Учет и аудит фондов, резервов, операций и ценностей не принадлежащих организации

Учредительными документами и учетной политикой ООО «Праздник плюс» создание фондов специального назначения и формирование резервов не предусмотрено. Рассмотрим теорию бухгалтерского учета данных фондов и резервов.

Для нужд технического совершенствования и расширения материально -производственной базы, социального развития и материального поощрения трудового коллектива действующим законодательством предусмотрено создание в соответствии с учредительными документами предприятия специальных фондов за счет отчислений прибыли, остающейся в распоряжении учредителей (участников): фонд развития, фонд социальной сферы, фонд потребления и др. Расходование средств этих фондов должно осуществляться строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой.

Использование прибыли на образование специальных фондов в бухгалтерском учете отражается внутренней записью по субсчетам к счету 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

Д-т субсч. 2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет»,

К-т субсч.: 3 «Фонд накопления», 4 «Фонд социальной сферы», 5 «Фонд потребления».

Предприятия имеют право в своей учетной политике предусматривать возможность расходования средств на указанные цели непосредственно за счет имеющегося остатка нераспределенной прибыли прошлых лет без предварительного образования специальных фондов. При этих операциях в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т субсч. 88-2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет»,

К-т счетов расчетов, денежных средств, товарно-материальных ценностей.

В законодательстве о бухгалтерском учете и в налоговом законодательстве предусмотрена возможность создания резервов. Создание и использование резервов - довольно распространенный бухгалтерский и налоговый инструмент для управления прибылью организации. Кроме того, создание резервов позволяет равномерно включать в себестоимость продукции отдельные виды затрат. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде свои расходы для целей налогообложения путем переноса уплаты части налога на прибыль на будущее.

Можно выделить несколько общих требований, которые налоговое законодательство предъявляет к созданию резервов:

- создание резервов - это право, а не обязанность налогоплательщика;

- сформировать резерв вправе только та организация, которая использует для целей исчисления налога на прибыль метод начисления;

- порядок формирования резервов необходимо закрепить в учетной политике организации.

В бухгалтерском учете возможность формирования резервов предоставлена организации п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Создание резерва отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») и расходов на продажу (44 «Расходы на продажу») (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). Фактические расходы, произведенные за счет средств ранее образованного резерва, отражаются по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму ежегодного вознаграждения, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму ЕСН, начисленную по данному вознаграждению.

Учет операций на забалансовых счетах.Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению наряду с синтетическими балансовыми счетами предусмотрены и забалансовые счета. Эти счета предназначены для учета средств, не принадлежащих организации, но находящихся в ее распоряжении (на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями (например, движением бланков строгой отчетности).

Характерная особенность учета с использованием забалансовых счетов - он ведется без применения метода двойной записи корреспондирующих счетов, по простой схеме: полученные ценности либо возникшие обязательства учитывают по дебету забалансовых счетов, а выбытие ценностей или погашение обязательств - по кредиту. Аналитический учет по каждому забалансовому счету ведется в общепринятых учетных регистрах либо в формах, разрабатываемых организацией самостоятельно.

Сведения о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, отражаются в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для этого в бухгалтерском балансе предусмотрен раздел «Справка о наличии ценностей. учитываемых на забалансовых счетах».

Счет 001 «Арендованные основные средства»предназначен для учета арендованного имущества. Напомним, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и пр.

Арендатор учитывает арендованные основные средства на счете 001 по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям. Вместе с тем гл. 34 «Аренда» ГК РФ не обязывает стороны указывать оценку основных средств, передаваемых в аренду. Поэтому в ситуации, когда стороны эту оценку не согласовали в договоре, учет по счету 001 может вестись в количественном выражении и в нулевой оценке. В таком случае в разделе бухгалтерского баланса «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» строка «Арендованные основные средства» не будет содержать числового показателя. Для учета расчетов с арендодателями используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», начисление арендной платы отражается по дебету счетов издержек производства или обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») в корреспонденции со счетом 76.

По счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»учитываются товарно-материальные ценности, которые:

- организация-покупатель на законных основаниях отказалась оплачивать (например, по причине ненадлежащего качества). В соответствии со ст. 514 ГК РФ покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи по поступившим товарам, но обязан их принять на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика;

- по условиям договора запрещены к расходованию (право собственности на которые переходит к покупателю после оплаты);

- оплачены покупателями, оформлены сохранными расписками, но не вывезены от продавца по причинам, не зависящим от сторон договора:

- приняты на ответственное хранение по другим причинам.

Аналитический учет по счету 002 ведется по организациям-владельцам, видам, сортам, номенклатуре и местам хранения товарно-материальных ценностей. После выяснения всех спорных вопросов и принятия к учету материальных ценностей на соответствующие счета (10 «Материалы», 41 «Товары» и др.) в корреспонденции со счетами расчетов либо возврата материальных ценностей собственнику счет 002 закрывается.

На счете 003 «Материалы, переданные в переработку»учитываются давальческие материалы, т.е. материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Материалы учитывают на счете 003 в оценке, предусмотренной договором. Учет на этом счете ведется по заказчикам, видам и сортам поступивших ценностей. После переработки материалов в готовую продукцию составляется отчет о расходовании материалов, который должен содержать такие сведения:

- наименование и количество поступивших и использованных в производстве материалов; результат переработки;

- данные о полученных отходах, в том числе возвратных (в зависимости от условий договора излишки материалов возвращаются заказчику или остаются у организации-переработчика).

Давальческие операции отражаются следующими проводками:

Д 003 - получены материалы на переработку;

Д 20 - К 02 «Амортизация основных средств», 10, 23, 25, 26, 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 - учтены расходы: на переработку;

Д 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» - К 20 - сформирована себестоимость услуг по переработке;

Д 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» - К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» - начислен НДС на стоимость работ;

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К 90, субсчет 1 «Выручка» - принят заказчиком результат;

К 003 - передана готовая продукция заказчику.

Оплатить переработку компания-заказчик может как денежными средствами, так и сырьем, передаваемым на переработку, либо другими товарно-материальными ценностями, услугами и т.д.

Счет 004 «Товары, принятые на комиссию»применяется организациями-комиссионерами для учета поступления, движения и выбытия товара, принятого от комитента на комиссию в соответствии с договором комиссии. По такому договору одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.

Комиссионер получает не принадлежащие ему товарно-материальные ценности для продажи и должен обеспечить их сохранность. Поэтому ведение счета 004 является для него обязательным условием для представления отчетности комитенту (владельцу материальных ценностей). Полученные по договору комиссии товары принимаются к учету по дебету счета 004 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах, и списываются с забалансового счета 004 при продаже либо возврате товаров комитенту. Аналитический учет на счете 004 ведется по видам товаров и организациям-комитентам, так как необходимо не только обеспечить сохранность каждой единицы товара, но и правильно произвести расчеты с каждым комитентом.

Комиссионер делает следующие учетные записи:

Д 004 - отражена стоимость товаров, принятых для продажи по договор) комиссии;

Д 76 - К 76 - отражена задолженность за проданные товары перед комитентом;

Д 76 - К 76 - отражена задолженность покупателей перед комиссионером (по каждому покупателю);

Д 50 «Касса» (51 «Расчетные счета») - К 76 - погашена задолженность покупателей перед комиссионером;

Д 62 - К 90 - отражено комиссионное вознаграждение, уплаченное комитентом комиссионеру;

Д 51 - К 62 - погашена задолженность по комиссионному вознаграждению;

Д 76 - К 51 - погашена задолженность перед комитентом, исчисленная как стоимость принятых по договору товаров за вычетом суммы комиссионного вознаграждения и других расходов, понесенных комиссионером (если это предусмотрено договором или связано с исполнением комиссионером налоговых обязательств в связи с посредническим договором);

Д 90 - К 44 - списаны расходы комиссионера на продажу;

Д 90 - К 68 - отражена задолженность бюджету по НДС с суммы комиссии;

Д 90 (99 «Прибыли и убытки») - К 99 (90) - отражен финансовый результат по данной операции как сравнение оборотов за отчетный период;

К 004 - списана с учета стоимость проданных товаров.

Счет 006 «Бланки строгой отчетности»предназначен для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности: квитанционных книжек, бланков удостоверений, дипломов, абонементов, талонов, билетов, бланков товарно-сопроводительных документов и т.п. Организациям, применяющим бланки строгой отчетности, следует утвердить их перечень, а также назначить ответственных лиц, хранящих и использующих бланки.

Учет поступления и движения данных бланков ведется в приходно-расходных книгах, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера. Выдаются бланки документов под отчет материально ответственным лицам по накладной или под расписку в книге, а списывать использованные (просроченные) бланки с подотчета материально ответственных лиц следует по акту. Формы документов, используемые для учета наличных средств без применения ККТ как бланки строгой отчетности, утверждаются Минфином России.

Учет по счету 006 ведется в условной оценке. Поступление в организацию бланков строгой отчетности отражается записью по дебету счета 006. Затраты по покупке (изготовлению) бланков учитываются, как правило, в составе общехозяйственных расходов: Д 26 - К 60, 76 и др.

По мере расходования бланков строгой отчетности или по окончании сроков хранения они списываются со счета 006 кредитовой записью. При этом бланки подлежат уничтожению.

15.Бухгалтерская отчетность

Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать обоснованные решения. Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или - по западной терминологии - финансовой отчетности).

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Основными законодательными и нормативными документами, регламентирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, в настоящее время являются:

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999г. N43н;

- Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н;

- Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н.

Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического, оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По периодичности составления различают внутригодовую (промежуточную) и годовую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- форму N 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форму N 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

в) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

- Отчет о движении капитала - форма N 3;

- Отчет о движении денежных средств - форма N 4;

- Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительная записка.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Перечень форм, представляемых организацией в составе бухгалтерской отчетности (промежуточной и годовой), утверждается в приказе об учетной политике. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Основными требованиями к бухгалтерской отчетности являются достоверность; полнота; нейтральность; целостность; последовательность; сопоставимость; соблюдение отчетного периода; правильность оформления. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Приказом об учетной политике ООО «Праздник плюс» определено, что в состав годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс (ф. 1) (Приложение 14) и отчет о прибылях и убытках (ф.2).

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность ООО должна быть утверждена общим собранием участников общества.

В ООО «Праздник плюс» составлению годовой отчетности предшествует значительная подготовительная работа, важным этапом которой является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы проверяется осуществление всех бухгалтерских записей на синтетических и аналитических счетах, проверяется их правильность.

Одним из способов проверки реальности остатков является инвентаризация, при которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

К предварительным мероприятиям в ООО «Праздник плюс», обеспечивающим достоверность показателей бухгалтерской отчетности относятся:

- инвентаризация имущества и обязательств;

- проверка наличия и качества первичных учетных документов и регистров учета и др.

Инвентаризация имущества - это сверка того, что есть в учете, с тем, что есть на самом деле, а инвентаризация обязательств - это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, с данными учета контрагентов, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и пр. Обязательность инвентаризации расчетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности определена в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Основной формой бухгалтерской отчетности является Бухгалтерский баланс. В ООО «Праздник плюс» его составляют с использованием данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности основные средства и нематериальные активы отражают на балансе по остаточной стоимости; сырье, материалы и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости.

Составление бухгалтерского баланса - работа во многом техническая. Обороты по счетам бухгалтерского учета в балансе уже сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, и суммы сальдо отражают реальную оценку объектов учета.

Предполагается, что баланс, если рассматривать его в виде равенства активов и пассивов, уже сведен, поскольку каждая операция в автоматизированном режиме проводится сразу двойной записью. Поэтому основной задачей бухгалтера во время подготовки отчетности является работа по выявлению ошибок.

Бухгалтерский баланс составляется в соответствии с типовой формой N 1, утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. В соответствии с типовой формой бухгалтерский баланс включает в себя пять разделов:

Раздел I «Внеоборотные активы»;

Раздел II «Оборотные активы»;

Раздел III «Капитал и резервы»;

Раздел IV «Долгосрочные обязательства»;

Раздел V «Краткосрочные обязательства».

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе указывают стоимость имущества фирмы (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также сумму дебиторской задолженности. В пассиве отражают сумму собственного капитала фирмы и ее кредиторской задолженности.

Данные в балансе показываются на начало и конец отчетного периода.

Показатели на начало периода заносятся в баланс или по данным счетов бухгалтерского учета на начало отчетного года либо переносятся из прошлого бухгалтерского баланса.

А показатели на конец отчетного периода формируются на основе остатков по счетам бухгалтерского учета на конец периода. Баланс формируется на основании данных Главной книги о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета.

Данные текущего и прошлого года должны быть сопоставимы. Это позволяет проанализировать те или иные показатели фирмы в динамике. Поэтому в столбце 3 «На начало отчетного года» баланса приводят данные на 1 января прошлого года (вступительный баланс). Эти данные совпадают с показателями, которые отражены в столбце 4 баланса за предыдущий год (заключительный баланс).

Баланс ООО «Праздник плюс» подписывается руководителем и главным бухгалтером фирмы.

Форма N 2 отражает информацию о доходах и расходах организации, сгруппированных в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

Структура отчета включает в себя группировку доходов и расходов по их видам:

1) доходы и расходы от обычных видов деятельности;

2) прочие доходы и расходы.

Кроме того, отчет содержит информацию об отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах и сумме начисленного налога на прибыль. Порядок определения указанных показателей регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В отчете так же должна быть обеспечена сопоставимость данных текущего и прошлого года, что дает возможность провести анализ показателей организации в динамике. В связи с этим столбец 4 «За аналогичный период предыдущего года» типовой формы отражает показатели за прошлый год, которые должны соответствовать показателям, отраженным в столбце 3 Отчета за предыдущий год. При этом столбец 3 «За отчетный период» показывает данные на конец отчетного периода. В целом требования к заполнению отчета аналогичны общим требованиям заполнения баланса.

Для того чтобы определить правильность заполнения отчетности, пользователь отчетности сравнивает отдельные строки разных форм отчетности, данные в которых должны совпадать при условии правильного ведения бухгалтерского учета и заполнения всех форм годовой финансовой отчетности. Проверка взаимоувязки показателей отчетных форм является не просто завершающей техническое составление бухгалтерской отчетности фазой. Она должна быть наглядной для пользователей отчетности, обеспечивать их дополнительной информацией для анализа.

Пользователь бухгалтерской отчетности (инвестор, собственник бизнеса), имеющий на руках только основные формы бухгалтерской отчетности: Отчет о прибылях и убытках и Бухгалтерский баланс, может сделать следующее сопоставление (Таблица 5).

Бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, о результатах ее хозяйственной деятельности и составленная на основе данных бухгалтерского учета, является объектом аудиторской проверки. Цель аудита - оценка правильности заполнения форм бухгалтерской отчетности, соответствия ее показателей данным синтетического бухгалтерского учета, а также проверка полноты раскрытия информации в пояснениях к финансовой отчетности.

Таблица 5

Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности формы 1 и формы 2

 
Показатель отчетности С чем должен совпадать При каких условиях  
Графа 4 строки 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" формы N 1 С показателем графы 3 строки 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" формы N 2 Если отсутствуют выплаты промежуточных дивидендов и остатки нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет  
Графа 4 строки "Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности" формы N 2 С разницей между показателями граф 4 и 3 строки 940 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" формы N 1 Если в отчетном периоде дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов не списывалась с баланса за счет резерва по сомнительным долгам и не списывалась с забалансового учета в связи с погашением или истечением пятилетнего срока  
Графа 3 строки 141 "Отложенные налоговые активы" формы N 2 С разницей между показателями граф 4 и 3 строки 145 "Отложенные налоговые активы" формы N 1 Если отложенные налоговые активы в отчетном году не списывались в дебет счета 99 "Прибыли и убытки"  
Графа 3 строки 142 "Отложенные налоговые обязательства" формы N 2 С разницей между показателями граф 4 и 3 строки 515 "Отложенные налоговые обязательства" формы N 1 Если отложенные налоговые обязательства в отчетном году не списывались в кредит счета 99  
       

Для контроля соответствия показателей отчетности требованиям нормативных документов проверяются:

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- правильность оценки статей отчетности;

- взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности.

Информационная база, используемая аудитором при проверке бухгалтерской отчетности, включает:

- основные нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности;

- приказ об учетной политике организации;

- регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Вывод: Проведенный аудит годовой бухгалтерской отчетности ООО «Праздник плюс» за 2009 год дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

Заключение

Объектом исследования выступало предприятие ООО «Праздник плюс», данное предприятие действует на основании Устава. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли. Основным видом деятельности предприятия является торговля товарами.

Предприятие организует ведение бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с Законодательством РФ, ведение учета осуществляется на предприятии в соответствии с Учетной политикой, принятой 31.10.2006 года.

Для организации учета используется программа «1С: Предприятие» версии 7.7.

Наши рекомендации