Виды внешнеэкономических сделок
Классифицировать внешнеэкономические сделки можно по различным основаниям.
В зависимости от видов коммерческой деятельности внешнеэкономические сделки можно разделить на:
основные;
обеспечивающие.
К основным коммерческим сделкам относятся:
обмен товарами в материально-вещественной форме;
обмен научно-техническими знаниями;
долгосрочная аренда машин и оборудования;
предоставление консультационных услуг;
обмен кинофильмами и телевизионными программами;
К обеспечивающим сделкам (сделкам товародвижения) относятся:
посреднические;
перевозка грузов;
страхование грузов;
транспортно-экспедиторские услуги;
банковские операции, обеспечивающие международные расчеты.
В зависимости от направленности движения товаров для конкретного государства внешнеэкономические сделки можно разделить на:
экспортные;
импортные;
реэкспортные;
реимпортные.
Экспортные сделки – это вывоз за границу и продажа товаров национального производства.
Импортные сделки – это покупка и ввоз иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке.
Реэкспортные сделки – вывоз из страны и продажа ранее ввезенного в нее товара без его переработки.
Реимпортные сделки – ввоз ранее вывезенного товара, не подвергавшегося переработке.
Реэкспортные (реимпортные) операции осуществляются в случаях:
использования традиционных исторически сложившихся форм торговли (биржи, выставки, аукционы);
отказа покупателя (форс-мажор, банкротство);
реэкспорта (реимпорта) как составной части более сложной операции (предпродажная подготовка товаров, ввезенных для импорта в другую страну);
реэкспорта с целью получения прибыли на разнице в ценах
48 Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
Основным коллизионным принципом внешнеэкономических сделок является принцип автономии воли.
Исходя из автономии воли стороны при заключении договора могут установить каким законодательством он должен регулироваться.
Автономия воли сторон признается в законодательстве различных стран. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательстве государств по-разному.
1. Неограниченная автономия воли. Заключая сделку, стороны могут подчинить ее любой правовой системе.
2. Наряду с учетом воли сторон сделки принимаются во внимание и иные обстоятельства, связывающие фактический состав с тем или иным правопорядком, а именно:
· место заключения договора;
· место исполнения договора;
· место жительства;
· гражданство.
3. Доктрина разумной связи (Польша, страны англо-саксонской системы). Намерение сторон подчинить внешнеэкономическую сделку определенному праву может быть предусмотрено в самой сделке, в последующем соглашении сторон, в т.ч. при арбитражном рассмотрении спора. Тогда старый статут обязательства заменяется новым, притом с приданием ему обратной силы, если стороны этого желают. Для обратной силы нового статута существуют определенные границы, диктуемые интересами третьих лиц.
4. В случаях, когда ни из содержания договора, ни из сопутствующих ему обязательств нельзя вывести заключения о действительной воле сторон относительно подлежащего применению права суды западных стран ставят вопрос либо о предполагаемой воле сторон, либо вопрос о воле, которую при данных обстоятельствах проявил бы «справедливый и гуманный человек».
Альтернативой доктрины гипотетической воли сторон является пользование установленными коллизионными привязками.
Белорусское законодательство исходит из «автономии воли сторон» (ст. 1124 ГК). Суть этой коллизионной привязки состоит в том, что стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности.
Выбор сторонами по договору подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента его заключения без ущерба для прав третьих лиц. Причем стороны договора могут избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.
Согласно ст. 1125 ГК, при отсутствии соглашения сторон договора о примененном праве к договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся:
· продавцом – в договоре купли-продажи;
· дарителем – в договоре дарения;
· арендодателем (наймодателем) – в договоре аренды (имущественного найма);
· ссудодателем – в договоре безвозмездного пользования имуществом (ссуды);
· подрядчиком – в договоре подряда;
· перевозчиком – в договоре перевозки;
· экспедитором – в договоре транспортной экспедиции;
· заимодавцем (кредитодателем) – в договоре займа (кредитном договоре);
· поверенным – в договоре поручения;
· комиссионером – в договоре комиссии;
· хранителем – в договоре хранения;
· страховщиком – в договоре страхования;
· поручителем – в договоре поручительства;
· залогодателем – в договоре залога;
· лицензиаром – в лицензионном договоре о пользовании исключительными правами.
При невозможности определить основное место деятельности стороны, указанной выше, применяется право страны, где она учреждена, , имеет место постоянного жительства.
К правам и обязанностям по договору, предметом которого является недвижимость, а также по договору о доверительном управлении имуществом применяется право страны, где это имущество находится, а в отношении имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - законодательство Республики Беларусь.
При отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве применяется:
· к договорам о совместной деятельности и к договорам о выполнении строительных, монтажных и других работ по капитальному строительству – право страны, где такая деятельность осуществляется или создаются предусмотренные законом результаты;
· к договору, заключенному на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа.
Ко всем остальным договорам при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора. При невозможности определить основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора, применяется право страны, где данная сторона учреждена, имеет место постоянного жительства. При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.
В отношении приемки исполнения по договору применяется во внимание право места проведения такой приемки, поскольку сторонами не согласовано иное. Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в нем иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычных значений соответствующих терминов.
К договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, где учреждено юридическое лицо.