Понятие и классификация портовых судовых сборов

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники человеческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению «моря разъединяют народы», пришло новое — «моря соединяют народы». Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разграничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.

Таким образом, появились необходимость в правовых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распространения суверенитета государств на морские пространства, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой стороны.

Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих правовое положение морских пространств и регулирующих деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию этих пространств. Международное морское право является отраслью международного права.

Понятие и классификация портовых судовых сборов

Согласно Положению о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах РФ от от 12 октября 1995 г. №161, разработанного Управлением мореплавания, портов и охраны труда Роскомрыболовства и ВНИИЭРХом - под портовыми сборами и сборами за услуги понимаются сборы, взимаемые Государственными морскими администрациями или службами капитанов морских рыбных портов.

Судовой портовый сбор - это платеж, взимаемый в портах с судов и грузов, исчисляемый по установленным и официально публикуемым тарифам. Он поступает на баланс самих портов, либо в бюджет государства или местного органа власти для покрытия затрат, направленных на строительство, реконструкцию и эксплуатацию портовых территорий, их благоустройство.

Данные сборы взимаются с судовладельцев (сборы судовые) и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений Портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг (лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др.).

Перечень портового судового сбора определяется в каждой стране, а иногда и в отдельном порту.

Классификация:

По принадлежности портовые судовые сборы делятся на государственные и местные.

По условиям взимания портовые судовые сборы подразделяются на обязательные и необязательные. Под обязательными понимаются такие сборы, которые взимаются независимо от того, воспользовался клиент какими-либо услугами порта или нет. В большинстве портов мира начисление таких сборов происходит по твердым ставкам, установленным с основного размера судна, количества принятого или выгруженного груза, числа перевозимых пассажиров. Необязательные сборы взимаются только при оказании судну заказанных им конкретных услуг.

К основным сборам, взимаемым с судов в портах мира, могут быть отнесены: маячный, тоннажный, корабельный, навигационный, якорный, причальный, доковый, канальный, ледовый, речной, шлюзовый, таможенный, грузовой, сборы за регистрацию судна в порту приписки и за исключение судна из государственных регистрационных документов порта, сборы за нарушение правил плавания и стоянки, за проведение расследования аварийных случаев с судами.

Кроме перечисленных, в портах взимается целый ряд мелких, целевых сборов (санитарный, больничный, сбор за чистку причалов и др.).

К другим сборам, относящимся к экипажам судов, взимаемым в морских рыбных портах, относятся: сборы за оформление отлетов членов экипажей судов за границу и прилетов их из иностранных портов, сборы за дипломированно и освидетельствование лиц плавсостава, паспортизацию членов экипажей судов и прикомандированных лиц, сборы за нотариальные действия по оформлению документов юридических и физических лиц. Все расчеты по портовым судовым сборам производятся морским агентом. Перечень расходов, понесенных морским (судовым) агентом в порту обслуживаемого им судна, отражаете в дисбурсментском счете, направляемом судовладельцу.


2 Виды судовых сборов

Государственными администрациями (службами капитанов) морских рыбных портов Российской Федерации с российских и иностранных судов, посещающих эти порты, взимаются судовые портовые сборы и сборы за оказываемые услуги независимо от флага, ведомственной принадлежности и формы собственности на судно.

Суда под российским флагом производят оплату в рублях.

Портовые сборы и сборы за услуги, предоставляемые иностранным судам, могут оплачиваться в инвалюте.

Валюта расчетов по сборам и платам за услуги с судов стран СНГ регулируется межгосударственными соглашениями.

Таблица 1. Условная классификация судов

Основное предназначение судна Группа
Рыбопромысловые суда заграничного плавания То же, ограниченного плавания Транспортные суда заграничного плавания То же, каботажного плавания Служебные, учебные, учебно-производственные, научно-исследовательские, научно-поисковые суда заграничного плавания То же, ограниченного плавания Рыбопромысловые боты и лодки, другие суда прибрежного плавания Суда технического флота для дноуглубительных работ Спортивные суда, туристские и круизные яхты заграничного плавания То же, каботажного плавания Транзитные суда Все суда, совершающие вынужденный заход в порт (для укрытия от шторма, пополнения запасов и для медицинских надобностей) Военные корабли и суда А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н

Примечание:

1) Рыбопромысловые суда, используемые исключительно для перевозки грузов, считаются транспортными.

2) К транспортным судам относятся: грузовые, пассажирские суда, танкеры и водолеи, несамоходные грузовые суда (баржи, плашкоуты и лихтеры).

3) Учебно-производственные и научно-поисковые суда, осуществляющие промысел, считаются промысловыми (группы А и Б), а используемые для коммерческой перевозки грузов - транспортными судами (группы В и Г). Рыбопромысловые суда, выгружающие продукцию промысла, грузовыми судами не считаются.

4) К транзитным судам относятся суда, проходящие акваторию порта без швартовки к причалам, другим судам, бочкам и сваям, а также без постановки на якорь.

5) К военным кораблям и судам относятся: боевые корабли и вспомогательные суда, плавающие под военно-морскими флагами. Вспомогательные суда ВМФ, осуществляющие грузовые коммерческие перевозки и операции, относятся к транспортным (группы В и Г).

2.1. Корабельный сбор - включает платы за:

- оформление прихода судна;

- оформление отхода судна;

- проведение досмотра судна.

Оформление отхода и проведение досмотра судна включают соответственно оформление и досмотр по пожарной части.

Тоннажный или корабельный сбор (Tonnage due) почти во всех портах взыскивают за чистую или валовую регистровую вместимость судна по установленным ставкам за регистровую тонну отдельно по входу и выходу. В некоторых странах (в Англии) взыскивают дополнительный сбор при наличии палубного груза. В портах Арабской Республики Египет (Александрии, Порт-Саиде, Суэце) тоннажный сбор взимают с чистой регистровой вместимости судна на основании данных свидетельства, выданного в Суэцком канале или установленного по правилам Суэцкого канала. При стоянке судна в порту более 15 суток ставки тоннажного сбора в указанных портах АРЕ повышаются

Корабельный сбор с судов групп Л, М и Н не взимается.

2.2. Причальный сбор - взимается за стоянку судна у причала порта.

Причальный сбор может включать неучтенные расходы, связанные с гидротехническими работами у кордонов причалов порта.

Причальный сбор (Quay due). Настоящий сбор взимается с судов во всех портах Франции по единому тарифу. Этот сбор взимается только с судовладельцев и на грузовладельцев не переносится, так как это чисто навигационный сбор и не является платой за причал. Данный сбор следует рассматривать как два различных сбора—тоннажный (корабельный), начисляемый по определенным признакам с чистой регистровой вместимости судна, и грузовой, начисляемый с количества перевезенного судном и переработанного в порту груза (или обслуженных пассажиров). В некоторых портах Арабской Республики Египет причальный сбор взимают с чистой регистровой вместимости судна за регистровую тонну за каждый день или часть дня стоянки у причала или пирса, принадлежащего администрации портов и маяков (порт Александрия).

От оплаты причального сбора освобождаются суда, относящиеся к группам З, Л, М, Н.

2.3. Якорный сбор - взимается за стоянку судна на внутреннем рейде порта (на якоре или бочке).

Якорный сбор (Anchorage due). Этот сбор весьма распространен в значительной части морских портов стран Азии и Африки. Взимают якорный сбор и в некоторых европейских портах. Якорный сбор взимают как с чистой, так и с валовой регистровой вместимости судов по установленным ставкам за сутки, за отдельный период времени (15 дней, 30 дней, год), за вход на якорную стоянку и за выход с нее. Сбор взимают за каждую регистровую тонну. К якорному сбору следует отнести и сбор, взыскиваемый за стоянку судна на бочках (Карачи, Пакистан; Осака, Япония). Единый общегосударственный сбор в портах Италии по согласованию с капитаном или по его предложению может взыскиваться по ставке за месяц или же по ставке за год.

Якорный сбор не взимается с судов, относящихся к группам З, Л, М, Н.

2.4. Лоцманский сбор и сбор за использование СУДС - взимается как единая плата за проводку судна лоцманом и оператором СУДС со всех судов, посещающих морские рыбные порты России.

Дополнительно к лоцманскому сбору взимается плата за плавсредства, используемые для доставки лоцмана на подходящее судно или снятие лоцмана с судна, покидающего порт, а также за лоцманскую проводку методом лидирования судна лоцманским ботом или другим плавсредством.

Услуги лоцманов по проводке судна. Сложность навигационно-географических условий при подходах к портам, заходах в них и при перемещении в их акваториях (особенности плавания в узкостях и каналах, знание глубин, средств навигационного оборудования и связи, якорных мест и др.), а также влияние гидрометеорологических факторов (ветра, температуры воздуха, сгонно-нагонных колебаний уровня, приливов, постоянных и ветровых течений, ледовых условий) и ряд других причин и обстоятельств вызвали необходимость организации лоцманской службы. Услугами лоцмана пользуются для обеспечения безопасной проводки судна в районах, затрудненных для плавания, или в районах, где установлен специальный режим судоходства (Кильский, Суэцкий, Панамский каналы). При подходе к иностранному порту капитан должен знать район плавания, в границах которого обязательна лоцманская проводка, пункты и порядок вызова, приема и сдачи лоцмана. Лоцманская проводка может производиться круглосуточно или в определенное время суток. Проводка судна лоцманом не осуществляется по стихийным условиям (в туман, снежную метель, шторм и т. п.) или из-за неисправности средств навигационного оборудования, обеспечивающих безопасную проводку судна. Проводка судов может осуществляться лоцманом, состоящим на государственной службе, а также и частным портовым лоцманом, имеющим специальное разрешение портовых властей. В зависимости от района проводки услуги оказываются морскими, речными и портовыми лоцманами. Как правило, пользование лоцманами для иностранных судов, заходящих в порт, является обязательным. В некоторых странах обязательным является при неиспользовании лоцманом уплата лоцманского сбора, как, например, при прохождении без лоцмана норвежскими шхерами (фиордами и проливами), когда судно обязано уплатить лоцманский сбор за пройденный участок пути по установленном платам за лоцманскую проводку. Плату за действительные услуги лоцмана по проводке судна взыскивают с чистой или валовой вместимости судна по специально установленным для отдельных районов ставкам в зависимости от размера судна, его осадки, времени проводки (днем, ночью—между заходом и восходом или с момента включения маяков и до момента их выключения). Лоцманский сбор не взимается с судов, относящихся к группам З, М и Н, если они при заходе в порт не занимаются грузовыми коммерческими операциями.

2.5. Маячный сбор - взимается со всех судов, посещающих морской рыбный порт, на балансе которого имеются средства собственного навигационного оборудования (маяки, огни и знаки) и плавучие предостерегательные знаки (буи, баканы и вехи)

Маячный сбор (Light due). В большинстве морских портов маячный сбор взимают с чистой регистровой вместимости по установленным ставкам за регистровую тонну. В некоторых портах этот сбор взимают отдельно за вход и за выход, а в других — только один раз за посещение порта (порты Ганы). В портах Англии маячный сбор взимают по входу и по выходу, кроме того, при наличии палубного груза взимают дополнительный сбор. После взимания маячного сбора в течение шести раз (трижды по входу и трижды по выходу) в одном календарном году (с 1 апреля по 31 марта) суда загранплавания от маячного сбора освобождаются при предъявлении капитаном судна квитанции об оплате этого сбора. Подобные льготы установлены в портах Швеции.

Маячным сбором не облагаются суда групп М и Н.

2.6. Швартовый сбор - взимается как разовая плата за швартовые операции при подходе к причалу, при отходе от него, а также за перешвартовку (перетяжку вдоль причала). Кроме того, дополнительно взимается плата за использование буксиров при швартовых операциях.

Сборы за регистрацию судна в порту приписки и исключение судна из Судового реестра (Судовой книги) взимаются в случаях приписки судна к порту и исключения судна из государственных регистрационных документов

2.7. Канальный сбор включает плату за пользование каналом при входе в порт и выходе из него. Определяется произведением тарифной ставки порта на условный объем судна или его валовую вместимость.

Наши рекомендации