МСА 500. Понятие и виды аудиторских доказательств

Цель МСА 500 — установление стандартов и предо­ставление руководства в отношении количества и качест­ва аудиторских доказательств, необходимых в ходе аудита финансовой отчетности.

Аудиторские доказательства — это информация, полу­ченная при формулировании выводов, на которых осно­вывается мнение аудитора. К ним относятся первичные документы, бухгалтерские записи, иная подтверждающая информация.

Аудиторские доказательства должны быть достаточ­ными для формулирования разумных выводов, на кото­рых основывается мнение аудитора.

В ходе получения аудиторских доказательств могут использоваться тесты средств контроля, а также прово­диться аудиторские проверки по существу.

Тесты средств контроля — тесты, проводимые с целью Получения аудиторских доказательств, характеризующих эффективность функционирования систем бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу — это процедуры, которые выполняются с целью получения достаточных ау­диторских доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Эти процедуры мо­гут осуществляться в виде:

· Детальных тестов хозяйственных операций;

· Аналитических процедур (МСА 520). Тестирование средств контроля проводится для под­тверждения оценки риска системы внутреннего контроля, а процедуры по существу – для проверки предпосылок, на основании которых подготовлена финансовая отчет­ность.

Достаточность надлежащих аудиторских доказа­тельств представляет собой количественную меру собран­ных в ходе аудита доказательств. Обычно аудитор опира­ется на доказательства убеждающие, но не исчерпыва­ющие по характеру.

Уместность — это качественное свойство аудиторских доказательств, которое используется в ходе проверки. На мнение аудитора влияет:

· Аудиторская оценка характера и величины неотъемле­мого риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счетов;

· Характер систем бухгалтерского учета, системы внут­реннего контроля и оценка риска средств контроля;

· Существенность проверяемой статьи или статей;

· Предшествующий опыт;

· Результаты аудиторских процедур, в т.ч. повыявле­нию мошенничества;

· Источники и достаточность имеющейся информации.

При получении аудиторских доказательств путем про­цедур проверки по существу, аудитор долженрассмотретьих достаточностьс целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой отчетности.

Предпосылки подготовки финансовой отчетности — это, по существу, мнение руководства аудируемого пред­приятия, которое в явной и неявной формевыражено вфинансовой отчетности.

Предпосылки подготовки финансовой отчетности мо­гут быть разбиты на следующие категории:

· Существование — подтверждение существования акти­ва или обязательства на определенную дату;

· Права и обязанности — подтверждение принадлежно­сти активов и обязательств субъекту на определенную дату;

· Возникновение — подтверждение того, что операции отчетного периода относятся к субъекту;

· Полнота — подтверждение полноты информации, от­раженной в финансовой отчетности;

· Стоимостная оценка — подтверждение надлежащей стоимостной оценки элементов финансовой отчет­ности;

· Тонное измерение — подтверждение правильного ко­личества отражения операций и отнесение доходов и расходов к нужному периоду;

· Представление и раскрытие — раскрытие и классифи­кация статей в соответствии с основными принципа­ми финансовой отчетности.

Аудиторские доказательства собираются по каждой отдельной категории предпосылок, и наличие одной из них не может компенсировать отсутствие другой.

Существуют общие правила оценки надежности ауди­торских доказательств в ходе аудита. Среди них можно выделить следующие:

· Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, являются более надежными, чем полу­ченные из внутренних источников;

· Аудиторские доказательства более надежны, если сис­тема бухгалтерского учета и СВК эффективны;

· Аудиторские доказательства, собранные непосред­ственно аудитором, более достоверны, чем собранные через третьих лиц;

· Аудиторские доказательства в письменной форме бо­лее надежны, чем устные.

К процедурам получения аудиторских доказательств относятся:

· Инспектирование — в ходе инспектирования произ­водится документирование доказательств, которые характеризуются различными степенями надеж­ности;

· Наблюдение — взгляд на процесс или процедуру, вы­полняемые другими. Это необходимо в тех случаях, когда не остается документальных свидетельств и не­возможно произвести пересчет;

· Запрос и подтверждение — поиск информации у осве­домленных лиц;

· Подсчет — проверка точности подсчетов;

· Аналитические процедуры — анализ важных коэффи­циентов и тенденций (МСА 520).

МСА 230. Документирование

ФПСАД №2 «Документирование аудита» – включает в себя всю информацию, которая содержится в МСА, но изложена более подробно, с учетом российской прак­тики документирования. Так, в российском ПСАД де­тально представлены реквизиты, которые должны содер­жать документы. Подробно излагается порядок хранения документов, содержится перечень типовых рабочих доку­ментов.

Цель МСА230 — установление стандартов и предо­ставление руководства в отношении ведения документа­ции в процессе аудита.

Документация рабочая аудита - совокупность матери­альных носителей информации; составляется самим аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и треть­ими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завер­шении аудиторской проверки.

Основой для определения объема документации явля­етсяпрофессиональное суждение аудитора. Форма и содержание документов может зависеть от разных факторов: характер аудиторского задания; форма аудиторского отчета; харак­тер бизнеса клиента; СВК клиента и организация его бух­галтерского учета; методы и приемы проверки и др.

Документация фиксирует доказательства, помогающие сделать вывод, достигнута ли общая цель аудита.

Эти документы хранятся у аудитора, т.к. он несет ответственность за проведенную проверку.

Рабочая документация составляется в полной и подробной форме. В ней должны быть отражены следующие вопросы:

1. О планировании работы;

2. О характере, временных рамках и объемах аудиторских процедур (в первую очередь проверяются счета 50, 51, 68, т.к. их проверяет налоговая служба, и 60, 62 (при наличии мошенничества через подлог документов)), их результатах;

3. Выводы, сделанные на основе полученных доказательств;

4. Существенные вопросы, возникшие в ходе аудита, результаты их рассмотрения.

На форму и содержание рабочих документов влияют:

1. Характер аудиторского задания;

2. Форма аудиторского задания;

3. Характер и сложность бизнеса;

4. Характер и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

5. Конкретные методы и приемы, применяемые при аудировании.

В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:

1. Сведения о юридической и организационной структуре, копии юр. документов;

2. Выдержки/копии из основных юр. документов

3. Данные об отрасли, эконом. и правовой среде;

4. Подтверждение планирования (документы);

5. Исследование аудитором системы БУ и внутреннего контроля (подтверждение);

6. Оценка аудит. риска и уровень существенности (подтверждение);

7. Аудиторские доказательства и выводы;

8. Сведения о работниках, выполняющих аудит. процедуры;

9. Сроки выполнения аудиторской проверки;

10. Сообщения экспертов, третьих лиц, копии протоколов встреч, писем, связанных с аудитом;

11. Письменные заявления от ауд. лица;

12. Копии финотчетности и аудит. заключения.

Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения в течение необходимого времени.

Наши рекомендации