Смета затрат на реализацию проекта
Вид затрат | Сумма | в т.ч. собственные | в т.ч. заемные |
Аренда помещений | |||
Аренда , приобретение оборудования | |||
Реконструкция, монтаж, наладка оборудования | |||
Основная зарплата | |||
Общепроизводственные расходы | |||
Оборотные средства | |||
Возврат кредита и % за кредит | |||
Расходы на маркетинг и сбыт | |||
Прочие расходы ( регистрация, лицензирование и др.) | |||
Всего |
9.8. Технико-экономическое обоснование проекта
9.8.1. Точка безубыточности (Т) может быть определена по формуле
Совокупные постоянные издержки
сельскохозяйственного предприятия
Тб = ________________________________________________________________ = ______________________
Цена - Переменные издержки
единицы продукции на единицу продукции
9.8.2. График безубыточности:
9.8.3. Срок окупаемости проекта:
Первоначальные инвестиции
То=_________________________________
Ежегодный доход
Выводы:_______________________________________________
___________________________________
___________________________________
10.1.-10.5. Определение оценки эффективности проекта.
11. Риски и меры предупреждения_______________________________________
___________________________________
___________________________________
Выводы:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Раздел 12. Гарантии инвесторам и партнерам.
___________________________________
__________
13. Заключение
______
Приложения
Методические рекомендации по заполнению рабочей тетради.
Бизнес-план.
Бизнес-план — основа любого делового проекта и организации любого бизнес-процесса. Цель разработки бизнес-плана – обосновать целесообразность вложения ресурсов: в создание нового, реструктуризацию или развитие действующего предприятия с целью получения определенной выгоды в виде прибыли или в иной форме. Исходя из этого, бизнес-план содержит оценку исходного состояния предприятия на рынке, постановку конкретных целей и задач, стратегию и тактику их достижения в рамках определенных ограничений (в ресурсах, периода деятельности, факторов внешней и внутренней среды).
Разработка бизнес-плана относится к преактивному (упреждающему) виду планирования и ориентирована на будущие изменения в деятельности предприятия, с опорой не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных экономических решений.
Бизнес-план выполняет три основные функции: 1) средства экономической разработки бизнес-идеи, предпринимательского проекта; 2) инструмента управления предприятием, эффективного использования и развития имеющихся материальных и финансовых ресурсов; 3) важного документа для получения инвестиционной поддержки у региональных и местных администраций, привлечения средств потенциальных кредиторов и деловых партнёров.
Структура и состав бизнес-плана определяются сложностью и масштабностью делового замысла.
Хорошо проработанный бизнес-план, как правило, включает в себя следующие разделы: титульный лист и аннотацию; 1) резюме (вводную часть); 2) сведения о предприятии; 3) юридическое обеспечение деятельности предприятия; 4) сведения о внешней среде предприятия; 5) описание продукции, услуг; 6) план по маркетингу; 7) обоснование производственного плана; 8) организационный план; 9) финансовый план; 10) оценку эффективности реализации бизнес-плана; 11) перечень рисков и мер предупреждения; 12) гарантии инвесторам и партнёрам.
Бизнес-план разрабатывается на период времени: 1) на срок достижения запланированных экономических показателей ( объёма производства, сбыта, прибыли); 2) до срока возврата кредита; 3) на срок аренды, лизинга.
По своему содержанию бизнес-план должен быть лаконичным, ясным по языку, логичным в своей последовательности, экономически обоснованным, критичным и точным в аналитических оценках.
В зависимости от специфики общий объём бизнес-плана составляет 20-40 страниц и при необходимости содержит графики, диаграммы, рисунки, фотографии.
Несмотря на большую трудоёмкость разработки бизнес-плана (около 150-350 ч/часов), пренебрегать его составлением нельзя. Бизнес-идея, начатое дело могут оказаться не проработанными, а руководитель предприятия, предприниматель не готовыми к трудностям, которые могут возникнуть при реализации замысла и всё может закончиться серьезными потерями.
Разработку бизнес-плана целесообразно вести по этапам:
1) определить источники нужной информации (учебники и пособия по деловому планированию, фирмы по маркетинговому консультированию, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы);
2) определение целей (внутренних - совершенствование управления, развитие предприятия; внешних - привлечение инвесторов, акционеров, партнёров) подготовки бизнес-плана;
3) определение общей структуры бизнес-плана;
4) сбор информации для разработки каждого из разделов бизнес-плана;
5) непосредственное написание и оформление бизнес-плана;
6) экспертиза бизнес-плана;
7) адресное предъявление бизнес-плана учредителям, инвесторам, партнёрам, персоналу специалистов предприятия.
Краткие пояснения к разработке разделов бизнес-плана
Титульный лист
На титульном листе бизнес-плана обязательно указываются:
полное название и реквизиты предприятия;
наименование проекта, бизнес-плана;
фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя предприятия;
фамилии, инициалы участников разработки бизнес-плана;
экспертное заключение;
дата разработки бизнес-плана.
Аннотация
Аннотация - краткая характеристика бизнес-плана. Адресуется потенциальным инвесторам, кредиторам, деловым партнёрам. Используется при подготовке деловых писем, рекламных объявлений.
В аннотации излагается суть бизнес-проекта и основные показатели бизнес-плана: требуемые инвестиции, форма, срок, условия кредита, срок окупаемости, гарантии возврата заимствований. Аннотация составляется в самую последнюю очередь, после написания раздела «Резюме».
План 1 «Резюме»
Через данный раздел бизнес-плана потенциальным кредиторам и партнёрам даётся обобщенная, комплексная оценка предпринимательского замысла или инновационного экономического мероприятия, приводятся основные данные, которые должны убедительно свидетельствовать о больших возможностях предприятия, выгодности вложения средств в реализацию проекта. По этой причине резюме пишется после проработки всех разделов бизнес-плана.
В резюме приводится полное и сокращенное наименование предприятия, называется по подчиненности его вышестоящий орган, указывается отрасль, в которой предприятие осуществляет свой бизнес (промышленное, аграрное производство, коммерция, сфера обращения, издательство, строительство, транспорт...).
В п.1.4 на основе разделов «План по маркетингу», «Описание продукции», «Производственный план» необходимо лаконично изложить сущность, цели проекта: Какое производство организуется? Что производится? Как производится? Какого качества?
Вп. 1.5 называются приоритетные для предприятия виды деятельности, (производственная, производственно-коммерческая, коммерческая, строительная рекламная и др.) обеспечивающие получение наибольшей прибыли.
К основной продукции (п.1.6) относят большую по объёму производства (спросу на рынке), трудоемкости, стоимости, прибыльности.
Вп.1.7 указывается тип рынка сбыта продукции, услуг предприятия: локальный (городской или сельский) или региональный; рынок специализированных товаров и услуг; потребительский рынок товаров производственного назначения или личного пользования; рынок сырья; новый растущий рынок ,т.е. рынок, имеющий тенденции к повышению реализации товаров; дополнительный рынок, на котором поглощается лишь часть товаров; рынок смешанных товаров и др.
Необходимо указать ёмкость потенциального рынка и свободную от конкурентов долю рынка, которая может быть использована проектируемым предприятием. Например:
Показатели ёмкости рынка | в единицах товара | в % |
Ёмкость рынка | ||
Доля ёмкости конкурентов | ||
Свободная доля ёмкости рынка |
Сегментация рынка, т.е. определение и знание потребителей конкретной продукции или услуг предприятия (п.1.8)- важная позиция бизнес-плана. Охарактеризуйте потребителей конкретного товара по местожительству, образованию и культуре, роду занятий, возрасту, полу, платежеспособности, отношению к предлагаемому товару, предпочтениям к видам рекламы, количеству совершаемых покупок. В последующем это облегчит расчёты увеличения доли продаж определенных видов продукции на рынке, более эффективно использовать рекламу и конкурентные преимущества.
Подпункты 1.9, 1.10, 1.11, 1.12пишутся после выбора организационно-правовой формы деятельности предприятия и проработки раздела 3.
П. 1.13.Под целями понимаются прогнозируемые результаты деятельности предприятия. Цели определяют и задают специфику бизнеса. Цели могут быть экономическими и неэкономическими (социальными), по времени - кратко-, средне- и долгосрочными. В качестве целей проекта, инновационного мероприятия могут быть: главные - реструктуризация, внедрение новых технологий, разработка новых товаров и услуг, завоевание нового рынка; текущие - увеличение объёма продаж, увеличение чистой прибыли, снижение затрат (что и сколько, к какому сроку?). Цели должны быть измеримы, увязаны с ресурсами, позицией предприятия на рынке, выполнимы.
П. 1.14.Необходимо дать оценку всем видам экономических ресурсов оборудования, материально-производственных запасов, нематериальных активов, заёмных и собственных наличных денежных средств, которые имеются в распоряжении предприятия, предпринимателя и будут использованы для реализации проекта.
Источниками финансирования проекта (п. 1.15.)могут быть:
1) собственные средства: ресурсы уставного фонда, формируемого на долевых началах учредителей; здания, сооружения, оборудование, земельные участки; нематериальные активы в виде патентов, программных продуктов, торговых марок...; средства, выделяемые холдинговыми и акционерными компаниями на безвозвратной основе; спонсорские и благотворительные взносы; средства, полученные от коммерческих партнёров в виде безвозмездной аренды, товарного кредита; ассигнования из региональных и местных фондов поддержки малого предпринимательства, представляемых безвозмездно; инвестиции, предоставляемые предприятиями и организациями различных форм собственности, в форме финансового, материального и нематериального участия в уставном капитале в случае учреждения совместного предприятия;
2) заёмные средства: кредиты, предоставляемые государственными фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе или на льготных условиях; кредиты банков; кредиты инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, обществ взаимного кредитования.
В п. 1.16следует указать по каким видам затрат будут использованы денежные ресурсы. Например,
№ | Вид затрат | Сумма |
1. | Исследования и разработки | |
2. | Приобретение нематериальных активов (лицензий, технологий) | |
3. | Ремонтно-строительные работы | |
4. | Приобретение оборудования | |
5. | Монтажные, пуско-наладочные работы | |
6. | Подготовка производства | |
7. | Создание оборотных средств | |
8. | ||
9. | Прочие средства | |
Итого |
Определение срока окупаемости проекта (п. 1.17) означает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма с нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций:
Сумма инвестиций
Срок окупаемости = ––––––––––––––––––––––––––––––––---------------------=