Цель: разработка оптимальной с точки зрения прибыли производственной программы на базе анализа внешних и внутренних ограничений и возможностей
Модуль 5 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ
Тема Бизнес-планирование фирмы
Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения.
Анализ практики позволил определить важнейшие характеристики бизнес-плана:
1) служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени, поэтому может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;
2) представляет собой документ, позволяющий определить курс действий и управлять бизнесом;
3) является хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы; поэтому бизнес-план должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным;
4) представляет собой своего рода документ, страхующий успех предлагаемого бизнеса; он демонстрирует готовность идти на риск;
5) является инструментом самообучения, и его разработка - это непрерывный процесс познания и самопознания.
Таким образом, бизнес-план рассматривается как творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам:
гибкости, что дает возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;
непрерывности, что предполагает "скользящий" характер планирования;
коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т. е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана;
многовариантности, позволяющей выбрать наилучшие альтернативные возможности достижения поставленной цели;
участия, предусматривающий возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;
адекватности, т. е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Бизнес-план как официальный документ оформляется в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его составления необходимо привлечь обширный информационный материал, затрагивающий широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают все рабочие информационные, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работ. Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
♦ определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
♦ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить ответственных за реализацию стратегии;
♦ выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить расходы по их созданию и реализации;
♦ выявить соответствие имеющихся кадров фирмы и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
♦ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
♦ оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
♦ предусмотреть трудности, которые могу помешать практическому выполнению бизнес-плана.
В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто, так как банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в состав которых включается и наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов. Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов и спонсорских вложений. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы, или организовать новую производственную структуру.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий. С его помощью:
♦ вырабатывается стратегия выживания предприятия;
♦ составляется план проведения реорганизационных процедур;
♦ организуется управление предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
♦ обосновывается необходимость и возможность предоставления предприятию государственной поддержки.
Бизнес-планирование может осуществляться экономистом, менеджером, предпринимателем фирмы, группой специалистов консалтинговой организации.
Типовая структура бизнес-плана. Она включает следующие разделы:
I. Титульный лист
П. Вводная часть (резюме)
III. Анализ положения дел в отрасли
IV. Сущность проекта
V. План маркетинга
VI. Производственный план
VII. Организационный план
VIII. Оценка рисков
IX. Финансовый план
X Приложения
Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая обусловливается, во-первых, размером предприятия; во-вторых, характером проекта (расширение существующего или создание нового предприятия) и, в-третьих, условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).
На объем и содержание бизнес-плана влияют также размеры отраслевой направленности проекта. Крупные проекты требуют большего объема предварительных разработок, а для небольшого предприятия можно ограничиться более компактным по форме и содержанию бизнес-планом.
Рассмотрим подробнее указанные выше традиционные разделы бизнес-плана.
I. Титульный лист.Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:
- полное название фирмы; сведения о владельцах или учредителях; краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий" из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о круге обслуживаемых потребителей и способах реализации продукции);.
- общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
- указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков.
II. Вводная часть (резюме).Цель раздела — дать сжатый (1—4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.
Здесь указываются важнейшие характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2—3 года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на основе резюме кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа.
Особое внимание в разделе уделяется описанию возможностей для бизнеса, его привлекательность, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.
III. Анализ положения дел в отрасли. Вразделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
♦ динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
♦ тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);
♦ всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);
♦ характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к различным торговым маркам);
♦ определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных "ниш" на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д.
IV. Сущность проекта.В этом разделе излагается основная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению определенной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разделе обычно отражаются:
♦ основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение доли на рынке);
♦ определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
♦ подробное описание изделия, соответствия его параметров требованиям выбранного сегмента рынка;
♦ стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
♦ характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и недостатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);
♦ общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ведению маркетинговых исследований и организации управления.
Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-плана необходим, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта.
V. План маркетинга.В разделе в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.
Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбыта и товарной политике. Раздел составляется на основе маркетинговой программы фирмы, подлежит обязательной корректировке и ежегодно предоставляется инвестору.
Раздел должен включать план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению намеченной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четка маркетинговая ориентация на потребителя.
VI. Производственный план.Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие:
♦ производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций);
♦ весь технологический процесс с выделением охватываемой проектом части, а также операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, условия сотрудничества);
♦ объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности по сбыту, с производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: первый год — по кварталам (месяцам); второй год — по полугодиям (кварталам); последующие годы - в целом за год;
♦ оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
♦ сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);
♦ расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);
♦ производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
♦ расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по всем статьям сметы затрат на производство).
VII. Организационный план.Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте (не более 3 страниц). В разделе указываются:
♦ правовое положение фирмы;
♦ основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);
♦ имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров;
♦ резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии;
♦ организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании);
♦ кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры).
VIII. Оценка рисков.В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.
Раздел содержит анализ рисков и альтернативные пути снижения степени риска при достижении поставленной цели
Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные с неожиданной реакцией конкурентов, изменениями во внешней среде, резким изменением рыночной конъюнктуры, отсутствием согласия и профессионализма в управленческой команде.
Для российского предпринимательства особенностью являются нетипичные для западной инвестиционной деятельности риски: нецелевое расходование кредита, несоблюдение запланированного проектного бюджета, отсутствие гарантированных источников финансирования программы в целом, срыв графика разработки продукции (услуг), нестабильное положение основных поставщиков и (или) субпроизводителей. Анализ этих рисков и заблаговременная разработка альтернативных вариантов реализации проекта оптимизируют конечный результат и прибавляют значимость бизнес-плану.
IX. Финансовый план (и финансовая стратегия).Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого бизнеса. Поэтому задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора этот раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами вложения денежных средств. В полном виде раздел включает следующие финансовые документы:
♦ отчет о прибылях и убытках;
♦ баланс денежных расходов и поступлений;
♦ прогноз на баланс активов и пассивов (для предприятия);
♦ анализ безубыточности;
♦ стратегию финансирования.
Раздел отвечает на самый важный вопрос для кредитора: как фирма планирует отвечать по своим обязательствам.
Вывод.Прежде чем составить бизнес-план, намечают ряд потенциальных инвесторов, выясняют, каким методикам они доверяют или к каким привыкли, какие разделы в бизнес-плане являются для них принципиально важными.
Тема Производственный план
Производственный план включает в себя:
1. Планирование производственной (продуктовой) программы.
2. Планирование производственного процесса.
3. Планирование потребности в ресурсах.
1. Планирование производственной (продуктовой) программы
В процесс планирования производственной (продуктовой) программы включается определение вида и объемов производимой продукции на плановый период и его отрезки. Оно осуществляется в разрезе групп, видов и вариантов продуктов и заказов по возможности раздельно по уровням производства в натуральном выражении. Однозначно назвать конкретные методы, пригодные но всех случаях для определения планового объема сбыта, невозможно. На уровне предприятия с использованием количественных и качественных методов анализа и прогнозирования необходимо разработать производственную программу с учетом комбинации ассортимента и объема выпуска продукции и услуг, при которой реализуется установленная миссия в соответствии с разработанными функциональными стратегиями и максимизируется прибыль, повышается конкурентоспособность предприятия. В первую очередь при планировании производственной программы учитывается ассортиментная политика.
Ассортимент представляет собой совокупность результатов деятельности предприятий, причем в состав этих результатов могут входить как самостоятельно изготовленные, так и приобретенные материальные и нематериальные блага. Кроме товаров и услуг в состав ассортимента может входить и все, что связано с послепродажным обслуживанием (запасные части, услуги и консультации по эксплуатации и т.п.).
Важнейшим фактором, определяющим уровень и рентабельность продаж, является соответствие ассортимента продукции и услуг запросам потребителей.
При планировании ассортимента продукции и услуг необходимо руководствоваться следующими понятиями:
- широтой ассортимента (исходя из количества предлагаемых ассортиментных групп);
- глубиной ассортимента (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной группе);
- сопоставимостью (исходя из соотношения между ассортиментным и группами с точки зрения общности конечного потребивши, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).
Важным обстоятельством, влияющим на планирование ассортимента товаров и услуг, является определение их жизненного цикла. Жизненный цикл продукта подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (внедрение на рынок, рост, насыщение, спад, уход с рынка или модернизация). Скорость прохождения продуктом данных фаз жизненного цикла зависит от многих факторов, которые влияют одновременно на рыночную конъюнктуру.
Заранее определенное и просчитанное движение продукта по фазам жизненного цикла позволяет хозяйствующему субъекту принять соответствующие меры, способные продлить фазы жизненного цикла, предотвратить падение спроса на этот продукт, а в конечном итоге повлиять на финансовый результат проекта. Применяемые при этом инструменты маркетинга достаточно разнообразны: диапазон цен, методы распространения и про движения продукта, реклама и др.
Если на предприятии в рамках долгосрочных или среднесрочных планов установлена генеральная материальная цель (уровень прибыли), при планировании производственной программы необходимо учитывать рентабельность отдельных товаров или услуг. С точки зрения технической или рыночной родственности и отдельных продуктов и полей бизнеса предприятие может сформировать однородную или разнородную производственную программу.
Задачей планирования производственной программы на уровне предприятия в целом является определение целевых позиций отдельных продуктов в общем бизнес-портфеле предприятия Такой бизнес-портфель показывает рыночную, технологическую и экономическую привлекательность каждого продукта, его относительные конкурентные преимущества и другие ключевые параметры. При этом следует иметь в виду, что общефирменный бизнес-портфель должен быть в целом сбалансированный с точки зрения результата, денежных потоков и риска и оптимален в долгосрочном плане с позиции путей развития предприятия. Процесс оперативного планирования производственной программы может быть упрощенно представлен так:
Цель: разработка оптимальной с точки зрения прибыли производственной программы на базе анализа внешних и внутренних ограничений и возможностей.
При разработке производственной программы необходимо учитывать ограничения, возникающие в различных функциональных сферах деятельности предприятия. Ситуация с планированием продуктовой программы зависит от наличия и числа «узких мест» в сфере производства и/или снабжения предприятия. В этой связи проводится анализ различных сторон деятельности предприятия.
1. Анализ продаж — анализ выполнения производственной программы за предыдущие периоды.
2. Анализ внешней среды, т.е. возможностей сбыта.
3. Анализ внутренней среды — выявление ограничений всфере производства и финансов.
Целью анализа продаж в предшествующем планируемому периоде является изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, максимально возможного использования производив иной мощности предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности деятельности.
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутренних резервов и возможностей пользования.
Анализ продаж продукции проводится каждый месяц, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми и предшествующими периодами.
Рассчитываются:
- процент выполнения плана;
- абсолютные отклонения от плана;
- темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени;
- абсолютное значение одного процента прироста объема продаж.
Планирование производственного процесса
Планирование производственного процесса включает в себя:
1) планирование числа рабочих мест;
2) планирование потребности в помещениях и инфраструктуре;
3) планирование технологий, основного и вспомогательного оборудования и затрат на него.
Планирование производственных ресурсов
Планирование потребности в используемых ресурсах включает: планирование численности основных рабочих, планирование сырья и материалов, планирование прочих затрат на производство.
Тема Организационный план