Валютный рынок. Валютное регулирование и валютный контроль
Валютный рынок - , совокупность спроса и предложений на валюты. Участники валютного рынка: банки, предприятия-экспортеры и импортеры, инвесторы, центральные банки, брокерские фирмы и др. финансовые учреждения.
Основой валютного регулирования и валютного контроля в РФ является закон “О валютном регулировании и валютном контроле” от 09 октября 1992 г., который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства. Валютное регулирование – совокупность мероприятий, осуществляющиеся государством на международном и национальном валютно-кредитном и финансовом рынках с целью решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития страны. Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Обычно они преследуют следующие цели: регулирование платежного баланса РФ с целью превышения притока капитала в страну над его вывозом; обеспечение полного и своевременным внесения налоговых платежей в бюджеты всех уровней; концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач; поддержание курса национальной валюты. Для решения этих задач государством предпринимаются меры по пресечению сокрытия валютной выручки за пределами Российской Федерации и нелегального вывоза иностранной валюты из России. Валютный контроль - проведение мероприятий государством по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Под валютными операциями понимаются: операции, связанные с переходом собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. - ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей. осуществление международных денежных переводов.
Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Особенности в современных условиях.
Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Основная роль в осуществлении валютного регулирования отведена банковской системе. Так, по Закону “О валютном регулировании и валютном контроле” БР является органом валютного контроля. Коммерческие банки, имеющие лицензию Банка России на проведение операций с иностранной валютой, являются агентами валютного контроля и уполномочены проверять законность проведения валютных операций их клиентами, которые обязаны предоставлять обслуживающим их банкам все необходимые документы. В настоящее время валютные операции, проводимые коммерческими банками, как от своего имени, так и по поручению их клиентов, занимают значительный удельный вес в общем, объеме операций. Коммерческие банки, обслуживающие операции клиентов с иностранной валютой, имеют возможность контролировать операции по открытым в этих банках счетам. Это позволяет обеспечить контроль за соблюдением законности всех совершаемых валютных операций и не требует непосредственного контроля государственных органов за каждой валютной операцией, что снижает нагрузку на контролирующие органы и государственные расходы на проведение валютного контроля. В свою очередь, БР проводит проверки соблюдения законности валютных операций, совершаемых коммерческими банками, и проверяет исполнение ими обязанностей по осуществлению валютного контроля за операциями их клиентов. Операции делятся на текущие и связанные с движением капитала. Текущие без ограничений, связанные с движением капитала только с разрешения ЦБ.
23 Страховой рынок РФ: содержание, виды страхования
Страхование - это особая сфера перераспределительных отношений в области формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно форма проведения страхования может быть обязательной или добровольной.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона, исходя из общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная по времени страховая ответственность по установленным законом обьектам страхования и кругу страхователей она наступает автоматически.
К сфере обязательного страхования относятся:
·обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения и др.), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;
·государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, автомобильном транспорте;
·другие.
Добровольное страхование осуществляется в силу закона на добровольной основе. Закон определяет общие условия, а конкретные условия проведения страхования регулируются страховщиком в договоре страхования. Эта форма предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке. Добровольное страхование имеет выборочный охват, кроме того, для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения для заключения договоров.
Набор вдов страхования называется ассортиментом страхового рынка. Виды страхования однородных обьектов группируются в отрасли, которые составляют основу классификации страхования.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, использованием, распоряжением имуществом и ТМЦ.
Традиционный виды страхования этого типа:
·сельскохозяйственное страхование (культур и животных);
·страхование имущества граждан;
·страхование имущества предприятий различных форм собственности.
Личное страхование - является формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его обьекты - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по этому виду страхования проводится на добровольной основе.
Особое место занимает медицинское страхование граждан, проводимое в обязательной форме - это отрасль социального страхования. Но существует и добровольное медицинское страхование - это личное страхование, его организацией и проведением занимаются страховые медицинские компании.
Страхование ответственности - в отличии от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, т.к. ущерб за него возмещает страховая организация, так и другие (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный в следствии действия или бездействия страхователя, независимо от его имущественного положения. Т.е. страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб. В том числе:
·Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Заключается между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями-заемщиками (страхователями). Обьект страхования - ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.
·Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводится в установленном законом порядке. Обьект страхования - гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств перед законом при наступлении ДТП перед потерпевшим (третьим) лицом. В России пока не введено.
В настоящее время особенно в зарубежной практике широко применяется страхование экономических рисков. В составе этого вида страхования выделяют страхование от:
·коммерческих рисков;
·правовых рисков;
·политических рисков;
·технических рисков;
·рисков в финансово-кредитной сфере.
Технические риски, подлежащие страхованию включают:
·строительно-монтажные;
·эксплуатационные;
·риски новой техники и технологии.
Финансово-кредитные риски, подлежащие страхованию:
·страхование экспортных кредитов (на случай банкротства или его продолжительной неплатежеспособности);
·страхование банковских кредитов от риска неплатежа заемщика (страхователем выступает банк);
·страхование векселей;
·страхование залогов, от инфляции, валютных рисков и др.
24 Налоги: сущность, функции, виды. Налоговая система РФ
Сущность. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. У налога имеются три основные функции: Фискальная. Регулирующая. Распределительная. Налоги являются важным финансовым поступлением в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция. Более 80 % доходов бюджета дают следующие налоги: налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, акцизы. Помимо фискальной функции налоги используются государством как средство регулирования экономики. Государство оказывает воздействие на отдельные категории налогоплательщиков или видов действий путем введения новых налогов или отмены налоговых льгот. Распределительная функция представляет собой следующее.
Посредством налогов государство изымает часть доходов юридических и физических лиц, концентрирует средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.
Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года):
- Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Единый социальный налог Гл 24 утратила силу (с 01.01.2010 - страховые взносы)
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Государственная пошлина
- Региональные налоги:
- Налог на имущество организаций
- Налог на игорный бизнес
- Транспортный налог
- Местные налоги:
- Земельный налог
- Налог на имущество физических лиц
- Специальные налоговые режимы:
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)
- Упрощенная система налогообложения
- Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:
- Камеральная налоговая проверка
- Выездная налоговая проверка
25 Финансовый рынок: сущность, функции, сегменты
Финансовый рынок - совокупность всех финансовых ресурсов в их движении:
- Страховой рынок проводит мобилизацию денежных ресурсов путем обязательного или добровольного страхования и выплату страховых премий при наступлении страхового случая. Остающиеся в каждый данный период времени свободными денежные средства страховых компаний инвестируются в надежные инструменты финансового рынка.
- Рынок ссудного капитала - это рынок кратко-, средне- и долгосрочных банковских кредитов. Краткосрочные кредиты обслуживают движение оборотных средств, а средне- и долгосрочные кредиты - движение основного капитала предприятий.
- Рынок ценных бумаг обслуживает движение ценных бумаг - акций, облигаций, ипотечных обязательств и др.
Основными участниками финансового рынка выступают:
- инвесторы, располагающие свободными денежными средствами. В роли инвесторов могут выступать юридические и физические лица, гос-венные органы власти и управления, иностранные участники финансового рынка;
- посредники, осуществляющие мобилизацию денежных средств инвесторов и обеспечивающие их распределение. В роли посредников выступают коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты.
- пользователи, приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка. Это юридические и физические лица, а также гос-венные органы власти и управления.
Основными торгуемыми финансовыми активами являются:
- иностранная валюта, ценные бумаги, кредиты, депозиты, производные инструменты.
Основные посредники:
- коммерческие банки, биржи, сберегательные институты, компании коллективного инвестирования и др.
Основные функция финансового рынка:
- обеспечение перетока средств от субъектов хозяйствования, для которых они в данный момент являются свободными (не используемыми), к субъектам хозяйствования, испытывающим потребность в финансовых ресурсах, через продажу ц.б.,
- Финансирование воспроизводственного процесса.
- Распределительная функция — способствует переливу капитала между отраслями, компаниями.
- Повышение эффективности экономики в целом.
Сегменты финансового рынка:
- товарный рынок (Commodities Market) — рынок, на котором торгуется сырье и «биржевые» товары.
- фондовый рынок (Stock Market) — на котором осуществляются операции с акциями по первичному размещению (IPO) и их вторичному перераспределению. Это происходит на биржах или через ОТС.
- международный валютный рынок Форекс (currency), на котором осуществляются валютообменные операции, как в режиме ОТС, т. е. Банк — Банк, так и на централизованных регулируемых биржах (ЕТМ),
- рынок Деривативов (Derivatives Market) — рынок финансовых инструментов, стоимость которых является производной от стоимости и характеристик других финансовых инструментов.
Выше указанные финансовые рынки взаимосвязаны движением капиталов и поэтому оказывают сильное влияние друг на друга.
26 Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства
Финансы - денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Экономическим содержанием финансов являются деньги.
Экономические субъекты финансов:
- покупатели,
- продавцы, они образуют денежный оборот, т.е. финансовый рынок.
Финансы страны представляют собой совокупность финансов всех секторов экономики (нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий; финансовых учреждений; органов гос-венного управления; частных некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства (население); домашних хозяйств) в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.
Функции финансов:
- Распределительная функция, она связана:
- с распределением стоимости произведенного общественного продукта,
- формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений,
- с созданием фондов денежных средств.
Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор пр-ва, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений.
Через распределительную функцию финансы обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.
Контрольная тесно связана с распределительной.
Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.
Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.
Органы гос-венного управления с помощью налогово-бюджетной сис-мы и внебюджетных фондов аккумулируют денежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне. Домашние хозяйства в денежной форме получают доходы в виде заработной платы, а также от собственности, предоставляемой в пользование предпринимателям, вкладов в банки и т. д.
Роль финансов в системе общественного воспр-ва:
Нормальное функционирование финансов - одно из основных условий нормального эк-го состояния экономики.
Рост мировой торговли, масштабов и специализации пр-ва, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгос-венных финансовых отношений, возникновению международных финансовых рынков и других аспектов международной финансовой деятельности.
27 Финансовая система РФ: понятие и структура
Финансовая сис-ма – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.
Финансовая сис-ма охватывает следующие звенья:
- финансы хозяйствующих субъектов - учитывают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным источником формирования гос-венного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность гос-венного бюджета финансовыми ресурсами. Важное место в финансовой системе занимают финансы домашних хозяйств (граждан);
- финансы домашних хозяйств - это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета;
- гос-венные финансы - охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.
Главным звеном гос-венных финансов является гос-венный бюджет. Гос-венный бюджет утверждается Федеральным собранием РФ как закон;
- финансы общественных организаций;
1.Финансы ю. и ф. лиц:
- финансы ф.л.
- финансы ю.л.,:
-финансы коммерческих предприятий:
- гос-х предприятий,
- акционерных предприятий,
- арендных предприятий,
- частных предприятий.
- финансы коммерческих предприятий:
- финансы ПОБОЮЛ
- финансы др.ф.л.
2. Местные финансы.
3. Гос-венные финансы:
- гос.бюджет:
- федеральный бюджет,
-бюджеты субъектов.
- внебюджетные фонды:
-пенсионный фонд,
-фонд соц.страхования,
-фонд обязат.мед.страхования,
-фонд занятости населения.
28 Государственные финансы: структура и принципы организации
Гос-венные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.
Гос-венные финансы:
Гос-венный бюджет - утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов.
Внебюджетные фонды - средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда:
- пенсионный фонд,
- фонд соц.страхования,
- фонд обязат.мед.страхования,
- фонд занятости населения.
Специфическим звеном финансовой сис-мы выступает гос-венный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования гос-венных расходов.
Кредиторы: физические и юридические лица. Заемщик – гос-во в лице его органов.
Дополнительные финансовые ресурсы гос-во привлекает путем выпуска и продажи на рынке гос-венных долговых обязательств: облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг.
Особенность гос-венного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение гос-венных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны гос-венных институтов и центрального банка страны методами кредитно-денежной политики. Через рынок ценных бумаг и банковскую сферу кредитно-денежная политика оказывает значительное влияние на хозяйственную жизнь.
Региональные финансы – это сис-ма эк-х отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами.
Региональные финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территории.
С помощью региональных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк-го и социального разв-я территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет двух источников:
1. Закрепленных, т.е. собственных;
2.Регулирующих, в которые входят отчисления от гос-венных доходов, средства, полученные в форме дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего бюджета.