одной из проблем или группы однородных проблем относящихся к объекту исследования (например, исследование путей повышения эффективности регулирования учетной ставки).
Вопрос для студентов: какие виды научных исследований исходя из рассмотренной классификации являются предметом научных исследований для студентов?
Ответ: прикладные, теоретико-экспериментальные и экспериментальные, комплексные и дифференцированные исследования.
Слайд 22