Исследовательские подходы к аудиту персонала
Совершенствование аудита персонала невозможно без развития его методов. Иногда достаточно провести исследование, основанное на небольшом объеме исходной информации. В другом случае исследование может быть более глубоким и основываться на сложных исследовательских проектах. Наиболее важные подходы к прикладному исследованию состояния управления персоналом, которые могут быть использованы при проведении аудита, приведены в табл. 3.10 и рассмотрены ниже. Проанализируем эти подходы.
Сравнительный подход - возможно, самая простая форма исследования — использует в качестве модели другую компанию. Аудиторская команда сравнивает результаты или процедуры с таковыми другой организации. Сравнительный подход часто используется, чтобы сравнить абсен теизм, текучесть и уровень зарплаты. Этот подход имеет смысл, когда какая-либо новая процедура вводится впервые. Например, если компания вводит программу посталкогольного восстановления, можно скопировать подобную программу в другой фирме. Тогда результаты двух программ сравнимы.
Альтернативно служба управления персоналом может пригласить внешних консультантов-экспертов. Предложенные консультантом либо опубликованные исследовательские стандарты служат как бы базой для аудиторской команды. Например, консультант может указать, ч то бюджет управления персоналом составляет 0,75% от валового объема продажи. Это число тогда служит как «указательный
Исследовательские подходы к аудиту персонала
Таблица 3.10
Сравнительный подход | Аудиторская команда сравнивает фирму с другой фирмой, чтобы путем сопоставления вскрыть области недостаточного выполнения. Такой подход обычно используется для сравнения результатов определенных действий службы управления персоналом или конкретных программ. Он помогает обнаруживать области необходимого усовершенствования |
Привлечение внешних экспертов | Аудиторская команда полагается на экспертизу консультанта или опубликованных результатов исследования как стандарт, с которыми оцениваются действия службы управления персоналом или отдельные программы. Консультант цли результаты исследования могут помочь диагностировать причшгу проблем |
Статистический подход | По материалам существующих отчетов аудиторская команда формирует статистические стандарты. С их помощью могут быть оценены действия и программы в области управления персоналом. С помощью таких математических стандартов команда может раскрыть ошибки, пока они все еще незначительны |
Подход соответствия | Производя выборку элементов информационной системы управления персоналом, аудиторская команда ищет отклонения кадровой политики компании или процедур от соблюдения законодательных норм. Этим способом бригада может определить, имеется ли согласие с политикой компании и правовыми предписаниями |
МВО подход | Когда в организации в области управления персоналом используется управление по целям — management-by- objectives (МВО), аудиторская команда может сравнивать фактические результаты с заявленными целями. Области недостаточного выполнения могут быть обнаружены и зафиксированы |
столб» при оценке общего бюджета службы управления персоналом. В настоящее время внешнее сравнение один из наиболее популярных подходов при оценке действий и услуг персонала.
Третий подход состоит в развитии статистических методов оценки исполнения, основываясь на существующей информационной системе компании (см. приложение 8). Например, изучение отчетов компании позволяет выявить показатели абсентеизма и текучести.
Эти данные указывают, насколько хорошо менеджеры управления персоналом и линейные менеджеры управляю!' этими процессами. Такой статистический подход обычно дополняется сравнением с внешней информацией, которая может быть собрана в других фирмах. Эта информация часто выражается н виде дробей, по которым нетрудно сделать расчеты для дальнейшего использования. Например, предприниматель, у которого в среднем из двухсот работников в течение месяца двенадцать увольняется, считает, что показатель текучести 6%.
Число уволенных (12) делится на среднее число работников (200) и умножается на 100%.
Аналогично, если восемь служащих пропустили работу в рабочий день, то показатель абсентеизма — 4%. Число служащих, отсутствующих на работе (8) делится на общее количество работающих (200) и умножается на 100%. Получается 4%.
Подход соответствия — другая стра тегия аудита персонала - рассматривает прошлый период для определения того, как выполняется кадровая политика компании. Аудиторская команда чаще всего рассматривает вопросы труда и занятости, вознаграждений, трудовой дисциплины и форм оценки работников. Цель такого исследования гаран тировать, что служба управления персоналом и линейные менеджеры исполняют внутренние правила и правовые предписания.
Пример. Внутренний аудит процесса отбора персонала одной крупной фармацевтической компании показал, что менеджер по найму правильно соблюдал процедуры подбора. Но аудиторская команда также заметила, что на многих заявлениях имелись комментарии на полях. Эти комментарии сделаны линейными менеджерами, которые также интервьюировали претендентов. Большинство из них упоминало личные персональные данные, о которых не спрашивалось в анкетах (пол, возраст, семейное положение, возраст иждивенцев и национальная принадлежность). Менеджеры делали это, чтобы помочь себе не забыть отдельных кандидатов. Но в случае возникновения конфликта из-за отказа в приеме на работу эти комментарии могли бы привести к обвинению в дискриминации па основе возраста, пола или национальной принадлежности.
И наконец, подход для специалистов в области управления персоналом и линейных менеджеров, позволяющий урегулировать цели и области их ответственности, — это МВО (management-by-objectives) подход, при котором устанавливаются определенные цели, выполнение которых может быть измерено. Тогда аудиторская команда исследует фактическое выполнение и сравнивает его с предварительно выработанными целями. Например, таким способом линейные мене джеры могут на своем уровне урегулировать большую часть конфликтов, не доводяих до передачи на вышестоящий уровень или в арбитраж. Ауди т оценивает количественные и качественные тенденции в этой области. Этот принцип популярен и при оценке деятельности службы управления персоналом.
В последнее время появился ряд новых направлений кадровых технологий. К ним относятся система сбалансированных показателей, релевантная система показателей, универсальная система показателей, система ключевых показателей эффективности. Кратко остановимся на этих технологиях, поскольку они очень удобны в применении к аудиту и контроллингу персонала.