Изыскание резервов оптимального использования оборотных средств организации.
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, ока-
зывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно воздействовать. К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическая ситуация, налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета, работа транспорта. Но внешние факторы равно воздействуют на все предприятия. Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии, за счет внутренних факторов, и это относится, прежде всего, к производственным запасам, как части производственных оборотных фондов.
Оборотные средства типичного предприятия в отраслях промышленности составляют больше половины всех его активов. Контроль за состоянием товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности является необходимым условием успешной работы, и поэтому управление оборотными средствами имеет большое значение в деятельности менеджмента предприятий. Система управление оборотными средствами включает [2]:
· учет всех имеющихся на настоящее время составляющих оборотных средств;
· анализ состояния, в т.ч. выявление причин, в силу которых сложилось настоящее положение с оборотными средствами предприятия;
· разработку и внедрение в деятельность отдельных служб предприятия современных методик управления оборотными средствами;
· контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия;
· прогноз изменений в оборотных средствах в ближайшей и долгосрочной перспективе.
СПРАВКА. Наиболее часто используемыми методами управления оборотными средствами являются:
- АВС – анализ;
- определение наиболее экономичного размера заказа;
расчет точки возобновления заказа и резервного запаса;
- сравнение выгод, получаемых при переходе с методов ЛИФО, ФИФО и средневзвешенной стоимости на другой метод списания запасов.
Рассмотрим основные методы.
1. Суть АВС – анализа сводится к тому, что все запасы (например, сырье), используемые при производстве одного вида готовой продукции, делятся на 3 группы:
- категория «А» — виды сырья, стоимость которого составляет около 60 % от общей суммы материальных затрат;
- категория «В» — виды сырья, стоимость которого составляет около 30 % от общей суммы материальных затрат;
- категория «С»— все остальные виды сырья.
Основное внимание при управлении запасами должно быть уделено наиважнейшим видам сырья, в нашем случае – категория «А». Состояние и величина этой категории запасов подвергается регулярному и частому контролю. Для продукции категории «В» рекомендуется применять приемы вычисления наиболее экономически обоснованного (оптимального) размера заказа и оценивать страховой запас. Контроль за остальными видами сырья может проводиться раз в месяц. Система управления запасами материалов представлена в табл. 13.6.
Таблица 13.6.
Группировка запасов по видам продукции
Вид деталей | Повторяемые детали многократного применения с равномерным потреблением | Специальные детали однократного применения с неравномерным потреблением |
Детали категории «А» | Регулирование по потребности | Регулирование по потребности |
Детали категории«В» | Регулирование по расходовании | Регулирование по потребности |
Детали категории «С» | Регулирование по расходованию | Регулирование по расходованию |
Управление запасами материалов «по потребности» базируется на плане их закупок.
Регулирование «по расходованию» предполагает формирование заявки на материалы в момент, когда запасы на складе уменьшились ниже критического уровня.
2. Методика определения наиболее экономически обоснованного размера заказаоснована на предположении, что известны точные сведения о темпах расхода данного вида сырья, причем объем расхода неизменен или устойчив в течение анализируемого промежутка времени. Смысл методики заключается в том, что размер имомент времени нового заказа определяются таким образом, чтобы новые запасы поступали на предприятие в тот момент, когда прежние запасы уже исчерпаны.
Для расчета оптимального объема заказа ( ) применяется следующая формула (13.11):
, (13.11)
где -годовая потребность, шт;
- затраты на приобретение 1 заказа, руб.;
Ц1 – цена закупки за 1 шт.;
- ставка складского процента.
, (13.12)
где - складские запасы, руб.;
- средний складской запас, руб.
На каждом предприятии необходимо рассчитывать оптимальный объем заказов при закупке как минимум всех деталей категории «А» с целью минимизации постоянных затрат на приобретение и складских затрат.
3. Точка возобновления заказарассчитывается как отрезок времени, необходимый на осуществление заказа и доставку заказанного объема запасов на предприятие.
4. Сравнение выгод при использовании различных методов списаниязапасов сводится к расчету экономии, которую можно получить при уплате налога на прибыль. Исходным вариантом служит метод ФИФО, при котором предприятие не имеет никаких льгот. Переход на метод ЛИФО позволит предприятию существенно сэкономить на налоге на прибыль. Использование этого метода имеет смысл, если у предприятия есть некоторый запас рентабельности, вследствие чего переход не приведет к убыткам. Преимущество метода ЛИФО заключается в том, что он приспосабливает финансовые отчеты к инфляции и позволяет избавиться от так называемой инфляционной прибыли.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.
Связывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения – отрицательное явление (например, появление излишков запасов готовой продукции, вызванное снижением темпов реализации. Рост запасов замораживает в себе дополнительные денежные средства, что вызывает сокращение денежного потока; увеличение сроков погашения дебиторской задолженности вследствие неплатежей клиентов, которое сокращает приток денежных средств и т.п.). Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются: рациональная организация сбыта готовой продукции; применение прогрессивных форм расчетов; своевременное оформление документации и ускорение ее движения; соблюдение договорной и платежной дисциплины; эффективная политика управления дебиторской задолженностью.
В политике управления дебиторской задолженностью, когда оплата за продукцию осуществляется не своевременно, нужно уметь выбирать способ финансирования оборотных активов на новый операционный цикл: или привлечение кредита на пополнение оборотных средств, или использование факторинга, учета векселей, или установления ценовых скидок, или коммерческого кредита, т. е. использование возможностей спонтанного финансирования. При этом принятие решения об использовании спонтанного финансирования основывается на выборе между риском и прибыльностью.
СПРАВКА. Возможности факторинга, в сущности, заключается в том, что предприятие продает свою дебиторскую задолженность "фактору". Для начала предприятие-кредитор и "фактор" обговаривают потолок кредита и средний срок погашения для каждого клиента, что позволяет "фактору" оценить риск операций. Затем предприятие-кредитор оповещает каждого должника, что их долги проданы "фактору". С этого момента должники начинают отсылать "фактору" счета по всем продажам и ему же переводят суммы в счет долга. "Фактор" переводит деньги предприятию-кредитору в соответствии с оговоренным между ними средним периодом взыскания, независимо от того, был ли долг в действительности погашен или нет. Когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу? Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает при следующих обстоятельствах [18]:
· когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.
· когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты;
· когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего. То есть стоимость кредита превышает банковский учетный процент и стоимость факторинга.
Заключение