Прием сравнения и способы приведения показателей в сопоставимый вид
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Классификация видов сравнений
Вид сравнения | Назначение |
Сопоставление фактических уровней показателей с плановыми (прогнозными, показателями бюджета) | Оценка степени выполнения плана (прогноза, бюджета) |
Сопоставление фактических уровней показателей с нормативными | Контроль за затратами, внедрение ресурсосберегающих технологий |
Сравнение фактических уровней показателей с данными прошлых лет | Определение тенденций развития экономических процессов |
Сопоставление уровня показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений | Поиск резервов и дополнительных возможностей повышения эффективности |
Сравнение уровня показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли | Определение положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли, подотрасли или вида деятельности |
Сопоставление параллельных и динамических рядов | Изучение взаимосвязей исследуемых показателей |
Сопоставление различных вариантов управленческих решений | Выбор наиболее оптимального управленческого решения |
Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора | Расчет влияния факторов и подсчет резервов |
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.
Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта) и т.о., оценивается развитие явления или процесса в динамике.
С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
При одномерном сравнительном анализесопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта исследования или нескольких объектов по одному показателю.
С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, – обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость может быть вызвана изменением стоимостных (ценовых), объемных, качественных и структурных факторов, разными временными интервалами, за которые были исчислены сравниваемые показатели, неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и т.д.), разной методикой расчета показателей и другими. Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше факторам.
В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, размер материальных затрат и т.д.). Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах.
Например, для обеспечения сопоставимости валовой продукции физический ее объем и в отчетном и в базисном периоде выражают в ценах базисного периода и рассчитывают индекс физического объема (см. табл. 2.3).
Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года с затратами базисного года, то различия этих показателей обусловлены не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года и после этого сравнить с фактической суммой затрат. Т.о. определяется индекс цен (см. табл. 2.3).
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем выпущенной продукции, оказанных услуг и т.п. приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример – базисная жирность молока.
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактическое значение показателя пересчитать на структуру базисного периода. Типичный пример использования такого подхода – это исследование влияния изменения структуры посевов на среднюю урожайность или влияние изменения породного состава стада на среднегодовую продуктивность животных.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Некорректно, например, сравнивать такие абсолютные показатели деятельности различных предприятий и организаций, как объемы производства продукции, суммы прибыли и т.д., без учета производственной базы предприятия. Но если вместо абсолютных показателей сравнивать относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такое сравнение будет экономически обоснованно.
Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются:
1. нейтрализация влияния ценового фактора, предполагающая использование единых цен (одинаковой оценки) при сравнение показателей;
2. нейтрализация влияния объемного фактора, предполагающая приведение сравниваемых показателей к единой количественной базе;
3. нейтрализация влияния качественного фактора, предполагающая приведение сравниваемых показателей к единому стандартному качеству;
4. нейтрализация влияния структурного фактора, предполагающая пересчет фактического значения показателя на структуру базисного периода;
5. нейтрализация влияния временного фактора, предполагающая обеспечение сопоставимости исследуемых показателей посредством пересчета их за одинаковые интервалы времени;
6. нейтрализация различных методик расчета, предполагающая пересчет данных за базисные (предыдущие) периоды по новой методике, которая использовалась в отчетном году;
7. использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов и т.д.