Техника и формы бухгалтерского учета

Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т.е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Для этой цели разработаны учетные регистры.

Но своему внешнему виду они подразделяются на карточки, свободные листы и книги, по содержанию - на регистры аналитического, синтетического учета и комбинированные, т.е. сочетающие эти два вида учета.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей по местам их, хранения (карточки складского учета материалов). На их основе бухгалтерия, создает картотеку основных, средств, а материально ответственные лица картотеку материалов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся, предметов, готовой продукции,

Свободные листы - учетные регистры большого формата, и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета или выполнять роль, комбинированных регистров. К ним относятся: журналы-ордера, ведомости, табуляграммы и машинограммы. Они удобны в использовании, так как позволяют более рационально распределить обязанности между работниками учёта. Это самый распространенный вид учетных регистров в нашей стране.

Книги представляют собой, сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение их ограниченно, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя - каждую книгу должен вести один человек. Обязательно ведется кассовая книга. Ее листы пронумерованы, прошнурованы и на, последней странице указано количество страниц за подписью руководителя и главного бухгалтера- предприятия. Преимущество книг в том, что исключается возможность замены отдельных листов, новыми, при злоупотреблениях и хищениях. На предприятиях применяется «Главная книга» - как регистр синтетического учета и книга остатков материалов на складах - как регистр аналитического учета, необходимый для взаимосверки данных бухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля за сохранностью различных видов собственности.

Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают документальную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов его работы.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» предприятие может выбирать любую форму бухгалтерского учета. Выбор формы зависит от квалификации главного бухгалтера, от размеров предприятия, от вида деятельности предприятия, от компьютеризации данного предприятия.

Самое широкое применение в настоящее, время находят: журнально-ордерная форма, форма Журнал-Главная (в ручном варианте) и автоматизированная форма учета.

Журнально-ордерная форма основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый отчетный период. Шахматная форма записи означает, что за один рабочий прием сумма хозяйственной операции фиксируется, по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, т.е. реализуется способ двойной записи. Это возможно потому, что все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, в корреспонденции с заранее установленными (типовыми) дебетуемыми счетами. Название журнал-ордер свидетельствует о двух, качествах регистра: об использовании для хронологической (журнал) и систематической (ордер) записи. Многие из них: сочетают данные аналитического и синтетического учета. Разработаны журналы-ордера или на отдельный счёт, или на, группу взаимосвязанных между собою счетов. В дополнение к некоторым из них, чаще для аналитического учета, ведутся вспомогательные ведомости (для расчетов с дебиторами и кредиторами, для учета производственных затрат и пр.).

Кроме журналов-ордеров и ведомостей ведется Главная книга регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, т.е. в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка. На основании Главной книги и части других регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.

Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная является разновидностью мемориально-ордерной формы. Сущность этой формы заключается в том, что для регистрации хозяйственных операций используются специальные накопительные ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа), производственных запасов и готовой продукции, затрат на производство, денежных средств и фондов, расчетов и прочих операций, реализации, расчетов с поставщиками, заработной платы и шахматная ведомость. Основанием для их заполнения являются первичные документы.

В основе таблично-автоматизированной формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета - документация. Но группировка и обобщение учетной информации производится с помощью вычислительных машин или компьютеров. В результате от вычислительного центра или; автоматизированного рабочего места бухгалтера бухгалтерия получает регистры различного содержания, соответствующие журналам-ордерам, ведомостям, книгам, карточкам и др..

Описание Плана счетов

Для правильной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет использование Плана счётов бухгалтерского учета финансово-хозяйственно деятельности предприятия и инструкции по его применению, где дается характеристика каждого счета и типовая корреспонденция счетов.

План счетов содержит восемь разделов:

1. Внеоборотные активы

2. Производственные запасы.

3. Затраты на производство.

4. Готовая продукция и товары.

5. Денежные средства.

6. Расчёты.

7. Капитал

8. Финансовые результаты

В каждом разделе указаны наименования синтетических счетов (счетов первого порядка), их номера, а также номера и наименования субсчетов (счётов второго порядка).

В 1989-1990 гг. началась адаптация отечественной системы бухгалтерского учета к рыночным условиям посредством приспособления его для ведения учета на совместных предприятиях с участием иностранных учредителей и на первых акционерных предприятиях. Практика показала настоятельную необходимость перестройки Плана счетов, максимального приближения бухгалтерской методологий, к рыночным отношениям, к требованиям международных стандартов. К концу 1991г. с участием экспертов Комитета по транснациональным корпорациям ООН такой План счетов был создан. Для облегчения работы практикующих бухгалтеров в нем были сохранены прежняя структура построения, порядок кодирования счетов и субсчетов. Две трети счетов сохранили свои наименования и коды. Однако произошли принципиальные изменения в методике учета хозяйственных средств и их источников.

Источники финансирования четко разграничены на заемные и собственные, для каждого из них выделены отдельные счета. Собственные средства разделяются на первоначальные взносы собственника (группы или корпорации собственников) и накопления, направленные на финансирование за счет результатов хозяйственной деятельности работающего предприятия или другой предпринимательской структуры. Это позволило учитывать не просто процесс финансирования капитальных вложений, как было раньше, а отражать на счетах процесс образования и приращивания капитала данного хозяйствующего субъекта.

К амортизируемому имуществу относятся объекты длительного, многолетнего применения, многократно участвующие в производстве (во многих производственных циклах). Это основные средства, включая и долгосрочно арендуемые на условиях финансируемого лизинга, нематериальные активы, малоценные орудия труда, спецодежда и другие малоценные предметы длительного пользования.

В новом Плане счетов бухгалтерского учета заложена международно-признанная концепция учета амортизируемого имущества. Имущество по полной первоначальной стоимости учитывается на счетах «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности», "Нематериальные активы". Бухгалтерский учет этих объектов осуществляется по полным фактическим затратам по их сооружению, приобретению, включая стоимость проектных работ, доставки, монтажа и установки, уплаченные налоги и импортные пошлины, проценты за долгосрочные кредиты и займы, полученные для финансирования капитальных вложений.

Новый План счетов предполагает разную методику, бухгалтерского учета арендованного имущества в зависимости от формы арендных отношений. Различаются:

а) оперативная форма аренды имущества с возвратом его в конце срока аренды;

б) долгосрочная форма аренды имущества с выкупом или последующим в конце срока аренды переходом имущества в собственность арендатора (финансируемый лизинг).

В соответствии с общепринятой, международной практикой в состав объектов бухгалтерского учета введены затраты на различные нематериальные ценности, способствующие хозяйственной деятельности предприятия и получению определенных доходов. Нематериальные активы относятся к амортизируемому имуществу. Но положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации определяет состав нематериальных активов как стоимость права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектов промышленной и интеллектуальной собственности, иных аналогичных прав, а также объекты нематериальных активов, как «цена фирмы», возникающая при покупке отдельных предприятий (фирм) целиком и отложенные затраты.

Из отложенных затрат в составе нематериальных активов разрешается учитывать только организационные расходы, связанные с созданием нового предприятия (их можно учитывать только на совместных предприятиях, создаваемых с участием иностранного капитала).

В действующих положениях по бухгалтерскому учету допускается альтернативная методика отражения доходов от реализации продукции, работ и услуг. Выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете либо по факту оплаты отгруженных (выданных) товаров, выполненных работ и услуг, либо по факту отгрузки товаров, сдаче работ, выполнению услуг и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

В международной практике используется принцип бухгалтерского учета доходов от реализации по моменту завершения коммерческих операций, т.е. путем начисления доходов, независимо от их фактического поступления.

Наши рекомендации