Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие
Для целей управления финансами под дебиторской задолженностью понимается, как правило, только задолженность покупателей перед организацией.
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции (кредитной политики).
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита.
Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей формой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и нарушении платежной дисциплины. (Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А., 1998)
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: 1) предоплата; 2) оплата за наличный расчет; 3) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, платежное требование, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов.
Управление дебиторской задолженностью предполагает:
- определение моделей и принципов кредитной политики;
- контроль за оборачиваемостью средств в расчетах;
- анализ и контроль уровня дебиторской задолженности;
- анализ и контроль структуры дебиторской задолженности;
-оценку дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по ключевым вопросам:
1. срок предоставления кредита;
2. стандарты кредитоспособности;
3. система создания резервов по сомнительным долгам;
4. система сбора платежей и взыскания долгов;
5. система предоставляемых скидок.
Чаще всего у организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции.
Под стандартами кредитоспособности понимаются такие критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты. При этом предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам. Исходя из принципа осторожности и осмотрительности, при осуществлении финансовой политики необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя.
В разделе системе сбора платежей и взыскания долгов определяются процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения сроков или условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и другие методы предотвращения и преодоления последствий неисполнения обязательств покупателями.
Деловыми обычаями в рыночной экономике предусматривается предоставление скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты предоставленной продукции.
Таким образом, эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: 1) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; 2) определение оптимальных условий кредитования; 3) разработку четкой процедуры предъявления претензий; 4) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Тип кредитной политики определяется соотношением уровня доходности и риска, на который идет предприятие, выбирая тот или иной тип кредитной политики. Она может быть: консервативной, умеренной, агрессивной. (Н.В. Романова, 2000)
Консервативная политика направлена на минимизацию кредитного риска. Это достигается за счет: сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска, минимизации сроков и размеров предоставленного кредита, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренная политика характеризуется средним уровнем кредитного риска.
Агрессивная политика характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит не считаясь с высоким уровнем риска: максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
Задача выбора кредитной политики решается каждым предприятием исходя из целевых установок, планов и предпочтений руководства и финансовых менеджеров.