Валютный курс и его виды. Методы регулирования валютного курса

Валютный курс – это «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах. Валютный курс выражает соотношение между ден. единицами разных стран, которое определяется их покупательной способностью и др. факторами.

Валютный курс как экономический показатель – позволяет рассчитать цену экспорта и импорта, а также объем международных инвестиций во внутренней валюте. На макроэкономическом уровне валютный курс связан с инфляцией и рядом других показателей. Он может служить индикатором внешней конкурентоспособности показывать, в каком направлении следует корректировать платежный баланс страны. Он сигнализирует рынку о проводимых мерах денежно-кредитной политики. Например, в отсутствии любых других изменений в экономической среде обесценение валюты может говорить о слабой денежно-кредитной политике по сравнению с денежно-кредитной политикой других стран.

Валютный курс может выступать как целевой ориентир или инструмент проводимой политики государства. Государство в состоянии активно управлять валютным курсом для достижения желаемых результатов в области инфляции, реального сектора или платежного баланса.

В рыночной экономике валютным курсом невозможно манипулировать напрямую. В краткосрочном периоде валютный курс влияет на реальную экономику и платежный баланс страны, а в долгосрочном периоде – его влияние в определенной степени может быть ответным движением внутренних цен в ответ на изменение валютного курса.

Валютный курс необходим для:

- взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;

- сравнение цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальной и иностранной валютах;

- периодической переоценки счетов в ин. валюте фирм и банков.

Стоимостной основой в.к. является покупательная способность валют. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком. Сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и обмена.

Факторы, влияющие на валютный курс:

- ожидаемый темп инфляции (чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам тех стран, где темп инфляции ниже)

- общий уровень товарных цен в двух странах

- состояние платежного баланса (активный пл. баланс способствует повышению курса национальной валюты, т.к. увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников)

- разница процентных ставок в разных странах

- деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции

- степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах

- ускорение или задержка международных платежей

- степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках

- валютная политика (соотношение рыночного и государственного регулирования в.к)

Виды валютных курсов

Прямая котировка - количество национальной валюты за одну единицу чужой. В большинстве стран курсы иностранных валют выражаются в национальной валюте. Это так называемая система прямых котировок. К примеру, в Швейцарии один доллар США ($) будет приравнен к определенному количеству швейцарских франков (CHF), а в Нью-Йорке один швейцарский франк будет приравнен к определенному количеству центов (или долларов, если курс франка достаточно высокий).

Обратная котировка – количество чужой валюты за единицу национальной.

Кросс-курсы - это соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты. При операциях на мировом рынке часто используются кросс-курсы с долларом США, так как доллар США является не только основной резервной валютой, но и валютой сделки в большинстве валютных операций.

Спот-курс - цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны, установленная на момент заключения сделки, при условии обмена валютами банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки. Спот-курс отражает, насколько высоко оценивается национальная валюта на момент проведения операции за пределами данной страны.

Форвардный курс обмена валюты является текущим курсом обмена валют с отложенной поставкой. Отложенная поставка валюты означает, что цена валюты согласовывается сейчас, а поставка валюты и платёж по ней произойдут в более поздний срок.

Также существуют фиксированный и плавающий валютные курсы. В основе фиксированного курса лежит валютный паритет, то есть официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. Факторы определяющие плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут испытывать значительное изменение по величине на валютном рынке.

Номинальный валютный курс - это обменное соотношение между двумя валютами, например 100 иен за 1$ США или 18900 рублей РФ за 1$ США. По теории существуют пять систем валютных курсов: свободное плавание; управляемое плавание; фиксированные курсы; целевые зоны; гибридная система валютных курсов.

Так, в системе "плавающий валютный курс" регулирование валютного курса определяется воздействием рыночного спроса и предложения. В системе управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на динамику валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения и другие факторы.

Примером системы фиксированных валютных курсов является Бреттон-Вудская валютная система. В ней был принят режим валютного курса, при котором курс всех валют фиксировался к доллару с пределом колебаний +/-1%, а курс доллара был жестко привязан к золоту.

Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное формирование валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов курсов валют различных стран, действующих в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ.

Можно также выделить такие системы функционирования валютного курса, как свободное или чистое плавание (валютный курс формируется под воздействием спроса и предложения), управляемое плавание (кроме спроса и предложения на валютный курс сильное влияние оказывают центральные банки, а также различные временные рыночные искажения), фиксированные курсы (устанавливаются центральным банком страны или на основе международных соглашений), целевые зоны (согласованные между странами пределы колебаний валютных курсов вокруг зафиксированного равновесного курса) и гибридная система валютных курсов (в валютном союзе стран есть государства, осуществляющие свободное плавание валютного курса, и есть зоны фиксированного валютного курса и т.п.). В мировой практике также есть примеры использования режима множественных валютных курсов. Однако эта мера рассматривается как временная, поскольку она, исправляя отдельные несовершенства внутреннего валютного рынка, порождает новые и более серьезные искажения в других сферах экономики. В конечном счете, применение множественности валютных курсов всегда ставит своей задачей переход к единому курсу в конкретные и достаточно сжатые сроки.

В мировой практика существуют и основные модели организации обмена национальных валют на иностранные и установления валютных курсов между ними в условиях бумажно-кредитного денежного обращения.

Первая модель основана на том, что обмен концентрируется в государственных организациях или официально уполномоченных на то банковских учреждениях и осуществляется по валютным курсам, устанавливаемым органами государственного управления (центральными банками).

Вторая модель базируется на том, что государство в значительной мере устраняется от участия в непосредственном обмене национальных валют на иностранные и передает эти операции валютному рынку. Валютный курс должен определяться в принципе рыночным путем на основании спроса и предложения обмениваемых валют. Однако государство в лице центрального банка посредством операций по купле-продаже валют регулирует уровень валютного курса и пределы его колебаний.

Третья модель предполагает, что государство вообще перестает участвовать в валютных операциях, передавая все эти операции валютному рынку. В данном случае валютный рынок самостоятельно формирует обменные соотношения денежных единиц. При этом валютные курсы колеблются и изменяются под влиянием рыночных сил без какого-либо вмешательства центрального банка [15, с.445].

Первая модель используется в странах с замкнутыми валютами, вторая и третья модели характерны для государств, установивших и поддерживающих конвертируемость национальных денежных единиц.

Как плавающий, так и фиксированный обменный курс имеют свои достоинства и недостатки. Так, государства с развитыми рыночными экономиками постепенно отказались от фиксирования паритетов своих валют и перешли к системе плавающих курсов, ограниченных пределами колебаний. Использование же «чистого» колебания обменного курса, основанного только на действии стихийных рыночных сил, приводит к тому, что возникают частые девальвации валют, наблюдаются сильные краткосрочные валютно-курсовые колебания, происходят большие долгосрочные отклонения реальных курсов от «курсов равновесия», сохраняется недостаточная «дисциплина» государств в отношении оптимизации инфляции и бюджетов.

Валютный курс служит инструментом стоимостных сопоставлений издержек (цен) производства национального предприятия или отдельного государства с ценами мирового рынка. Он дает возможность выявить, количественно соизмерить результат внешнеэкономических операций. Поэтому валютный курс, отражающий стоимостное соотношение валют разных стран, имеет важное значение для эквивалентного обмена и, наряду с другими факторами, оказывает влияние на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность и прибыль объединений, предприятий и фирм. Стоимостная основа валютного курса обусловлена тем, что интернациональная цена производства базируется на национальных ценах производства в странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

Фиксированный валютный курс, заставляющий государство во что бы то ни стало удерживать его на определенном уровне, может препятствовать непосредственному воздействию внешних факторов на внутреннюю экономику, консервируя структуры и пропорции, которые не соответствуют изменившимся международным условиям производства и обмена. Тем не менее стабильному валютному курсу (с колебаниями в зафиксированных пределах) всегда отдается предпочтение, связанное с простотой и удобством применения для осуществления и оценки результатов внешнеэкономической деятельности.

Устойчивость валютных курсов зависит от соблюдения двух важнейших условий: сбалансированности платежей между государствами и достаточности валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке при нарушении платежного равновесия.

Плавающие (в обусловленных границах) валютные курсы устранят проблему консервации структуры и пропорций экономики, поскольку ухудшение позиций валюты на свободном рынке сразу сигнализирует о неблагополучном состоянии в том или ином секторе народного хозяйства и необходимости принятия корректирующих мер средствами экономической политики на национальном или межгосударственном уровне.

11. Цели и задачи центральных банков.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии – это Английский банк, во Франции – Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ – Центральный Банк России (Банк России).
Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. В самом названии центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики.

Сущность центральных банков, их структура.

Эмиссионными банками являются центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющих функции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова.
Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать госу­дарственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связанаконтролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минималь­ных резервов. Контролирующая функция вклю­чает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присущаинформационно-исследовательс­кая функция, т.е. функция научно-исследовательского, информацион­но-статистического центра. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную ин­формацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситу­ации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

12. ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Правовыми основами и определением правового статуса деятельности банков на территории РФ являются Закон “О Центральном банке РФ (Банке России)” принятый 12.04.95г и закон “О банках и банковской деятельности” принятый 7.07.95г.

Закон о Банке России определяет правовой статус ЦБ РФ. Закон фиксирует, что имущество банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк представляет собой юр.лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. По Закону высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью ЦБ по реализации денежно-кредитной политики правительства. Председатель банка и члены Совета назначаются Гос.Думой по представлению Президента. Закон определяет основные функции, направления и виды деятельности ЦБ. Большинство этих функций ЦБ монопольно (эмиссия наличных денег, осуществление контроля за деятельностью КБ и лицензирование их деятельности, устанавливает образцы форм и порядок отчетности и осуществления платежей, проведение денежно-кредитной политики страны и организация налично-денежного обращения и т.д.). Законом предусмотрена и отчетность ЦБ предоставляемая Гос.Думе и публикуемая в печати.

Закон “О банках и банковской деятельности” в первой главе рассматривает общие положения: дает определения понятиям банк, кредитная организация, небанковская кредитная организация и иностранный банк.

В соответствии с законом банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В законе рассматривается банковская система РФ, которая включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Закон определяет следующие банковские операции и другие сделки кредитной организации.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро.

Закон определяет органы управления кредитной организации. Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» во второй главе определяет порядок регистрации кредитной организации и лицензирования банковских операций. Закон определяет формы образования банков и условия для их регистрации в ЦБ РФ. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации, после получения лицензии кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;

6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

В законе также даны основания для отказа в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

В ФЗ рассмотрены основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;

9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

10) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Отдельно в законе оговорены порядки открытия филиалов, представительств и внутренних структурных подразделений кредитной организации.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Закон рассматривает порядок ликвидации и реорганизации кредитной организации.

Третья глава закона посвящена обеспечению стабильности банковской системы, защите прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации.

В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.

Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

Кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Численные значения обязательных нормативов устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.

Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Четвертая глава посвящена межбанковским отношениям и обслуживаниям клиентов.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.

Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

По договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора, уменьшен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Глава пятая рассматривает филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства. Шестая глава посвящена сберегательным операциям.

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Последняя седьмая глава рассматривает бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью.

Правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики.

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

Внести в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» изменения, дополнив ее частями седьмой — двенадцатой следующего содержания:

«Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику — физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.

В случае если полная стоимость кредита не может быть определена до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, поскольку кредитный договор предполагает различные размеры платежей указанного заемщика по кредиту в зависимости от его решения, то кредитная организация обязана довести до заемщика — физического лица информацию о полной стоимости кредита, определенной исходя из максимально возможных суммы кредита и срока кредитования.

В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.

Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика — физического лица в порядке, установленном Банком России.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования. От 8 апреля 2008г.

Изменения от 29 декабряв Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" следующие изменения: 1) в статье 23: а) дополнить новой частью пятой следующего содержания: "Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем сайте в сети Интернет и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации."; б) части пятую - двенадцатую считать соответственно частями шестой - тринадцатой; 2) главу II дополнить статьей 235 следующего содержания: "Статья 235. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации кредитная организация обязана разместить информацию об этом на своем сайте в сети Интернет и уведомить о данном решении своих кредиторов одним из следующих способов: 1) путем направления каждому кредитору письменного уведомления (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и опубликования в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении; 2) путем опубликования сообщения о принятом решении в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал (филиалы) этой кредитной организации. Указанное уведомление (сообщение) должно содержать сведения: 1) о форме реорганизации, порядке и сроке ее проведения; 2) в случае реорганизации в форме слияния и преобразования - о предполагаемой организационно-правовой форме, предполагаемом месте нахождения создаваемой в результате реорганизации кредитной организации и о перечне банковских операций, которые она предполагает осуществлять; 3) в случае реорганизации в форме присоединения - об организационно-правовой форме, о месте нахождения кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, и о перечне банковских операций, которые осуществляет и предполагает осуществлять такая кредитная организация; 4) о печатном издании, в котором будет опубликовываться информация о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации. Порядок уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации кредитной организации определяется общим собранием участников (акционеров) либо советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, если уставом кредитной организации решение этого вопроса отнесено к его компетенции, и доводится до сведения кредиторов путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для них в кредитной организации и во всех ее подразделениях. Кредитная организация обязана по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию указанного решения. Плата, взимаемая кредитной организацией за предоставление такой копии, не может превышать затраты на ее изготовление. Государственная регистрация кредитной организации, созданной в результате реорганизации, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящей статьей. Кредитор кредитной организации - физическое лицо в связи с реорганизацией кредитной организации вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения убытков, если такое обязательство возникло до даты: 1) получения им письменного уведомления (в случае использования способа уведомления кредиторов, указанного в пункте 1 части первой настоящей статьи); 2) опубликования кредитной организацией в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о реорганизации кредитной организации (в случае использования способа уведомления кредиторов, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи). Кредитор кредитной организации - юридическое лицо в связи с реорганизацией кредитной организации вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующего обязательства и возмещения убытков, если такое право требования предоставлено юридическому лицу в соответствии с условиями заключенного с кредитной организацией договора. Указанные выше требования направляются кредиторами кредитной организации в письменной форме в течение 30 дней с даты получения кредитором уведомления либо в течение 30 дней с даты опубликования кредитной организацией в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о реорганизации кредитной организации. Кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации и до даты ее завершения обязана раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации. Под такими фактами (событиями, действиями) для целей настоящего Федерального закона понимаются: 1) реорганизация кредитной организации, ее дочерних и зависимых обществ; 2) наступление фактов, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов кредитной организации более чем на 10 процентов, фактов, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков кредитной организации более чем на 10 процентов, совершение кредитной организацией разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 и более процентов активов кредитной организации по состоянию на дату заключения сделки; 3) приобретение лицом не менее 5 процентов обыкновенных акций кредитной организации (не менее 5 процентов долей в уставном капитале кредитной организации), а также любое изменение, в результате которого размер принадлежащих этому лицу таких акций (долей) стал более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций кредитной организации (долей в уставном капитале кредитной организации); 4) сведения о решениях общих собраний акционеров (участников) кредитной организации; 5) сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам кредитной организации, созданной в форме акционерного общества (о части чистой прибыли кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, распределяемой между ее участниками); 6) направление владельцам ценных бумаг кредитной организации, созданной в форме открытого акционерного общества, в соответствии с главой XI1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" добровольного или обязательного предложения (в том числе конкурирующего предложения) о приобретении акций, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, либо уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг. Раскрытие информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, производится путем ее опубликования в печатном издании, указанном в сообщении кредитной организации о принятом решении о реорганизации кредитной организации. Такое опубликование осуществляется в срок, не превышающий пяти дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий). Кредитная организация обязана разместить информацию о существенных фактах (событиях, действиях) также на своем сайте в сети Интернет в срок, не превышающий трех дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий). Положения настоящей статьи применяются также при реорганизации кредитной организации по требованию Банка России в случаях, установленных федеральными законами."

Наши рекомендации