Государственные и муниципальные займы

Государственные займы — один из основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных за­тем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е. по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место неоднократное проявление перераспределительных отно­шений. Заемное финансирование расходов государства обусловлено

объективным противоречием между возрастанием общественных по-хребностей и ограниченными бюджетными возможностями государст­ва. С развитием экономических и социальных функций государства со­ответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством заимство­ваний государство может привлечь дополнительные ресурсы для их финансирования.

Как способ финансирования расходов правительства, государствен­ные займы обладают рядом преимуществ и имеют существенно мень­шие негативные последствия по сравнению с традиционными приема­ми — дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюд­жета за счет прямого повышения налогов. Государственные заимствова­ния служат одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной сторо­ны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой — «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, вовлекать их в организованный оборот. Преимуще­ство и особенность государственных займов и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополни­тельную нагрузку на бюджет, текущее потребление, позволяет равно­мерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями (реальными пользователями благ, созданных за счет за­имствований), соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

В то же время государственные заимствования все-таки создают известную нагрузку на бюджет в части обслуживания государственно­го долга, поэтому их называют антиципированными, или взятыми на­перед налогами, что предполагает также распределение бремени пога­шения долга между всеми гражданами, а не только между держателя­ми обязательств государства. Также достаточно распространено мне­ние о том, что государство посредством заимствований отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования. Эти негативные моменты могут быть смягчены, если заемные средства ис­пользовать для вложений в производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

Заимствования осуществляются в форме: а) ценных бумаг, номи­нальная стоимость которых может быть выражена в национальной или иностранной валюте; б) кредитов кредитных организаций; в) кредитов иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц; г) бюджетных кредитов от бюджетов Других уровней бюджетной системы РФ.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически разви­тых странах являются основным источником формирования государст-

366 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 10. Государственный долг и государственный кредит




Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru венного долга. Государственные ценные бумаги во внутренней задол­женности колеблются в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70%, в Великобритании — 90%, в России — 93%. Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разно­образен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские но­ты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бу­маг — облигации.

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая цен­ная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гаран­тирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по исте­чении установленного срока, а также процентов по займу. Государст­венные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длитель­ный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обес­печены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не меша­ет даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежно­сти облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, об­лигации акционерных обществ.

Облигационные займы классифицируются по различным призна­кам:

• по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации госу­дарственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);

• по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные облига­ции. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, ли­бо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жи­лищным и т. П-);

• по характеру обращения — на облигации, свободно обращающие­ся на рынке (рыночные), и с ограниченным кругом обращения (неры­ночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут пере­продаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сбере­гательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распро­страняются только среди населения и перепродаже не подлежат);

• по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предна­значенные для размещения среди физических и юридических лиц; су­ществуют облигации «специальных займов», предназначенные к разме­щению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреж­дениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представле-

ны к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;

• по срокам погашения — на краткосрочные (срок погашения до од­ного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает процен­ты до тех пор, пока держит их;

• по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Облигации добровольных займов свобод­но продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные зай­мы размещаются согласно постановлению правительства и предусмат­ривают ответственность за уклонение от подписки;

• по материальному носителю могут быть в документарной и в без­документарной форме (в виде записей на счетах);

• в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые централь­
ным правительством, субъектами РФ и местными органами власти.

Местными органами власти эмитируются муниципальные ценные бумаги, которые по статусу приравниваются к государственным цен­ным бумагам. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доход­ные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строитель­ства которых они эмитировались, — эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инстру­мент.

Казначейский вексель — основной вид краткосрочных государст­венных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов РФ. Реализу­ются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансо­вым инструментом.

Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги. Вы­пускаются Министерством финансов РФ или специальными государст­венными финансовыми органами.

Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой прави­тельства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации систе­мы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федераль­ной железной дороги в Германии.

Государственные ценные бумаги занимают важное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном произ-



Раздел II. Государственные и муниципальные фИ|

10. Государственный долг и государственный кредит




Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru водстве. Прежде всего они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммер­ческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, пред­приятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства Фискальная функция обусловливает функцию экономическую — при­влеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и пер­спективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

Государственные ценные бумаги — важнейший финансовый инст­румент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бумаги ис­пользовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихий­ными бедствиями и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность, они начинают иг­рать существенную роль в государственном регулировании националь­ной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расхо­дов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство же­лезных дорог), решение задач городского хозяйства. Это было одной из причин того, что к началу Первой мировой войны Россия догнала веду­щие страны по развитию производства.

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирова­ния государственного долга, посредством их проводится денежно-кре­дитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. куп­ли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк РФ ре­гулирует денежную массу в обращении. При излишках денежной мас­сы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк РФ «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих бан­ков, Центральный банк РФ выкупает у них государственные ценные бу­маги. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредит­но-финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых от­ношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предостав­ляемому Центральным банком РФ правительству, по ссудам Централь­ного банка РФ коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.

Ценные бумаги — уникальный инструмент организации государст­венных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам так называе­мая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансо­вой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспек­тивны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестици­онные займы. Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, по­этому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в эко­номической и политической жизни страны.

В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда спе­циалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кре­дитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен); в случае нере­гулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пира­мид.

В Российской Федерации государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производ­стве, но и особенности эмиссии, обращения и регулирования. От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России это Министерство финансов РФ. Эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных образований являются соответствую­щие органы субъекта РФ и местного самоуправления. В качестве агента Министерства финансов РФ часто выступает Центральный банк РФ, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвести­ционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же либо, по его усмотрению, иная уполномоченная организация вы­полняют функции депозитария, включая функцию по хранению гло­бального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуще­ствляют учет прав различных организаций на эти облигации. Функции сУбдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам депо депонентов (инвесторов). Распространяются об­лигации внутренних государственных займов, как правило, через учре­ждения Сберегательного банка РФ, а местных займов — также и через Фондовые биржи.

Функции по проведению государственной политики РФ в области

Рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных

-Го участников через определение порядка их деятельности, а также по

Ределению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Феде-



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 10. Государственный долг и государственный кредит




Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru ральная служба по финансовым рынкам РФ. В дальнейшем рынок фе­деральных займов будет развиваться в направлении совершенствова­ния и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесто­ров.

Особую активность на рынке облигационных заимствований Рос­сийской Федерации проявляют ее субъекты и местные органы власти. В российской истории заимствования местных органов власти (город­ских, земских) известны достаточно давно. Первый муниципальный инвестиционный заем в Российской империи был осуществлен в 1871 г. в г. Ревеле (Таллине) на сумму 50 тыс. руб. сроком на 34 года, а уже в период с 1901 по 1910 гг. их было выпущено на 286 млн руб. Доход­ность муниципальных облигаций составляла 3—7% годовых, сроки за­имствований были в пределах 35—40 лет. Средства от займов направля­лись в основном на развитие городского хозяйства (строительство го­родских электростанций, мощение улиц, прокладку трамвайных путей и т. п.). Наиболее крупные российские муниципальные займы котиро­вались на фондовых рынках Западной Европы. Только Москва в по­следнее десятилетие XIX в. разместила за рубежом 12 облигационных займов. К началу 1917 г. общая сумма муниципальных займов россий­ских городов достигла 725 млн руб. [Фельдман, с. 42]. Декретом СНК РСФСР от 9 октября 1919 г. институт муниципальных займов был ан­нулирован.

Современный рынок субфедеральных займов начал складываться в 1992 г., когда были зарегистрированы первые займы администраций Хабаровского края, Нижегородской области, Пушкинского района Мо­сковской области и Пермской области. Обращение к такому финансо­вому инструменту было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде все­го период начала 90-х гг. XX в. был связан с оформлением политическо­го и экономического устройства России, обретением реальной экономи­ческой самостоятельности территориальными образованиями субфедерального уровня, получением ими возможности привлекать средства иных бюджетов, коммерческих банков в виде ссуд или же пу­тем выпуска займов на инвестиционные цели. Кроме того, существенно сократились возможности государственного финансирования бюдже­тов всех уровней, а стагнация, растущий внутренний и внешний долг, инфляционные процессы привели к сужению федеральных кредитных возможностей и неизбежности выхода территорий на рынок облигаци­онных заимствований. Оживлению облигационного рынка способство­вало также введение в 1996 г. Федерального закона от И марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе», согласно которому мест­ным органам власти запретили выпускать и гарантировать векселя.

В облигационных заимствованиях приняли участие почти все субъекты РФ. 12 регионов имели разрешение на эмиссию еврооблига­ций, но воспользовались им лишь Москва (3 выпуска), Санкт-Петер-

бург и Нижегородская область. Кризис 1998 г. нанес серьезный удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслуживать займы за счет собственных ресурсов. Причинами этого стало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможности рефинансировать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста их доходности. Этому способ­ствовало и то, что часть средств резервных фондов для погашения суб­федеральных облигаций была размещена администрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта РФ — Моск­ва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслужи­вать свои обязательства, а Санкт-Петербург даже разместил новые бу­маги.

В силу сложившихся обстоятельств и сократившегося спроса инве­сторов в 1999—2000 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовали также экономи­ческая стабилизация, увеличение доходов бюджетов всех уровней и со­ответственно временное снижение потребностей в дополнительных фи­нансовых ресурсах. Некоторому «затишью» на рынке субфедеральных облигационных заимствований способствовало также известное уже­сточение законодательства, регулирующего субфедеральные займы, ко­торое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемных средств. В качестве причины этого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

В то же время нынешние бюджетные доходы не в состоянии обес­печить потребности обновления инфраструктуры муниципальных об­разований, реальный экономический рост и социальное развитие, что неизбежно выведет их на рынок облигационных заимствований. Оживлению государственных и муниципальных заимствований мо­жет способствовать и ряд особенностей современного российского фи­нансового рынка. С одной стороны, это возросшая ликвидность бан­ковской системы, которая нуждается в новых инструментах и объек­тах для инвестирования, с другой — снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования вы­годными для эмитентов и позволяет проводить их на более длитель­ный срок.

Таким образом, облигационные заимствования можно расцени­вать как реальный инструмент финансирования федерального, регио­нального и муниципального развития, особенно при усилении их ин­вестиционной направленности. В то же время нельзя не учитывать и существование такого конкурентного финансового инструмента, как прямые, реальные инвестиции. Необходимо найти оптимальные про-



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 10. Государственный долг и государственный кредит




Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru порции в использовании всех этих инструментов привлечения денеж­ных средств.

Особое место на рынке заимствований занимают государственные гарантии по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Получателями государственных (муниципальных) гарантий в Россий­ской Федерации являются ее субъекты, муниципальные образования, юридические лица. Гарант в этом случае несет субсидиарную ответст­венность по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного (муниципального) долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. При исполнении получателем гаран­тии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сум­му сокращается долг гаранта, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Государственные (муниципальные) гарантии предоставляют­ся, как правило, на конкурсной основе после проверки финансового со­стояния получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предостав­лена гарантия.

В мировой практике государство гарантирует займы местных орга­нов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства, экс­портные кредиты и операции. В последнем случае государство прини­мает на себя риски не только экономического характера (задержка пла­тежа, неплатежеспособность должника), но и политического (неплате­жи в результате революции, национализации и т. п.). Гарантии — это форма государственного регулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, по­этому операции такого рода постоянно расширяются.

В целом заемное финансирование расходов государства и местных органов власти: а) представляет собой один из самых гибких инстру­ментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увяз­ки доходов и расходов соответствующих органов власти; б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответствен­ность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями; в) позволяет воздействовать на денежно-кредитную и со­циальную политику; г) выступает реальным фактором ускорения тем­пов социального и экономического развития страны. Расширение гра­ниц государственных заимствований должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестицион­ной активности юридических и физических лиц, формирования эффек­тивной системы управления долгом.

Государственный долг

Государственный долг представляет собой общую сумму обяза­тельств государства, возникших в результате дефицитного исполнения государственного бюджета, неисполнения законодательно закреплен­ных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи), принятия дол­гов третьих лиц и стран, предоставления финансовых гарантий, исполь­зования материальных ресурсов иных собственников [Деньги. Кредит. Банки, с. 799]. Общее понятие государственного долга, его состав, прин­ципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законо­дательно закреплены в бюджетном законодательстве.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на го­сударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридиче­скими лицами, иностранными государствами, международными орга­низациями и иными субъектами международного права. Государствен­ный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находя­щимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъ­екта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным дол­гом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечива­ется всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гаранти­рованы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга орга­ны законодательной и исполнительной власти соответствующего уров­ня используют все полномочия.

В зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным дол­гом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организа­циям и иным субъектам международного права, выраженная в ино­странной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным госу­дарственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашен­ных долговых обязательств государства, включая начисленные процен-

374 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 10. Государственный долг и государственный кредит




Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru Государственные и муниципальные займы - student2.ru ты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом по­нимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обя­зательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть кратко­срочными (до одного года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и дол­госрочными (от 5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые опреде­ляются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10лет.

История государственного долга Россиинасчитывает более двух веков. Особое внимание специалисты уделяют истории формирования внешнего долга в силу его экономической и политической значимости. История внешнего долга Российской империи начинается с первого займа на 7,5 млн гульденов, размещенного при императрице Екатери­не II в Голландии в 1769 г. для ведения боевых действий против Тур­ции. Попытки осуществить заимствования за границей предпринима­лись еще в начале XVIII в. императором Петром I, а через несколько де­сятилетий и его дочерью Елизаветой, однако все они закончились не­удачей. 1769 год можно считать отправной точкой появления внутреннего долга, так как именно в это время были выпущены в обра­щение первые российские бумажные деньги (ассигнации).

К первому облигационному внутреннему займу правительство Рос­сии прибегло в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешне­политическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большин­ство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Раз­мер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 меся­цев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере 1/5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успе­ха. Выпуск займов принадлежал к компетенции царя и министерства финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем; при этом условия займа оп­ределялись правительством. Правительство Советской России, отка­завшись выплачивать царские долги, практически не выходило на ры­нок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.

Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г. после прихода к власти М. С. Горбачева. В мае 1992 г. Россия становится чле­ном МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, поли-

тических и социальных требований, в частности обязательство следова­ния жесткой финансовой политике, заключающейся в основном в отка­зе от денежной эмиссии. По мнению ряда специалистов, это привело к демонетизации экономики, истощению внутренних источников фи­нансирования бюджетного дефицита, что, в свою очередь, обусловило необходимость внешних заимствований.

В целом внешний долг России сложился вследствие непростых поли­тических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сло­жившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государст­вами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т. п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь немногим более 60% всех долгов СССР Западу, пришлось единолично отвечать за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991—1995 гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблаго­приятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992—1995 гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки — в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент — в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосу­дарственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.

В результате кризиса 1998 г. был объявлен отказ от выполнения обязательств по внешнему долгу бывшего СССР, что привело к оттоку капитала из страны, значительному падению инвестиционной привле­кательности вложений средств в российскую экономику и признанию высокими кредитных рисков. По долгу СССР России дважды предос­тавляли отсрочку — в 1996 г. и 1998 г. В феврале 2000 г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформлении оставшейся части долга в ев­рооблигации со сроком погашения 30 лет. Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. В то же время она привела к новым условиям за­имствований и удорожанию долга.

Наши рекомендации