Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив — условное денежное обязательство, выдаваемое по

поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.

Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

— покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); ‚

— отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать

средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной

способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по акредитиву в соответствии с его условиями.

Каждый аккредитив должен содержать информацию о том, является он отзывным или безотзывным. Если такое указание отсутствует, то аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставку только через банк—эмитент‚ который извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а тот в свою очередь, поставщика. В то же время исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принят банком поставщика до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Условия безотзывного аккредитива не могут быть изменены

аннулированы без согласия поставщика, в пользу которого он был

крыт. Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения

исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (об отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками посредством любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.

Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками участвующими в расчетах по аккредитивам.

Схема организации документооборота при организации аккредетивной формы расчетов приведена на рис. 7.4.

 
  Аккредитивная форма расчетов - student2.ru

Рис. 7.4. Схема документооборота при аккредитивной форме

расчетов:

1- заключение договора с указанием аккредитивной формы

расчетов; 2— заявление на открытие аккредитива; 3 — выписка

с расчетного счета об открытии аккредитива; 4 — извещение

об открытии аккредитива; 5 — сообщение поставщику условий

аккредитива; 6 — отгрузка продукции в соответствии с условиями

аккредитива; 7 — передача в банк всех документов, необходимых

для использования суммы аккредитива; 8 — извещение

об использовании аккредитива; 9 — выписка с расчетного счета

о зачислении платежа за счет аккредитива; 10 — сообщение банка

покупателя своему клиенту об использовании аккредитива

Заявление при открытии аккредитива представляется в необходимом количестве экземпляров, требующихся банку плательщика для выполнения условий аккредитива. В случае когда банк, выставивший аккредитив, по поручению плательщика переводит средства в другой банк — банк поставщика, для осуществления расчетов в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». В банке плательщика поступившие от клиентов аккредитивы учитываются на внебалансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае будет осуществляться непосредственно банком, который обслуживает поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обслуживающий его банк реестр счетов и другие отгрузочные

документы, предусмотренные условиями аккредитива. Выплата наличными деньгами с аккредитива не допускается.

Закрытие аккредитива в банке поставщика производится: —

— по истечении срока аккредитива, о чем исполняющий банк

уведомляет банк-эмитент;

— заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечении срока (исполняющий банк уведомляет

банк-эмитент);

— заявлению покупателя о полном или частичном отзыве аккредитива.

Все претензии, возникающие между сторонами расчетов‚ разрешаются без участия банка.

Расчеты чеками

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное

распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем

суммы чекодержателю. Чекодателем выступает юридическое лицо,

имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое

лицо‚ в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного

срока для его предъявления к оплате. Представление чека в обслуживающий чекодержателя банк в целях получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете «Бланки строгой отчетности»

Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

— средства, депонированные чекодателем на отдельном чете;

— средства на соответствующем счете чекодателя, но не выше

суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при

выдаче чека. В этом случае банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счет средств банка при временном отсутствии средств на

счете чекодателя.

Схема организации документооборота при использовании расчетов чеками представлена на рис. 7.5..

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление за

подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для совершения операций по счету. В заявлении и талоне к нему

клиент указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки.

Вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платежное поручение для депонирования необходимой суммы средств на отдельном

лицевом счете чекодателя.

Аккредитивная форма расчетов - student2.ru

Рис 7.5. Схема документооборота при расчетах чеками:

1 — заявление на покупку чековой книжки; 2 — выдача чековой

книжки с депонированием суммы лимита; 3 — передача товара‚

отгрузка продукции; 4 — передача чека в оплату товаров или услуг;

5 — передача документов на оплату; 6 — зачисление средств

на расчетный счет поставщика, передача документов банку

покупателя; 7 — выписка из счета депонированных сумм;

8 — выписка с расчетного счета поставщика

Чек не может быть выписан на сумму, превышающую ту‚ которая указана на оборотной его стороне и в чековой книжке. Срок предъявления чека к оплате в учреждение банка — в течение 10 дней, не считая

дня его выдачи. Принятые от предприятий и организаций чеки сдают

в расчетно-кассовый центр.

Учреждения Банка России, принимающие чеки от коммерческих

банков, тщательно проверяют правильность их заполнения и производят оплату чеков. Списание средств со счета чекодателя производится

банком на основании поступившего из РКЦ реестра чеков, сами чеки

остаются на хранении в РКЦ.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться

и чеки, выпускаемые кредитными организациями такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти

чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Однако такие чеки не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

В случае если сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются в платежном обороте на основании договора о расчетах чеками, который заключается между кредитной организацией и ее клиентами.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию‚ посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее — исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Инкассовые поручения применяются:

— в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством;

— для взыскания по исполнительным документам;

— в случаях, когда они предусмотрены в договоре;

— при наличии права, предоставленного банку, обсуживающем

плательщика, на списание денежных средств со счета плательщика без

его распоряжения.

Инкассовые документы на взыскание денежных средств со счетов, выставленных на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя при наличии подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Не принимаются к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, когда прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Исполнительные документы на взыскание периодических платежей (алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, и др.) сохраняют силу на все время, на которое присуждены эти платежи.

Сроки предъявления исполнительных документов исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Расчеты по инкассо могут осуществляться на основе платежных требований, оплата которых производится на основании распоряжения плательщика (с акцентом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк‚ обслуживающий взыскателя, который должен исполнить его в трехдневный срок.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством, возможна и частичная оплата требований и инкассовых поручений.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ

Расчеты, проводимые между хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) обусловливают взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков.

Межбанковскиерасчеты — это расчеты между кредитными организациями и их филиалами. Уровни расчетных взаимоотношений между банками имеют общие черты и различия. Данные виды взаимоотношений различаются по форме организации и экономическому содержанию.

Организационные отличия состоят в том, что при расчетах между кредитными организациями они реализуются как взаимоотношения

между экономически обособленными субъектами, а при межфилиальных расчетах — в границах одного банка.

По экономическому содержанию расчеты между коммерческими банками и внутри одного банка (межфилиальные) отличаются границей платежа, способом взаимоотношений и технологией осуществления. Граница платежа, в рамках расчетов между кредитными организациями ограничена имеющимися денежными средствами на корреспондентском счете, между филиалами одного учреждения они не ограничены. Имеются и отличия в юридическом оформлении порядка и способов проведения расчетов. При расчетах между кредитными организациями их расчетные взаимоотношения закрепляются в договорах, при межфилиальных расчетах — определены правилами устанавливаемыми головным банком для всех подразделений. Филиалы одного банка жестко ограничены в выборе способов проведения платежа.

Организация расчетов между самостоятельными кредитными организациями базируется на специфических корреспондентских отношениях, возникающих между банками.

При проведении межбанковских расчетов используются три основных метода:

1) списание и зачисление средств по счетам, открытым банкам

в центральном банке;

2) проведение платежей по счетам НОСТРО и ЛОРО, которые

открываются банками друг у друга на двусторонней основе;

3) расчеты осуществляются через счета, открытые либо в банке

корреспонденте, либо в специализированной расчетной или клиринговой организации.

Многообразие методов проведения расчетов между кредитными

организациями тем не менее предполагает, что они основаны на единых принципах. Эти принципы соответствуют принципам системы безналичных расчетов, но имеют определенную специфику. К таким специфическим принципам можно отнести:

— поддержание ликвидности участников межбанковских расчётов;

— контроль за правильностью совершения межбанковских расчетов;

— безусловный платеж по межбанковским обязательствам;

— проведение платежа в пределах имеющихся средств на корреспондентском счете.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет обеспечить своевременность и полноту проведения расчетных операций.

Ключевая роль в организации межбанковских расчетов принадлежит Банку России. Согласно законодательству, он является методологическим центром, осуществляет контроль и надзор за данной сферой взаимоотношений. Банк России организует и управляет через расчетно-кассовые центры системой переводов средств между банками на валовой (совокупной) основе, приводит окончательные расчеты по клирингу путем перечисления по счетам, открытым в РКЦ, чистых обязательств и требований по результатам зачета. При возникновении потребности у кредитных организаций Банк России может оказать услуги по завершению расчетов, предоставив кредиты.

Важным элементом межбанковских расчетов, осуществляемых кредитными организациями напрямую, являются корреспондентские счета. Корреспондентский счет — это, по сути, расчетный счет банка, на котором хранятся свободные денежные средства, предназначенные для проведения расчетов с контрагентами. Круг осуществляемых операций по корреспондентским счетам достаточно широк. По этим счетам проводятся:

— операции по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию и иному обслуживанию клиентов самого банка‚ а именно расчеты:

§ с бюджетом и внебюджетными фондами,

§ страховыми компаниями,

§ центральным банком;

— операции по межбанковским займам и депозитам, ценным бумагам, покупке-продаже валют, перечисление резервных требований;

— хозяйственные операции банка.

Часть операций по обслуживанию клиентов банк может осуществлять в наличной форме.

Коммерческий банк может иметь несколько корреспондентских счетов. Их характер и количество определяются участием банка в других подсистемах межбанковских расчетов.

Расчеты между банками, как уже говорилось, осуществляются через расчетно-кассовые центры, созданные Банком России. РКЦ выступает посредником в переводе средств при использовании первого метода межбанковских расчетов. Второй метод межбанковских расчетов базируется на открытии ими прямых корреспондентских счетов и установлении прямых корреспондентских отношений.

Содержание договора о корреспондентских отношениях с другим кредитным учреждением регулирует взаимоотношения сторон, в частности:

— порядок открытия и закрытия счетов;

— перечень необходимых документов;

— перечень операций, проводимых по счету;

—режим функционирования счета;

— технологию обмена электронной информацией.

При проведении расчетов через РКЦ коммерческий банк но месту своего нахождения открывает один Корреспондентский счет. Кроме того, кредитная организация имеет право открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один Корреспондентский субсчет.

Между РКЦ и кредитной организацией заключается договор, в котором определяются порядок расчетного обслуживания, права и обязанности сторон, способ обмена информацией‚ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Банк России принимает расчетные документы независимо от остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации. Платежи совершаются в пределах имеющегося остатка средств. Платеж, осуществляемый кредитной организацией через расчетную сеть Банка России, считается:

— безотзывным — после списания средств с корреспондентского счета кредитной организации подтвержденного выпиской или электронными служебно-информационными документами;

— окончательным — после зачисления средств на счет получателя, подтвержденного соответствующим образом.

Корреспондентский счет кредитной организации может быть закрыт по инициативе самой кредитной организации или на основании заявления ликвидационной комиссии при ее ликвидации.

Расчеты между филиалами кредитной организации называются межфилиальными. Взаимные расчеты между филиалами подразделяются на два вида:

1) перемещение ресурсов в рамках одного банка;

2) проведение операций, осуществляемых по поручению клиентов.

Средствами межфилиальных расчетов являются авизо по МФО

(межфилиальные обороты). Этот документ составляется и отправляется РКЦ в адрес другого РКЦ для завершения межфилиальных расчетов. Авизо, как правило, пересылаются по спецсвязи или телеграфом.

Одним из методов проведения расчетов является клиринг. Клиринг — система отношений, при которых денежные претензии частников погашаются их же денежными обязательствами без использования денег или с их минимальным использованием. По переодичностипроведения взаимозачетов клиринг может быть разовым или постоянно действующим. Разовый клиринг проводится эпизодически мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности. Постоянно действующий клиринг осуществляется периодически, независимо от состояния денежных обязательств и денежных претензий участников. По составу участников клиринг может быть двух- либо многосторонним, когда расчеты проводятся между группами предприятий, объединенных, как правило, по отраслевому или территориальному признакам.

Наши рекомендации