Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ИП Ускова Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план является одной из самых важных составляющих внутрифирменного планирования. Этот план дает характеристику процесса, как функционирует предприятие, показывает, как руководители будут достигать поставленные задачи, в первую очередь – увеличения прибыли компании.
Бизнес-план – это подробный структурированный документ, продуманный и тщательно подготовленный менеджерами, описывающий то, к чему стремится предприятие, как она добьется этой цели, и как все будет выглядеть после осуществления поставленных задач.
Разработанный бизнес-план нового предприятия или локального мероприятия может помочь в привлечении необходимого капитала, оценке дальних перспектив организации бизнеса и сравнении текущего состояния дел с ранее намеченными цифрами.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам:
- в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
- хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;
- для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.
Исходя из этого, необходим анализ методики разработки бизнес-плана и выработка подходов к проблеме в условиях рыночной экономики. Вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью дипломной работы является анализ бизнес-плана по розничной продаже входных и межкомнатных дверей на 2011-2012 гг., проведение анализа основных показателей эффективности бизнес-плана на предприятии ИП Усков Е.В.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Раскрыть сущность бизнес-плана и его значение;
2. Изучить структуру бизнес плана;
3. Проанализировать бизнес-план по продажам входных и межкомнатных
дверей.
4. Дать рекомендации по повышению эффективности предприятия.
Объектом исследования является процесс бизнес-планирования на предприятии.
Предмет исследования – бизнес-планирование по повышению экономической эффективности предприятия.
Объектом наблюдения в дипломной работе является ИП Усков Е.В.
Методика исследования включает в себя следующие методы: исследование научной литературы, анализа и синтеза, системного подхода.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.Объем написанной работы составляет ????страниц.
При написании работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов: А.Г. Ильин, Н.П. Кондраков, К.В. Пивоваров, И.А. Либерман, Н.Н. Скриба, Э.А. Уткин. Аналитико-расчетная часть выполнена на основе основных экономических показателей ИП Ускова Е.В. за 2010-2011 гг.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Понятие, цели бизнес-планирования и его место
в системе планирования на предприятии
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе
Бизнес - план призван помочь:
- новому поколению предпринимателей;
- опытным руководителям действующих предприятий в конкурентной борьбе;
- получить национальные и иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики и отдельных ее отраслей.
Важность серьёзного подхода к составлению бизнес-плана заключается в следующем:
Сегодня всё большее число людей включаются в предпринимательскую деятельность, в своём большинстве мало представляющие о её сути. Многие из них никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и не всегда чётко представляют себе решение тех многочисленных проблем, которые на каждом шагу ставит им жизнь.
Основными целями бизнес-планирования являются:
1. Изучение рынка сбыта планируемого выпуска продукции или оказания услуг по их количеству и количественным особенностям;
2. Анализ предполагаемых затрат на изготовление продукции или оказание услуг, сопоставление планируемых цен с ныне действующими и возможными в будущем, определение потенциальной доходности коммерческого предприятия;
3. Всесторонний анализ предполагаемого хода событий в планируемом деле, изучение возможных трудностей и путей их преодоления;
4. Выделение ряда показателей, по которым можно будет характеризовать ход начатого дела.
Исходя из вышеизложенного, главная цель бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению. Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
1. Сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;
2. Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;
3. Законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые
рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
- оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда
требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению
рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
- обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой
конкуренции;
- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
- оценить материальное и финансовое положение фирмы.
В комплексе данные задачи предъявляют особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:
1. Создание условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
2. Ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
3. Определение условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;
4. Уменьшение риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.
Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.
Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям рыночных отношений.
Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Методика разработки бизнес-плана предприятия
Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.
Вторым шагом работ над бизнес-планом становится определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план. Отечественные бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь, скорее, на эмоциональные, чем на рациональные, доводы. Однако в кредитной сфере слову и формальным отпискам доверять не склонны. Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов. Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели — привлечение инвесторов могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта.
Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Как показали исследования, для коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределении прибыли, операции и т.д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.
Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В инвестиционных управлениях коммерческих банков, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у отечественных предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.
Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу — точному определению своих целевых читателей — будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, — будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. Венчурные, или рисковые, капиталисты — это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений — видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании, цель деятельности венчурного капитала — вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой венчурный капитал — обычное, широко распространенное явление. Организационные формы его различны. Обычно они создаются в рамках товариществ с ограниченной ответственностью, партнеры которых
страховые, пенсионные, благотворительные фонды или частные лица с высокими доходами.
Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование, в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).
Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих
читателей, он может перейти к очередному, четвертому шагу — установлению общей структуры создаваемого документа.
Анализ практики составления бизнес-планов позволяет выделить
следующие разделы, т.е. определить структуру, в которую, по моему мнению, должны войти: краткая характеристика предприятия, характеристика проекта, характеристика продукта (товара), оценка конкуренции, анализ рынка, стратегия маркетинга (в том числе стратегия сбыта), финансовый план, оценка рисков.
Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению. Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.
Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании - это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:
- неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;
- отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);
- неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвестора; И что не менее важно - предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее. Тем не менее, в современной практике далеко не все предприниматели занимаются самостоятельным составлением бизнес-плана.
Сегодня отечественные бизнес-планы создаются:
- самими предпринимателями, часто с привлечением специальных
компьютерных программ - таких, как отечественная Project Expert, которые весьма дороги;
- консалтинговыми фирмами, качественная продукция которых в
зависимости от степени участия в планировании, проработки плана, и квалификации привлеченных сотрудников колеблется от 2 до 40 тысяч долларов. На рынке консалтинговых фирм также действуют заведомо недееспособные фирмы, которые готовы составить бизнес-план срочно и по низкой цене, их продукция не выдерживает никакой критики;
- инвесторами: коммерческими банками, фондами.
Некоторые кредиторы настороженно относятся к самостоятельно составленным бизнес-планам, считая их кустарными и недостоверными. С учетом определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе отечественного предпринимателя оптимальным решением, по-видимому, является компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры, либо консалтинговые фирмы производят его экспертизу и, если нужно, корректировку. Желательно привлечение специальных программных продуктов.
Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.
Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг, который заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики. Перед тем как передать бизнес-план заинтересованным читателям, необходимо тщательно продумать и составить их список. В целом, работа по бизнес-планированию - это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.
Структура бизнес-плана и краткое содержание его основных разделов
Структура бизнес-плана предприятия вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты проведенных прединвестиционных исследований.
В бизнес-плане предприятия могут быть предусмотрены следующие разделы.
1. Резюме.
2. Характеристика проекта и описание товара.
3. Анализ отрасли рынка.
4. Оценка конкуренции.
5. Маркетинг-план.
6. Прогноз сбыта продукции.
7. Финансовый план и показатели эффективности проекта.
8. Анализ рисков.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
1. Резюме
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. Резюме является своего рода заключением бизнес-плана и составляется по окончанию его написания.
2. Характеристика проекта и описание товара.
В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описания потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
- наименование изделия и его спецификация;
- функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
- основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
- показатели технологичности и универсальности продукции;
- соответствие стандартам и нормативам;
- стоимостная характеристика;
- стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
- требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
- возможности дальнейшего развития продукта;
- условия поставки продукции;
- преимущества продукции перед аналогами;
- экспортные возможности продукции.
Также можно описать само предприятие. Описание предприятия имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
- название предприятия и его организационно-правовая форма;
- юридический и почтовый адрес;
- организационная структура предприятия;
- краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время).
3. Анализ отрасли и рынка.
Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе.
Необходимо провести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Сегментация рынка - это выделение отдельных частей (сегментов) рынка, которые отличаются друг от друга характеристиками спроса на товар.
Размер рынка - территория, на которой происходит реализация товаров в течение определенного периода времени.
Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров в течение определенного периода времени.
Доля рынка - это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж на данном рынке.
В этом разделе перечисляются все имеющиеся заказы на продукцию на первый и последний годы планового периода.
Требуется провести анализ, определив, в течение какого времени продукция может утвердиться на рынке и какие факторы повлияют на расширение рынка (перспективы развития отрасли, региона, конкуренции и т.п.). Здесь очень важно выделить слабые и сильные стороны свои и конкурентов, оценить конкурентоспособность производимой продукции.
Это может послужить исходной информацией для определения объема продаж и оценки возможных рисков.
Если трудно провести достоверные исследования рынка, либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.
При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:
- насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или
обращаются в его фирму за услугами;
- кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что
именно привлекло;
- сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или
оказания одной услуги;
- как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.
Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.
4. Оценка конкуренции.
Четвертый раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:
- кто является конкурентом сегодня, и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?
- каковы отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?
- каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?
- в чем рассчитывается их превзойти?
Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.
Необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).
5. Маркетинг-план.
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) промышленного предприятия с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию определяет результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукцией, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д..
Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:
- тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка) - существующая конкуренция, доля рынка, потенциальная конкуренция (время существования “окна возможности” до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);
- конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
- важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
- препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
- законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства - способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержи, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
- факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).
В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в России методиками. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию. Данная часть раздела может быть приведена при описании продукции.
6. Прогноз сбыта продукции.
Основные элементы в продвижении товара следующие:
1. Схемараспространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.
2. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.
3. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.
4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.
5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.
На крупных предприятиях прогнозы сбыта готовят отделы, ответственные за изучение конъюнктуры рынка под руководством и наблюдением главного руководителя по маркетингу или главного коммерческого руководителя. В небольших фирмах прогноз подготавливает руководитель сбыта, коммерческий руководитель. Независимо от титула «главный человек» по сбыту должен обеспечить своевременную подготовку надежного прогноза.
Продолжительность прогнозируемого периода зависит от назначения и цели прогноза. Прогнозы должны составляться в соответствии с потребностями предприятия, с учетом выпускаемой продукции и условий производства. Прогнозы на предприятиях подразделяют на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Существуют и определенные методы прогнозирования сбыта продукции. На практике наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования сбыта.
- Мнение группы руководителей. На небольших предприятиях руководитель маркетинга готовит общий расчет будущего сбыта. Затем группа руководителей обсуждает и оценивает прогноз. Они могут предложить пересмотреть прогноз.
- Комбинация мнений работников служб сбыта. Этот метод использует комбинацию оценок отдельных торговых агентов и руководителей сбыта. Торговые агенты подготавливают оценки, которые рассматриваются и обобщаются их руководителями. Обобщенные оценки представляются руководителю службы маркетинга. Руководитель службы маркетинга готовит сводный прогноз, основанный на отчетах работников сбыта. Он может представить свой предварительный прогноз другим руководителям предприятия для дальнейшего уточнения.
- Прошлый товарооборот. При этом методе используются данные о сбыте за прошлый период в качестве основы для предсказания вероятного сбыта в будущем. Делающий прогноз предполагает, что товарооборот следующего года будет отличаться от текущего так же, как товарооборот текущего года отличается от прошлогоднего:
Товарооборот следующего года = .
- Анализ тенденций и циклов. При прогнозировании методом анализа тенденций и циклов изучается несколько основных факторов. Это прежде всего долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта компании и возможные нерегулярные влияния забастовок, технических изменений и появления новых конкурентов. На основе изучения влияния этих факторов даются количественные оценки, готовятся диаграммы или графики, характеризующие показатели будущего сбыта. Этот метод требует подбора и обработки статистических данных, использования статистических методов.
- Математические модели. Этот метод основывается на использовании регрессионных, структурных и имитационных моделей. Используя этот метод, пытаются выявить симптомы в экономике и характеристики деятельности предприятия, связанные с вероятным будущим объемом сбыта. Прогнозы основываются на оценках влияния выявленных таким образом факторов.
Прогнозируемый объект сбыта может зависеть от разных явных и скрытых факторов. Это могут быть такие факторы, как численность, доходы населения, уровень цен в регионе, неравномерность распределения доходов, количество магазинов, торгующих товаром, интенсивность рекламы. Например, если компания продает нефтепродукты через сеть станций, то в числе факторов роста сбыта увеличение регистрации автомобилей в регионе. Однако необходимо объективно выявить и оценить это влияние.
Это наиболее современный и точный метод. Но применение его в нестабильных условиях, когда характер взаимосвязей в экономике меняется, может ввести в заблуждение.
- Рынок для товаров данной отрасли производства и ваша доля на рынке. Этот метод состоит в том, что делается прогноз сбыта всей отрасли, а потом оценивается доля рынка, которую может получить предприятие. Если предприятию доступны отраслевые прогнозы, то этот метод может упростить подготовку прогнозов сбыта.
- Анализ ассортимента товаров. Многие предприятия производят разнообразные продукты для сбыта предприятиям только одной или нескольких отраслей промышленности. Поэтому им приходится делать прогноз по каждому продукту. Затем они сводят прогнозы по отдельным продуктам для получения общего итога по всему производству. Для упрощения этого процесса компания, производящая большую номенклатуру изделий, объединяет аналогичные изделия в группы.
На практике в большинстве случаев сочетают применение различных методов.
7. Финансовый план.
В данном разделе бизнес-плана обосновываются основные показатели эффективности проекта
Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:
- налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
- изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
- дифференцированная инфляционная характеристика среды;
- дата начала и время реализации проекта,
- горизонт расчета проекта.
Методические основы финансового планирования и определения эффективности инвестиционного проекта, а также этапность построения финансового плана широко известны.
Финансовый план включает три документа: Отчет о прибылях и убытках, План-баланс и Отчет о движении денежных средств.
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.
Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.
Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.
Наиболее распространенные формы финансирования инвестиционных проектов:
1. Акционерное инвестирование - вклады денежных средств путем приобретения акций.
2. Бюджетное - осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование.
3. Лизинг - способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем.
4. Долговое финансирование - за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц.
5. Ипотека - вид залога недвижимого имущества с целью получения денежной ссуды.
8. Анализ рисков проекта.
Для промышленного предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
- производственные, связанные с различными нарушениями в
производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
- коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в
полном объеме;
- финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами,
неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
- риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, которые могут
быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).
Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей.
ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН ИП УСКОВА Е.В. НА 2012-2013 ГГ.
Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ИП Ускова Е.В.
Индивидуальное предпринимательство (ИП) Усков Е.В. было создано в апреле 2006 года. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданного свидетельства выданного налоговыми органами г. Архангельска.
Индивидуальный предприниматель Усков Евгений Владимирович является физическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель Усков Е.В. осуществляет учет по единому налогу на вмененный доход, также имеет свою печать с полным наименованием, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.
В частной собственности индивидуального предпринимателя два магазина по продаже корпусной и встроенной мебели (кухонные гарнитуры, шкафы-купе, детские и спальные гарнитуры, столы письменные, компьютерные, журнальные и т.п.), цех по изготовлению мебели, складские помещения, автотранспортное средство для доставки готовой продукции потребителям и перевозки закупаемого материала.
Магазины расположены в двух концах города. Места очень проходные: первое расположено в центральном торговом центре одного из самых больших микрорайонов города, второе – в очень оживленном месте: торговом ряду, рядом городской бассейн, каток, Городская центральная больница, Дом культуры, самый большой торговый центр в городе.
Рассмотрим поподробнее один из основных факторов внешней среды — клиентов. Среди клиентов, написавших рекомендательное письмо в пользу этого предприятия, Управление образования Администрации города Архангельска, ЗАО Коммерческий банк «Кедр» Архангельский филиал, Управление социальной защиты населения города Архангельска, Управление Федеральной налоговой службы города Архангельска. В то же время, новые идеи и современный подход к делам в сочетании с профессионализмом и многолетним опытом сотрудников предприятия в сфере производства и торговли позволили индивидуальному предпринимателю Ускову Е.В. за этот период времени завоевать доверие у партнеров и населения города Архангельска. В настоящее время предприятие реализует свою продукцию и в других городах Архангельской области.
Внешняя среда ИП представлена не только потребителями товара, но и конкурентами предприятия.
ИП Гордиенко В.И. и «Ачинская мебель на заказ» сравнительно молодые конкуренты, на данном рынке он менее года, поэтому не так известны в городе.
ООО «Женева» в прошлом ООО «Ваша мебель» - дурная репутация предприятия, большое количество претензий от заказчиков о некачественном исполнении своих обязательств, невыполнение заказов в срок, уход от диалога с клиентами привели к переименованию организации. Конкурентная способность невелика.
ООО «Лагуна» работает более 5 лет в данной отрасли, зарекомендовало себя, как компания, которая быстро и качественно выполняет свои заказы, но нет модернизации в производстве, обновления материалов и коллекции производимого товара, персонал работает не от выручки с продаж, безинициативен.
На этом фоне ИП Усков Е.В. отличается новаторством, профессионализмом, качественной продукцией, исполнением заказов в срок, готовностью идти навстречу к клиентам.
Поставщики материалов и комплектующих для производства продукции надежные и профессиональные партнеры.
ООО «Астера-Плит» г. Бердска изготавливает мебельные фасады МДФ для кухонных гарнитуров. Поставщик отличается от компаний Сибирского региона с аналогичным товаром низкой стоимостью материала и осуществляет доставку своими силами, что является очень удобным и значительным фактором при выборе партнера.
пластика, акрила, фотопечати, искусственной кожи и других материалов для изготовления шкафов-купе, прихожих, гостиных, детских и др. Компания является надежным партнером – изготовление материалов осуществляется в срок, доставка товара своими милами, но за счет заказчика.
Среди государственных органов во внешней среде фигурируют: ИФНС, Фонд социального страхования РФ, Управление пенсионного фонда РФ, Пожарная инспекция и т.д.
Основным направлением деятельности предприятия является снабжение населения и организаций города близлежащих городов мебелью по доступным ценам.
Главной задачей индивидуального предпринимателя Ускова Е.В. является получение прибыли. Имущество индивидуального предпринимателя Ускова Е.В. принадлежит на праве полного хозяйственного ведения.
Рассмотрим организационную структуру предприятия на рисунке 1.
Руководитель |
Старший менеджер (1) | Водитель-экспедитор (1) | |||
Офис-менеджер (2) | Сборщик-монтажник (4) | |||
Фрезировщик (1) | ||||
Мастер-технолог (1) |
Рис.1 Организационная структура предприятия ИП Усков Е.В. (в скобках указано количество рабочих по каждой должности).
Как видно из схемы, на предприятии линейно-функциональная организационная структура.
В обязанности старшего менеджера входит: курирование двух магазинов, замена менеджеров в их выходные дни, работа со «сложными клиентами», в том числе, решение конфликтных ситуации; заказ товара, работа с поставщиками.
Офис-менеджер занимается консультацией клиентов, оформлением купли-продажи товара (в том числе, оформлением договора, чертеж эскиза в компьютерной программе), оформлением заявки в мебельный цех, послепродажным обслуживанием.
Водитель-экспедитор осуществляет доставку товара от поставщиков из города Красноярска, экспедированием товарной продукции, доставку мебели собственного производства в черте
с поставщиками, занимается введением новых материалов на производство. ИП Усков Е.В. числится на балансе у организации «Ваш бухгалтер», которая осуществляет бухгалтерские услуги различным организациям.
Продажа продукции происходит по образцам, каталогам. Покупатель имеет возможность выбрать товар, заказать товар в соответствие со своим проектом, а также воспользоваться услугами профессионального дизайнера интерьера в данной организации. При продаже товаров особое внимание уделяется удобству покупателя, сервису. Платежи принимаются как в наличной, так и безналичной форме.
Также на предприятии осуществляется доставка товара, сборка на адресе, подключение бытовой техники, гарантийное и постгарантийное обслуживание покупателя.
Экономическая характеристика предприятия представлена основными экономическими категориями, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ИП Ускова Е.В. за 2009-2010 гг.
№ п/п | Показатель | Ед.изм. | 2009 год | 2010 год | Абсолютное отклонение | Темп роста |
Товарооборот | руб. | 11 355 224 | 12 106 637 | +751 413 | 106,62 | |
Валовый доход | руб. | 9 746 189 | 11 018 250 | +1 272 061 | 113,05 | |
Уровень валового дохода | % | 85,83 | 91,01 | +5,18 | 106,04 | |
Издержки обращения | руб. | 6 983 134 | 7 040 674 | +57 540 | 100,82 | |
Уровень издержек обращения | % | 61,5 | 58,16 | -3,34 | 94,57 | |
Прибыль от продаж | руб. | 4 372 090 | 5 065 963 | +693 873 | 115,87 | |
Налог | руб. | 110 123,37 | 120 372,48 | +10 249,11 | 109,31 | |
Чистая прибыль | руб. | 4 261 966,6 | 4 945 590,5 | +683 623,9 | 116,04 | |
Численность работников | чел. | +2 | ||||
Фонд оплаты труда | руб. | 1 764 000 | 2 352 00 | +588 000 | 133,33 | |
Среднемесячная заработная плата | руб. | 18 375 | 19 600 | +1 225 | 106,67 | |
Среднегодовая выработка на 1 работника | руб./чел. | 1 419 403 | 1 210 663,7 | - 208 739,3 | 85,29 | |
Рентабельность продаж | % | 38,5 | 41,84 | 3,34 | 108,67 |
В отчетном периоде товарооборот вырос на 6,62% (751 413 руб.). Соответственно возросла и расходная часть на предприятии, а именно: издержки обращения выросли на 0,82% (57 540 руб.), хотя этот показатель на предприятии изменился незначительно и налог на 9,31 % (10 249,11 руб.).
В анализируемых периодах изменилась и численность работников, при этом заинтересованность со стороны персонала тоже выросла. Это видно по фонду оплаты труда, который увеличился на 588 000 руб. (+33,33%), и сама среднемесячная заработная плата увеличилась на 1 225 (6,67%). При этом упала выработка на 208 739,3 руб/чел (-14,71%). Результатом хозяйственной деятельности является прибыль от продаж, которая в отчетном периоде выросла на 693 873 руб. (15,87%). Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, выросла соответственно на 683 623,9 руб. (16,04%). На данный момент времени можно сказать, что предприятие работает эффективно, рентабельность реализованной продукции выросла на 3,34%. Темп роста составляет 8,67%.
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
Где Тгр– товарооборот группы товаров;
То– товарооборот общий.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамика розничной реализации по отдельным товарным группам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Анализ структуры товарооборота ИП Усков Е.В. за 2009-2010 гг.
Товарные группы | 2009 г. | 2010 г. | ||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | Сумма, руб. | Удельный вес, % | |
Мягкая мебель | 1718045,391 | 15,13 | 1912848,646 | 15,8 |
Мебель для кухни | 908417,92 | 1020589,499 | 8,43 | |
Гостиные | 2180203,008 | 19,2 | 2414063,418 | 19,94 |
Прихожие | 1430758,224 | 12,6 | 1590812,102 | 13,14 |
Спальни | 1941743,304 | 17,1 | 2018176,388 | 16,67 |
Детские | 1903135,542 | 16,76 | 1707035,817 | 14,1 |
Офисная мебель | 1272920,61 | 11,21 | 1443111,13 | 11,92 |
Итого |
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что товарооборот увеличился за счет увеличения продаж мягкой мебели (с 15,13% удельный вес за год увеличился до 15,8%) и офисной мебели (с 11,21% в 2009 году до 11,92 в 2010 году). Доля детской мебели в товарообороте снизилась (с 16,76% в 2009 году до 14,1% в 2010 году), причиной тому является то, что дети быстро вырастают и в итоге детская мебель в квартирах не нужна. Ее выгодней продать через газеты частных объявлений и используя Интернет (через сайты объявлений). Покупатели придерживаются следующей политики: лучше
На основании разработанного бизнес-плана работники банка выявят целесообразность его открытия и платежеспособность клиента.
Резюме
Целью настоящего бизнес-плана является анализ предполагаемой деятельности и обоснование решения об открытие салона-магазина по продаже дверей ИП Ускова Е.В.
современного интерьера являются двери. Двери в интерьере – это как запонки, зажим для галстука в мужском костюме, или брошь, шляпка, перчатки в женском наряде. Они обращают на себя внимание, говорят о вкусе обладателя, подчеркивают стиль. Со вкусом подобранная дверь может подчеркнуть элегантность и изысканность классического интерьера, неординарность и яркость – современного, выразительность и колорит – национального. Может создать эффект замкнутого или открытого пространства, наполнить помещение воздухом или утопить в уюте.
В г. Ачинске организаций, занимающихся реализацией такого товара немного. Межкомнатные двери из натурального шпона возятся только под заказ из г. Красноярска, так как большинство компаний не имеет собственных складских помещений, таким образом, время исполнения заказа составляет не менее 2 недель. К тому же выбор таких дверей возможен только по каталогам, а это не всегда удобно и часто не соответствует представлениям клиента. Аналогичная ситуация складывается по продаже входных металлических дверей.
Для проемов нестандартных размеров могут быть предложены межкомнатные перегородки из натурального шпона производства компании «Браво» г. Томска, которые изготавливаются под индивидуальные размеры. Аналогов таким перегородкам в г. Ачинске нет.
Также в большинстве организаций практически отсутствуют стенды с сопутствующей дверям продукцией – фурнитурой (ручки, петли, защелки, магнитные замки, стопора, торцевые ригели и т.п.). Стенд с хорошей итальянской фурнитурой – несомненный плюс в сравнении с конкурирующими предприятиями.
Особое внимание нужно уделить качественному сервису. Хороший сервис обуславливает благодарных клиентов, а это – одна из лучших реклам компании. Менеджеры по продажам такой специфичной продукции– профессиональные и вежливые консультанты, готовы ответить на любые вопросы и находить выход из нестандартных ситуаций, опытные и квалифицированные специалисты службы сервиса быстро и качественно устанавливают товар.
Все это обусловило открытие современного магазина по продаже эксклюзивной продукции, направленного на удовлетворение потребностей самого требовательного клиента.