Обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц

Каждый плательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.

Обоснованность назначения внеплановой налоговой проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г. Минске).

Подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой налоговой проверки.

Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение трех дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.

Жалоба на действие (бездействие) должностного лица налогового органа, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подается вышестоящему должностному лицу налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа подается, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом в течение десяти дней со дня получения решения налогового органа, а при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа – в течение одного месяца со дня, когда плательщик (иное обязанное лицо) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

Жалоба подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Обжалование действий должностных лиц налогового органа, связанных с наложением административных взысканий, производится в соответствии с законодательством.

Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

- отменить решение полностью или частично;

- отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку;

- внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:

- удовлетворить жалобу;

- оставить жалобу без удовлетворения.

Копия решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) и в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.

[1] См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., Финансы и статистика, 1993, с. 234.

[2] Карасева, М.В. Политика как составляющая финансово-правового регулирования / М.В. Карасева // Финансовое право. - № 2. – 2004. – С. 14.

[3] См. Закон СССР от 07.05.1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». – Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, № 18, ст. 135.

[4] Грачева, Е.Ю., Куфакова, Н.А., Пепеляев, С.Г. / Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. С. 38.

[5] Финансовое право, М., «Юридическая литература», 1971. С. 47.

[6] Яговкина, В.А. Некоторые теоретические проблемы института налогового правоотношения / В.А. Яговкина // Финансовое право. - № 1. – 2002. – С. 13.

[7] См.: Ильюшихин, И.Н. Понятие и признаки налогового правоотношения / И.Н. Ильюшихин //Финансовое право. - № 1. – 2002. – С. 16; Яговкина, В.А. Некоторые теоретические проблемы института налогового правоотношения / В.А. Яговкина // Финансовое право. - № 1. – 2002. – С. 13.

[8] См.: Цыпкин С.Д. Налог как институт советского финансового права: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1953. С. 10; Орлов М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права: Автореф. дис…канд. юрид. наук. М. 1996. С. 26; Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М. : Юристь, 2003. С. 162.

[9] Карасева М.В. Проект НК РФ и новые явления в праве / М.В. Карасева // Хозяйство и право. 1997. № 4. С. 78-79.

[10] Карапетян А.Р. Частные субъекты налогового права. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9.

[11] Тропская, С.С. К вопросу об определении правового статуса налогоплательщика / С.С. Тропская // Финансовое право. 2007. № 3. С. 30.

[12] Нормы о простом товариществе содержатся в главе 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Следует учитывать, что простое товарищество это не организация (юридическое лицо), это гражданско-правовой договор сторонами которого могут быть как граждане, так и юридические лица. Заключение договора простого товарищества само по себе не ведет к появлению юридического лица, но целью заключения такого договора может быть создание юридического лица (Прим. Б.В.А.).

[13] Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. С. 296.

[14] Грачева, Е.Ю., Куфакова, Н.А., Пепеляев, С.Г. / Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. С. 48.

[15] Цыпкин, С.Д. Доходы государственного бюджета СССР / С.Д. Цыпкин. – М., 1973. С. 61.

[16] Ильюшихин, И.Н. Понятие и признаки налогового правоотношения / И.Н. Ильюшихин //Финансовое право. - № 1. – 2002. – С. 141.

[17] Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М. Юрист. 1995. С. 55.

[18] См. там же, с. 39.

[19] Финансовое право, М., «Юридическая литература», 1971. С. 141.

[20] Грачева, Е.Ю., Куфакова, Н.А., Пепеляев, С.Г. / Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. С. 42.

[21] Грачева, Е.Ю., Куфакова, Н.А., Пепеляев, С.Г. / Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. С. 41.

[22] Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. I. Учение об обыкновенных доходах. М., 1905.

Наши рекомендации