Отчеты арбитражного управляющего: виды, сроки предоставления, информация, подлежащая включению в отчеты.

Отчеты арбитражного управляющего являются документом, подтверждающим выполнение им своих функций в процедурах банкротства. Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения): а) отчет временного управляющего; б) отчет внешнего управляющего; в) отчеты конкурсного управляющего - о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства; г) заключения административного управляющего - о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Минэкономразвития, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде. На титульном листке указываются все реквизиты должника, наименование арбитражного суда,в котором введенеа и проводится одна изпроцедур банкротстсва. Отчет временного управляющего должен содержать сведения: а) о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника; б) о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения; в) иные сведения о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав. К отчету временного управляющего прилагаются копии: а) документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился; б) документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ; в) заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено; г) реестра требований кредиторов на дату составления отчета; д) документов о надлежащем уведомлении кредиторов о введении в отношении должника процедуры наблюдения; е) протокола первого собрания кредиторов (в случае если оно состоялось); ж) иных документов, свидетельствующих о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

Отчет внешнего управляющего должен содержать: а) сведения о решениях органов управления должника, принятых в период проведения внешнего управления в отношении должника в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; б) баланс должника на последнюю отчетную дату; в) отчет о движении денежных средств должника; и

г) отчет о прибылях и убытках должника; д) отчет об итогах реализации плана внешнего управления; е) сведения о наличии свободных денежных средств и иных активов должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника; ж) расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;з) сведения об удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; и) иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника; к) одно из следующих предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении срока внешнего управления; о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; о прекращении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

л) сведения о предъявлении в суды от имени внешнего управляющего исковых заявлений и ходатайств, результатах их рассмотрения, иные сведения о выполнении внешним управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав. К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов на дату составления отчета.

Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение. Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: а) реквизиты основного счета должника; б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

Заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов должны содержать следующие сведения: а) данные о выполнении плана финансового оздоровления и соблюдении графика погашения задолженности, в том числе перечень выполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием результатов, а также перечень невыполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием причин их невыполнения; б) перечень кредиторов с указанием сумм погашенных требований, в том числе текущих, в целом и по каждому кредитору; в) информация о несоблюдении сроков, установленных графиком погашения задолженности; г) предложение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - при наличии оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления либо в случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника о результатах финансового оздоровления или отчета о досрочном окончании финансового оздоровления или указанные отчеты не представлены административному управляющему в срок, установленный пунктом 1 статьи 88 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; д) сведения об истребовании от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения, в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности; е) сведения о предъявлении административным управляющим в суды от своего имени исковых заявлений и ходатайств, сведения о результатах их рассмотрения, иные сведения о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав. К заключениям административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов прилагаются перечень погашенных и непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также копии: а) реестра требований кредиторов на дату составления отчета; б) отчетов должника; в) иных документов, свидетельствующих о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

Как правило, к отчету арбитражного управляющего прилагается пояснительная записка в произвольной форме для пояснения кредиторам.

ВОПРОС 30

Контроль за выполнением плана внешнего управления.

Одной из основных обязанностей внешнего управляющего является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется внешним управляющим в арбитражный суд. Внешний управляющий в соответсвии с п. 4 ст. 106, обязан отчитываться пред собранием кредиторов, комитетом кредиторов о выполненни плана внешнего управления, мерах по восстановлению платежеспособности должника, условиям и порядком реализации указанных мер, расходами на их реализацию . Деятельность внешнего управляющего в процедуре внешнего управления отображается в отчете внешнего управляющего в соответствии со ст. 117, 118 Закона о банкротстве 2002 г..

Отчет предоставляется в следующих случаях: - расмотрение результатов проведения внешнего управления; - при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; -по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов.

Отчет внешнего управляющего должен содержать: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о движении денежных средств; отчет о прибылях и об убытках должника; сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности, по результатм рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении внешнего управляющего;

ВОПРОС 31

В соответствии со ст. 76 Закона о банкротстве 2002 г., при завершении процедуры наблюдения, органы управления должника или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов о введении процедуры финансовое оздоровление. Лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы, гарфик погашения задолженности и план финансового оздоровления. План финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

В плане финансового оздоровления должны быть предусмотрены следующие мероприятия. Мероприятия маркетинга (товарная, сбытовая политики, ценообразование); производственные мероприятия (меры по повышению эффективности использования оборудования, персонала, диверсификация производства); меры по реструктуризации предприятия- должника (продажа непрофильных активов, реструктуризация дебиторской задолженности. реструктуризация организационной структуры и т. д.); мероприятия финансового менеджмента (изменение методов калькулирования себестоимости, введение системы бюджетирования, переоценка основных средств и т. д.). В соответствии со ст. 85.1 Закона о банкротстве возможно погашение должником, третьими лицами задолженности по обязательным платежам в ходе финансового оздоровления. При погашении учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования к должнику об уплате обязательных платежей. Должник вправе досрочно погасить все требования кредиторов, представив административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и об убытках должника, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

ВОПРОС 32

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"определяются правила, в соответствии с которыми арбитражные управляющие осуществляют проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.

Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.

На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:

- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;

если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и поквартальной динамики четырех выбранных коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника за исследуемый двухлетний прошлый период. Выявляется, есть ли существенное ухудшения значений двух или более коэффициентов на конкретном интервале.

Далее проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника. Анализируются сделки и действия должника, повлекшие выявленное существенное ухудшение на данном интервале.

В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:

- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, действия должника соответствуют нормативным актам, тогда признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки или/и действия, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, законодательству, тогда признаки преднамеренного банкротства усматриваются.

Фиктивное и преднамеренное банкротство, согласно их определению в УК, всегда связывается с умыслом и корыстными мотивами лиц, их совершающих.

ВОПРОС 33

При проведении процедур банкротства, арбитражный управляющий, обязан проводить анализ в соотвествии с Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367"Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа". Одним из разделов предписано проведение анализа возможности безубыточной деятельности должника.

По результатам анализа возможности изменения затрат на производство продукции в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются: а) статьи расходов, которые являются необоснованными и непроизводительными; б) мероприятия по снижению расходов и планируемый эффект от их реализации;в) затраты на содержание законсервированных объектов, мобилизационных мощностей и государственных резервов; г) сравнительная характеристика существующей структуры затрат и структуры затрат в календарном году, предшествующем году, в котором у должника возникли признаки неплатежеспособности.

В целях определения возможности безубыточной деятельности должника арбитражный управляющий анализирует взаимосвязь следующих факторов: а) цены на товары, работы, услуги; б) объемы производства; в) производственные мощности; г) расходы на производство продукции; д) рынок продукции; е) рынок сырья и ресурсов.

По результатам анализа возможности безубыточной деятельности должника арбитражный управляющий обосновывает в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, следующие выводы:

а) если реализация товаров, работ, услуг по ценам, обеспечивающим безубыточную деятельность, невозможна в силу наличия на рынке товаров, работ, услуг других производителей, предлагаемых по более низким ценам, или увеличение объема выпуска продукции невозможно в силу насыщенности рынка или ограниченности производственных мощностей и рынка сырья, то данный вид деятельности или выпуск продукции данного вида (наименования) нецелесообразен и безубыточная деятельность невозможна;

б) если реализация товаров, работ, услуг по ценам, обеспечивающим безубыточную деятельность, возможна и (или) возможно увеличение объема выпуска продукции, то данный вид деятельности или выпуск продукции данного вида (наименования) целесообразен и безубыточная деятельность возможна;

в) если возможно достижение такого объема производства и реализации товаров, продукции, работ, услуг, при котором выручка от продаж превышает себестоимость + коммерческие и управленческие расходы + сальдо операционных расходов и доходов + сальдо внереализационных операций, тогда безубыточная деятельность возможна.

ВОПРОС 34

Структура плана внешнего управления. Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок в процедуре внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию, сроки проведения.

. План внешнего управления должен содержать описание источников средств для погашения долгов: конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, в т.ч. продажу имущества, продажу бизнеса, антикризисную производственную программу, частичное перепрофилирование и закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, реструктуризацию обязательств и имущественного комплекса, антикризисный маркетинг, реструктуризацию кадрового потенциала.

ПВУ должен содержать расчеты по возможным расходам должника, связанных с реализацией предусмотренных в плане мероприятий и на арбитражное управление.

ПВУ должен содержать обоснование своей состоятельности, т.е доказательство возможности восстановить платежеспособность в необходимые сроки 18 месяцев.

ВОПРОС 35

Факторы – это элементы, причины, воздействующие на показатель деятельности предприятия. Анализ и оценка факторов представляет собой комплексное и системное изучение и измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

Для анализа издержек производства используют такую классификацию внутренних факторов:

1. Факторы первого, второго и третьего порядка:

· факторы первого порядка – изменение объема, структуры, продукции, уровня затрат, цен на производственные ресурсы и готовую продукцию;

· факторы второго порядка – изменение норм расхода производственных ресурсов, замена сырья, материальных и трудовых ресурсов;

· факторы третьего порядка – изменение технического уровня, организации и управление производством продукции, изменения уровня транспортно-сбытовых расходов.

2. Факторы экстенсивного и интенсивного развития производства.

Отчеты арбитражного управляющего: виды, сроки предоставления, информация, подлежащая включению в отчеты. - student2.ru

Выполняется анализ на основе существующей классификации затрат с выделением центров затрат, постоянных и переменных затрат, прямых и косвенных (накладных) затрат, полезных (производственных) и непроизводственных затрат (потерь и перерасходов).

Отчеты арбитражного управляющего: виды, сроки предоставления, информация, подлежащая включению в отчеты. - student2.ru

Взаимосвязи между различными классификациями затрат.

По составлении и анализе калькуляций себестоимости отдельных изделий используют традиционные методы анализа полной себестоимости по факторам, действующим в определенный период производства. В этом случае можно оценить отклонения от плана, от норм, от предыдущего периода и сложно установить взаимосвязь с объемом производства продукции.

При использовании метода «Директ-костинг» по сокращенной себестоимости с помощью анализа поведения постоянных и переменных затрат можно установить взаимосвязь между «Издержками – выручкой от реализации – прибылью». Такой анализ позволяет определить оптимальное соотношение между этими показателями.

Традиционный анализ проводится по статьям затрат: материальных, оплаты труда, амортизационных отчислений, прочих денежных затрат.

Последовательность анализа по полной себестоимости отдельных статей затрат по экономическим элементам. Например, материальных затрат на производство продукции.

Показатели № строки Расчет
Сумма материальных затрат по плану Сумма материальных затрат на фактический объем производства а) по плановой структуре производства, плановым нормам и ценам б) по плановым нормам и ценам на фактический выпуск продукции в) по плановым ценам, фактическим нормам и фактическом выпуске продукции г) по фактическим нормам, ценам, выпуске продукции Изменение (отклонение) фактических материальных затрат от плана в том числе: - за счет изменения объема производства продукции - за счет изменения структуры производства - за счет изменения норм расхода материалов - за счет цен на материалы 6 (5 – 1) 7 (2 – 1) 8 (3 – 2) 9 (4 – 3) 10 (5 – 4) S НП х ЦМП х ХП S (НП х ЦМП х ХП)х ТВП где ТВП – темп изменения (роста или снижения) выпуска продукции S НП х ЦМП х ХФ S НФ х ЦМП х ХФ S НФ х ЦМФ х ХФ DМЗ = S НФ х ЦМФх ХФ - S НП х ЦМП х ХП S (НП х ЦМП х ХП) х ТВП - S НП х ЦМП х ХП S (НП х ЦМП х ХФ) - S (НП х ЦМП х ХП) х ТВП S НФ х ЦМП х ХФ - S НП х ЦМП х ХФ S НФ х ЦМФ х ХФ - S НФ х ЦМП х ХФ

где Нпф – норма расхода материальных ресурсов по плану и фактически

Цмп – цена материальных ресурсов по плану и фактически

Хпл, Хф – количество продукции по плану и фактически

Анализ общепроизводственных и общехозяйственных затрат (расходов по обслуживанию, управлению производством) делается по сметам (бюджетам) затрат путем выявления факторов (причин) изменения затрат, расчета удельных весов этих затрат в общей себестоимости продукции, расчета затрат на единицу продукции, выявление непроизводительных расходов и потерь.

ВОПРОС 36

Разрабатывая конкурентную стратегию, фирма стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Выбор конкурентной стратегии определяют: 1) структура отрасли (это ее экономические и технические характеристики); 2) позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.

Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процессах ее изменения. В любой отрасли (независимо, внешний это рынок или внутренний) суть конкуренции выражается пятью силами. Они представлены конкуренцией в отрасли, секторе, способностью поставщиков торговаться, способностью потребителей торговаться, потенциальными конкурентами, угрозой товаров-заменителей.

Маркетинговый анализ развития отрасли включает в себя прежде всего: 1) выявление жизненного цикла отрасли; 2) исследование интенсивности конкуренции в отрасли.

Анализ конкурентов - это процесс выявления основных конкурентов, оценки их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и сектора вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать, либо избегать.Отрасль представляет собой группу фирм, предлагающих товары или группу товаров (класс товаров), которые в значительной степени являются взаимозаменяемыми. Подход к выявлению конкурентов с точки зрения рынка позволяет подойти к проблеме конкуренции более широко, включив в анализ потенциальных конкурентов, которые стремятся удовлетворить те же нужды потребителей, что и анализируемое предприятие, предлагая товары из другой номенклатурной группы.

Предприятия должны избегать "конкурентной близорукости". Скрытые конкуренты представляют большую опасность, чем явные.

В процессе выявления основных конкурентов маркетологи должны стремиться выявить кратковременные и долговременные цели конкурентов по таким вопросам как текущая доходность, рост доли рынка, движение наличности, ведущие позиции в области технологий. Знание целей конкурентов позволяет сделать вывод о настоящем положении дел у конкурента и его возможностей реакции на различных атаки извне другими фирмами.

При анализе стратегий рекомендуется конкурентов разделить на группы, которые преследуют похожие стратегии, т.е. необходимо выделить стратегические группы. Чем больше стратегия одной фирмы похожа на стратегию другой, тем выше уровень конкуренции между ними.

Стратегии лидерапредставлены стратегией расширения первичного спроса, оборонительной стратегией, поступательной стратегией, стратегией демаркетинга (сокращение своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме).

Стратегии "бросающего вызов" подразделяются на стратегию следования за лидером, либо стратегии атаки лидера (фронтальная атака, которая заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам; фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб).

Стратегии "следующего за лидером"выбирает конкурент с небольшой долей рынка. Это, по сути, адекватное поведение - мирное сосуществование и осознанное разделение рынка. Эти же стратегии используются при олигополии. Особенности стратегией эффективно действующих фирм с малой долей рынка: творческая сегментация рынка, эффективное использование НИОКР с целью улучшения технологий, стремление к специализации (оставаться малыми), сильный руководитель (влияние руководителя выходит за рамки формирования стратегии и доведения ее до сотрудников, оно охватывает управление текущей деятельностью фирмы.

Стратегии специалистаоснованы на том, что "нишеры" интересуются одним или несколькими сегментами. Цель фирмы - концентрация в нише, которая должна удовлетворять следующим требованиям: - обладать достаточным потенциалом прибыли; - быть малопривлекательным для конкурентов; - соответствовать специфическим возможностям фирмы; - иметь устойчивый барьер входа.

Целью анализа конкуренции является установление конкурентного преимущества предприятия.

Конкурентное преимущество бывает "внешним" и "внутренним".

Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности у него. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества - это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами (услугами).

Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управлении фирмой, товаром. Оно создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента.

Из других внешних условий, влияющих на деятельность должника, можно отметить:

1) Уровень учетной ставки ЦБ РФ и ее снижение (влияет на инвестиционную активность.

2) Регулирование инфляционных процессов.

3) Поддержание паритета национальной валюты с валютами развитых стран.

4) Реструктуризация государством задолженности предприятий по обязательным платежам и ее условия.

5) Мероприятия по оказанию финансовой помощи должника при досудебной санации (предусматривается в федеральных бюджетах, бюджетах субъектов федерации и муниципальных).

Государственный (оборонный) заказ и условия его оплаты государством и другое.

ВОПРОС 37

37. Положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», определяющие обязанности арбитражного управляющего по проведению анализа финансового состояния должника.

В соответствии со ст. 24 Закона Арбитражный управляющий обязан.

1. Анализировать финансовое состояние должника (цель такого анализа - ответ на вопрос о возможности восстановления платежеспособности).

2. Анализировать финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках (это необходимо для ответа на вопрос о применении определенной процедуры и конкретных мероприятий в рамках этой процедуры).

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

в) подготовки плана внешнего управления;

г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

ВОПРОС 38

Особенности финансового планирования в различных процедурах банкротства.

Состав целей и задач финансового планирования предопределяется финансовым состоянием предприятия, которое может быть различным в зависимости от того, какая процедура банкротства введена в отношении хозяйствующего субъекта, а также теми ограничениями, которые накладываются нормами действующего законодательства, в частности закона РФ «О несостоятельности (банкротстве).

В связи с этим можно констатировать, что основной целью финансового планирования в ходе процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, а при введении процедуры конкурсного производства – соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Поскольку в настоящее время отсутствуют специфические методы и методики финансового планирования для кризисных предприятий, то в этих целях для различных процедур банкротства могут использоваться традиционные методы, в т.ч.:

А) методы программно-целевого планирования, которые применяются для увязки в рамках финансовой программы целей финансового планирования с имеющимися у предприятия ресурсами;

Б) нормативные методы планирования, с помощью которых производится количественное обоснование финансового плана на основе системы норм и нормативов;

В) методы экономико-математического моделирования, которые предполагают алгоритмизацию и моделирование различных экономических и финансовых ситуаций, характеризующих различные варианты реализации антикризисной стратегии предприятия.

В процессе экономико-математического моделирования наибольшее распространение получили:

· методы теории вероятностей;

· методы линейного и динамического программирования;

· методы сетевого моделирования;

· методы имитационного моделирования;

г) методы экспертных оценок;

д) методы факторного анализа и др.

Исходными данными для финансового планирования в ходе процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления являются:

· Прогноз продаж продукции предприятия;

· Прогноз расходов, связанных с производством и продажей продукции.

Процесс финансового планирования можно представить в виде следующего алгоритма:

1. Составление плана (прогноза) продаж продукции предприятия;

2. Составление прогноза переменных и постоянных затрат предприятия;

3. Составление прогноза инвестиций в основной и оборотный капитал предприятия, необходимых для достижения планируемого объема продаж продукции предприятия;

4. Расчет возможных объемов внутреннего финансирования;

5. Поиск источников внешнего финансирования с учетом формирования рациональной структуры капитала.

Основной задачей финансового планирования кризисного предприятия является обеспечение сбалансированности денежных активов и финансовых обязательств предприятия.

Рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде достигается за счет следующих основных мероприятий:

- ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

- ускорения инкассации дебиторской задолженности;

- снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

- увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;

- снижение размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

- продажа высоколиквидной части долгосроных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

- ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и др.

Снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде достигается за счет следующих основных мероприятий:

- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

- реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

- увеличение периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

- отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности предприятия и других.

Цель финансового планирования считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.

Достижение цели финансового планирования при введении процедуры конкурсного производства возможно путем реализации следующих задач:

1. оценка имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка осуществляется на основе полной инвентаризации имущества предприятия, принадлежащего ему на правах собственности или полного хозяйственного ведения.

2. Определение объема и состава ликвидационной (конкурсной) массы. Она представляет собой имущество предприятия, объяв­ленного банкротом, предназначенное к реализации для обеспечения удовлетворения претензий кредиторов. Основу формирования лик­видационной (конкурсной) массы составляет все имущество предпри­ятия-банкрота, оцененное по балансовой стоимости, за отдельным изъятием, предусмотренным действующим законодательством.

3. Оценка имущества, входящего в состав ликвидационной (конкурсной) массы, по рыночной стоимости. Так как имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения претензий кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимально возможной рыночной стоимости (по цене спроса).

4. Определение объема реальных финансовых обязательств предприятия-банкрота. Ликвидационная комиссия после истечения законодательно установленного срока предъявления претензий кредиторами к предприятию-должнику анализирует все его финансовые обязательства независимо от поступления претензий кредиторов, составляет список признанных и отклоненных претензий и очередности их удовлетворения и в течение предусмотренного срока направляет этот список кредиторам.

5. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества .Этот выбор основывается на возможностях получения максимальной суммы средств от реализации имущества предприятия-банкрота. О порядке продажи имущества потенциальные покупатели должны быть заранее оповещены через средства массовой информации. При поступлении двух или более предложений от покупателей, назначается проведение конкурса или аукциона

6. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества предприятия-банкрота. Это наиболее слож­ная и ответственная функция финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вы­рученные от продажи имущества предприятия-банкрота. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности.

7. Разработка ликвидационного баланса предприятия-банкрота.

Наши рекомендации