Особенности участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
Если до 1 сентября 2014 г. основной классификацией ЮЛ у нас были деление их на коммерческие и некоммерческие в зависимости от характера их деятельности и преследуемой цели, то сегодня основная классификация ЮЛ зависит от приобретения учредителем (участником) членства (или права участия) в деятельности и управлении ЮЛ. Отсюда выделяют корпорации, которые представляют собой добровольные объединения физических или юридических лиц, организованные на началах членства их участников (членов, акционеров и т.д.), приобретающих корпоративные права (т.е. права, связанные с участием в управлении делами корпоративного ЮЛ; права, связанные с распределением прибыли, если это коммерческая корпоративная организация) и унитарные ЮЛ, которые создаются одним или несколькими лицами, которые не имеют членства (или участия).
Итак, гос или муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая унитарная организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в гос или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Однако гос-венное или муниципальное унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый не общим собранием, как в корпоративных ЮЛ, а уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления – например, Департаментом имущества города Москвы или другим органом.
Соответственно, унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то гос органа или органа местного самоуправления.
Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя.
С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим своим имуществом по долгам своего учредителя-собственника.
Существует два вида унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, а также муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет для государственного предприятия – 500 тыс руб; для муниципального унитарного предприятия - 100 тыс руб.
Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет казенному предприятию строго определенные действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной собственности.
Казенные предприятия создаются для производства ограниченно оборотоспособной продукции (например, вооружений) и продукции, предназначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд, а также для использования имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, реализации ее стратегических интересов. Очевидна их ограниченная потребность участия в имущественном обороте, одновременно сочетающаяся с преобладающим коммерческим характером их деятельности. Этим объясняется наличие у таких предприятий весьма ограниченных прав на имущество собственника-учредителя.
Различия в правовом статусе гос и муниципальных унитарных предприятий и казенных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия. В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа государственной власти или местного самоуправления), если только речь не идет о реализации производимой казенным предприятием продукции.
Движимым и недвижимым имуществом гос или муниципальное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, гендиректор), который признается единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности и т.д. в общем делает все, чтобы осуществить решения собственника имущества унитарного предприятия.