Показатели объема производства и продаж. Методика их расчета

Анализ работы промышленных организаций начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Основными задачами анализа являются:

Ø оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

Ø определение влияния факторов на изменение величины производства и реализации продукции;

Ø выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

Ø разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Производство продукции оценивается в натуральных и условно-натуральных показателях, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – готовой и товарной продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. Важнейшими показателями объема продукции, работ и услуг являются: в строительстве – товарная строительная продукция, объем строительно-монтажных работ; на транспорте – грузооборот, объем перевозок грузов и пассажиров; в торговле – товарооборот.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство (выражается в сопоставимых ценах).

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот (выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году).

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используют натуральные показатели объемов. Вместе с тем применяются и условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:

Ø бизнес-план организации;

Ø оперативные планы- графики;

Ø статистическая и бухгалтерская отчетность формы № 1-п (годовая) «Отчет по продукции»; формы № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; формы № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции»; формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

Ø ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

В дальнейшем сравнительный анализ показателей объема выпуска, реализации и динамики остатков продукции на складе проводится в рамках товарного баланса.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка организации определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк,

Отсюда следует:

РП=ГПн + ТП – ГПк

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс будет иметь вид:

ГПн + ТП +ОТн = РП + ОТк + ГПк,

Отсюда:

РП= ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк

где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах, соответственно, на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, не оплаченные покупателями.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции осуществляется сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. В процессе анализа необходимо установить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Следующим этапом анализа является изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции организации и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы:

Ø обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

Ø обеспеченность основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, эффективность их использования;

Ø обеспеченность сырьем и материалами и эффективность их использования.

Наши рекомендации