МСА 500. Понятие и виды аудиторских доказательств
Цель МСА 500 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении количества и качества аудиторских доказательств, необходимых в ходе аудита финансовой отчетности.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная при формулировании выводов, на которых основывается мнение аудитора. К ним относятся первичные документы, бухгалтерские записи, иная подтверждающая информация.
Аудиторские доказательства должны быть достаточными для формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
В ходе получения аудиторских доказательств могут использоваться тесты средств контроля, а также проводиться аудиторские проверки по существу.
Тесты средств контроля — тесты, проводимые с целью Получения аудиторских доказательств, характеризующих эффективность функционирования систем бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля.
Процедуры проверки по существу — это процедуры, которые выполняются с целью получения достаточных аудиторских доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Эти процедуры могут осуществляться в виде:
· Детальных тестов хозяйственных операций;
· Аналитических процедур (МСА 520). Тестирование средств контроля проводится для подтверждения оценки риска системы внутреннего контроля, а процедуры по существу – для проверки предпосылок, на основании которых подготовлена финансовая отчетность.
Достаточность надлежащих аудиторских доказательств представляет собой количественную меру собранных в ходе аудита доказательств. Обычно аудитор опирается на доказательства убеждающие, но не исчерпывающие по характеру.
Уместность — это качественное свойство аудиторских доказательств, которое используется в ходе проверки. На мнение аудитора влияет:
· Аудиторская оценка характера и величины неотъемлемого риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счетов;
· Характер систем бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и оценка риска средств контроля;
· Существенность проверяемой статьи или статей;
· Предшествующий опыт;
· Результаты аудиторских процедур, в т.ч. повыявлению мошенничества;
· Источники и достаточность имеющейся информации.
При получении аудиторских доказательств путем процедур проверки по существу, аудитор долженрассмотретьих достаточностьс целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой отчетности.
Предпосылки подготовки финансовой отчетности — это, по существу, мнение руководства аудируемого предприятия, которое в явной и неявной формевыражено вфинансовой отчетности.
Предпосылки подготовки финансовой отчетности могут быть разбиты на следующие категории:
· Существование — подтверждение существования актива или обязательства на определенную дату;
· Права и обязанности — подтверждение принадлежности активов и обязательств субъекту на определенную дату;
· Возникновение — подтверждение того, что операции отчетного периода относятся к субъекту;
· Полнота — подтверждение полноты информации, отраженной в финансовой отчетности;
· Стоимостная оценка — подтверждение надлежащей стоимостной оценки элементов финансовой отчетности;
· Тонное измерение — подтверждение правильного количества отражения операций и отнесение доходов и расходов к нужному периоду;
· Представление и раскрытие — раскрытие и классификация статей в соответствии с основными принципами финансовой отчетности.
Аудиторские доказательства собираются по каждой отдельной категории предпосылок, и наличие одной из них не может компенсировать отсутствие другой.
Существуют общие правила оценки надежности аудиторских доказательств в ходе аудита. Среди них можно выделить следующие:
· Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, являются более надежными, чем полученные из внутренних источников;
· Аудиторские доказательства более надежны, если система бухгалтерского учета и СВК эффективны;
· Аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более достоверны, чем собранные через третьих лиц;
· Аудиторские доказательства в письменной форме более надежны, чем устные.
К процедурам получения аудиторских доказательств относятся:
· Инспектирование — в ходе инспектирования производится документирование доказательств, которые характеризуются различными степенями надежности;
· Наблюдение — взгляд на процесс или процедуру, выполняемые другими. Это необходимо в тех случаях, когда не остается документальных свидетельств и невозможно произвести пересчет;
· Запрос и подтверждение — поиск информации у осведомленных лиц;
· Подсчет — проверка точности подсчетов;
· Аналитические процедуры — анализ важных коэффициентов и тенденций (МСА 520).
МСА 230. Документирование
ФПСАД №2 «Документирование аудита» – включает в себя всю информацию, которая содержится в МСА, но изложена более подробно, с учетом российской практики документирования. Так, в российском ПСАД детально представлены реквизиты, которые должны содержать документы. Подробно излагается порядок хранения документов, содержится перечень типовых рабочих документов.
Цель МСА230 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении ведения документации в процессе аудита.
Документация рабочая аудита - совокупность материальных носителей информации; составляется самим аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и третьими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки.
Основой для определения объема документации являетсяпрофессиональное суждение аудитора. Форма и содержание документов может зависеть от разных факторов: характер аудиторского задания; форма аудиторского отчета; характер бизнеса клиента; СВК клиента и организация его бухгалтерского учета; методы и приемы проверки и др.
Документация фиксирует доказательства, помогающие сделать вывод, достигнута ли общая цель аудита.
Эти документы хранятся у аудитора, т.к. он несет ответственность за проведенную проверку.
Рабочая документация составляется в полной и подробной форме. В ней должны быть отражены следующие вопросы:
1. О планировании работы;
2. О характере, временных рамках и объемах аудиторских процедур (в первую очередь проверяются счета 50, 51, 68, т.к. их проверяет налоговая служба, и 60, 62 (при наличии мошенничества через подлог документов)), их результатах;
3. Выводы, сделанные на основе полученных доказательств;
4. Существенные вопросы, возникшие в ходе аудита, результаты их рассмотрения.
На форму и содержание рабочих документов влияют:
1. Характер аудиторского задания;
2. Форма аудиторского задания;
3. Характер и сложность бизнеса;
4. Характер и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
5. Конкретные методы и приемы, применяемые при аудировании.
В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:
1. Сведения о юридической и организационной структуре, копии юр. документов;
2. Выдержки/копии из основных юр. документов
3. Данные об отрасли, эконом. и правовой среде;
4. Подтверждение планирования (документы);
5. Исследование аудитором системы БУ и внутреннего контроля (подтверждение);
6. Оценка аудит. риска и уровень существенности (подтверждение);
7. Аудиторские доказательства и выводы;
8. Сведения о работниках, выполняющих аудит. процедуры;
9. Сроки выполнения аудиторской проверки;
10. Сообщения экспертов, третьих лиц, копии протоколов встреч, писем, связанных с аудитом;
11. Письменные заявления от ауд. лица;
12. Копии финотчетности и аудит. заключения.
Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения в течение необходимого времени.