Учет затрат по фактической и нормативной себестоимости
18. Понятие и виды логистического контроллинга.Системы «стандарт-кост»
Развитие теории и практики управления издержками и необходимость обеспечения прибыльной деятельности предприятий привели к формированию контроллинга в 1970-х г. как целостной концепции экономического управления предприятием, ориентирующей руководителя на выявление всех возможностей и рисков, связанных с получением прибыли.
· Основа контроллинга - принципы директ-коста ,так же включает и стандарт-кост.
· Контроллинг шире стандарт-коста и директ-коста , разнообразнее по назначению, функциям, методам планирования, учета и анализа, степени использования информации.
· Контроллинг не ограничивается контролем издержек( это функция стандарт-коста),контролем рентабельности выпуска и реализации продукции(основ. функция директ-коста).
· Он обеспечивает достижения целей предприятия(максимальной прибыли).
Некоторые функции контроллинга:
· функция внутреннего контроля на предприятии
· контроль эффективности работы его подразделений и организации в целом
· сервисная функция предоставления необходимой информации для управления
· комментирующая функция-принятие решений и их координация
Процесс контроллинга - деятельность, объединенных в определенную структуру, субъектов контроллинга, направленная на устранение «узких мест», выявленных в ходе контроллинговых исследований.
Существуют 2 уровня контроллинга : стратегический и оперативный
Стратегический- направлен на создание потенциала успеха, т.е. обеспечение долгосрочного существования предприятия.
Оперативный- направлен на достижение запланированного уровня дохода(прибыли)
Главные задачи контроллинга:
· участие в выработке целей предприятия
· предложение альтернативных решений на основе имеющейся информации
· анализ экономической эффективности
· руководство при разработке оперативных плановых мест
· сравнение плановых и фактических показателей, разработка предложений по преодолению отклонений
· определение узких мест
· создание системы информации для планирования и управления
· консультации руководителей предприятия
Система «стандарт-кост»- разработка норм, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат, с выделением отклонений от стандартов.
В этой системе лежит принцип управления по отклонениям. Суть : основное внимание управленческого звена сосредотачивается на выявлении и анализе отклонений от нормального хода работы с целью их дальнейшего недопущения.
Основной контрольный показатель системы-Отклонение от стандартов.
Стандарт- число необходимых для производства единиц материальных и трудовых затрат,
Кост- денежное выражение производственных затрат на 1 ед.продукта.
Характерные особенности системы «стандарт-кост»
· отражение отклонений в бухгалтерских записях на специальных счетах
· не все компании отражают в учете отклонение от стандартов
· выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений
· определение насколько существенны отклонения, чтобы их учитывать
Метод «с-к» может отражать затраты на счетах бух. учета в 3 вариантах
· частичная система- производственные счета дебетируются на фактические суммы затрат, а все расходы собираются на счете
· одинарная система- отклонения от стандартов выявляются уже на счетах «материалы», «зарплата», «косвенные расходы».
· двойная система- отличается от 2 предыдущих тем ,что учет себестоимости ведется параллельно по стандартных и фактическим затратам.
Достоинства «с-к»
· обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий
· установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости ед.продукции(услуг)
· составление отчетов о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причин их возникновения.
19. Система «директ - костинг». Метод учета и калькулирования затрат по ФУНКЦИЯМ «АВС - КОСТИН!».
20. Концепция управления по целевой себестоимости «таргет- костинг». Система управления себестоимостью «кайзен - KOCТИНГ»
Таргет-костинг (от англ. target costing — целевая стоимость) — это метод управления себестоимостью (затратами на производство) продукции. Сущность заключ в снижении себестоимости продукции на всем ее производственном цикле, за счет применения производственных, инженерных, научных исследований и разработок. Идея, положенная в основу концепции таргет-костинг, несложна и революционна одновременно. Яп менеджеры просто вывернули "наизнанку" традиционнуя формулу ценообразования: (Себестоимость + Прибыль = Цена) которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство (Цена - Прибыль = Себестоимость). Это решение позволило получить прекрасный инструмент превентивного контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования. Сист.таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчёт себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.
«Кайзен-костинг» — сист калькулирования, направленная на постепенное усовершенствование качества, бизнес-процессов, снижение затрат. Термин «кайзен» заимствован из японской экономики и означает постоянное усовершенствование. Основная функция системы «кайзен-костинг» заключается в минимизации разницы между расчетной (после завершения проектирования) и фактической себестоимостями продукта по отдельным статьям затрат. Систему калькулирования «кайзен-костинг» используют как для бюджетных расчетов, так и для калькулирования фактической себестоимости продукции.
Если система «таргет-костинг» нацелена на доведение себестоимости продукта до заданного уровня в процессе его разработки, то «кайзен-костинг» — отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства. Обе калькуляционные системы могут использоваться в управленческом учете как во взаимосвязи, так и автономно. Чаще всего их применяют именно во взаимосвязи. Прогнозное калькулирование себестоимости начинается в системе «таргет-костинг», затем калькулирование (уже фактических затрат) продолжается в системе «кайзен-костинг». Вместе обе системы дают предприятию весьма ценное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого, чем у конкурентов, уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата или удержания соответствующих секторов рынка.