Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование в РФ можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:

  • создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;
  • установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
  • обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;
  • регламентации международных расчетов;
  • поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
  • обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В гл. 2 ФЗ № 173 раскрываются основные аспекты валютного регулирования, а именно:

  • система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);
  • регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);
  • режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12), а также счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);
  • определение прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций (ст. 14);
  • порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование находится в ведении РФ. Валютное регулирование является важнейшим средством реализации валютной политики государства, ее выражением.

Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

  • прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий;
  • косвенные (диспозитивные) — когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии в проведении валютных операций.

В литературе выделены три режима валютного регулирования:

1. Валютная монополия государства — валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках, и в силу значительных валютных ограничений национальная валюта не подлежит конвертации и является замкнутой;

2. Наличие системы валютных ограничений — национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой. Например, в РФ валютные ограничения установлены в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ;

3. Отсутствие валютных ограничений — национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Принципы валютного контроля в ФЗ № 173 также прямо не закреплены. Однако путем толкования его норм можно выделить следующие принципы:

законность;

  • обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);
  • обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны (ч. 8 ст. 23);
  • институциональность — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23;
  • разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).


Наши рекомендации