Муниципальные ценные бумаги
Лекция 7. Государственные и муниципальные заимствования
Муниципальные займы
Муниципальный займ – привлечение органами местного самоуправления денежных средств в местный бюджет, путем выпуска муниципальных ценных бумаг и получения кредита от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние заимствования, по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 104) разрешил муниципальным образованиям осуществлять заимствования в иностранной валюте только у Российской Федерации, исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Заимствования у РФ в иностранной валюте муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования. В других случаях заимствования муниципальных образований в иностранной валюте не допускаются.
Муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита местных бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.
Предельный объем заимствований муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств.
Органы местного самоуправления формируют Программу муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период), которая представляет собой перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период) является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год (плановый период).
Пример: Программа
муниципальных внутренних заимствований г.Томска на 2008 год
Настоящая программа муниципальных внутренних заимствований г.Томска составлена в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и устанавливает перечень муниципальных внутренних заимствований г.Томска, направляемых на финансирование дефицита бюджета г.Томска и погашение муниципальных долговых обязательств г.Томска.
1. Объем заимствований г.Томска на 1 января 2008 года должен составить 798 107 500,00 рублей, в т.ч. по видам:
Виды заимствований | Сумма (руб.) | |
1. | Займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг | 500 000 000,00 |
2. | Кредиты, полученные от кредитных организаций | 298 107 500,00 |
Итого: | 798 107 500,00 |
2. В целях финансирования дефицита бюджета г.Томска, а также для погашения муниципальных долговых обязательств г.Томска в 2008 году планируется осуществить следующие заимствования:
Виды заимствований | Сумма (руб.) | |
1. | Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации | 350 000 000,00 |
- размещение | 500 000 000,00 | |
- погашение | 150 000 000,00 | |
2. | Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации | -152 451 805,00 |
- получение | 647 655 695,00 | |
- погашение | 800 107 500,00 | |
Итого: | 197 548 195,00 |
3. Установить предельный объем выпуска муниципальных ценных бумаг г.Томска в 2008 году в сумме 500 000 000,00 руб.
Источник: Приложение 8 к решению Думы города Томска от 27.11.2007 № 686
Поступления в местный бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам), учитываются в местном бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.
Поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов по обслуживанию муниципального долга в текущем финансовом году.
Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.
Муниципальные образования регистрируют свои займы в Министерстве финансов РФ. Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченным органом в муниципальную долговую книгу в срок не более 3 дней с момента возникновения обязательств. Эта информация в обязательном порядке передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ и затем в государственную долговую книгу РФ. Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований.
Муниципальный долг - совокупность обязательств, возникающих из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других долговых обязательств, принятых на себя муниципальным образованием.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 100) структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по:
· ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
· бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
· гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Иные долговые обязательства муниципального образования не предусмотрены российским законодательством.
В объем муниципального долга включаются: номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем обязательств по муниципальным гарантиям; объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Муниципальный долг обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.
Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.
Это правило не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Российская Федерация и субъект РФ не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией и субъектом РФ. Соответственно, муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
Бюджетный Кодекс РФ (ст. 107) установил предельный объем муниципального долга, т.е. объем, который не может быть превышен при исполнении соответствующего местного бюджета.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов бюджета, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение при исполнении местного бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальные ценные бумаги- эмиссионные ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.
Муниципальные ценные бумаги (облигации) удостоверяют право их владельца (юридических и физических лиц) на получение от эмитента (администрация муниципального образования) денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Правовые основы участия муниципального образования в выпуске и размещении ценных бумаг, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Уставом и другими нормативными актами муниципального образования.
Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, направляются на покрытие дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств, а также на другие цели, установленные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
К основным целям и задачам участия муниципального образования на рынке ценных бумаг относятся:
- развитие рынка муниципальных ценных бумаг;
- оптимизация и совершенствование структуры муниципального долга и сокращение расходов на его обслуживание;
- повышение инвестиционной привлекательности территории и привлечение в экономику муниципального образования дополнительных инвестиционных средств физических и юридических лиц.
Основными функциями органов местного самоуправления являются:
1. Представительный орган местного самоуправления - утверждает Генеральные условия эмиссии муниципальных ценных бумаг; утверждает предельный размер эмиссии; устанавливает направления использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг;
2. Администрация муниципального образования - выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг; разрабатывает проект решения об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг; утверждает условия эмиссии и обращения ценных бумаг; принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг; организует государственную регистрацию проспекта эмиссии; организует размещение, погашение и обслуживание ценных бумаг; утверждает отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумага и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации; осуществляет иные действия.
Муниципальные ценные бумаги выпускаются в одной из следующих форм: именные бездокументарные ценные бумаги; именные документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (учетом); документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом). Ценные бумаги выпускаются с переменным купонным доходом, переменным купонным доходом и амортизацией долга, фиксированным купонным доходом, фиксированным купонным доходом и амортизацией долга.
Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг должны включать указание на: вид муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; срочность данного вида муниципальных ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; ограничения оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
В соответствии с Генеральными условиями администрацией муниципального образования разрабатываются и утверждаются Условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг. На основании указанных выше документов администрация муниципального образования принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия: наименование эмитента; дату начала размещения муниципальных ценных бумаг; дату или период размещения муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; указание на вид муниципальных ценных бумаг; номинальную стоимость одной муниципальной ценной бумаги; количество муниципальных ценных бумаг данного выпуска; дату погашения муниципальных ценных бумаг; наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев муниципальных бумаг данного выпуска и иные условия.
Администрация муниципального образования обязана учитывать обязательства, возникшие в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг.
Исполнение обязательств, возникших в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг, осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.
Раскрытие информации о муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации.
Органы местного самоуправления вправе привлекать профессиональных участников рынка ценных бумаг для организации, проведения и обслуживания эмиссии муниципальных ценных бумаг в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования.