Анализ чувствительности проекта

М. Карпов решил провести исследование влияния ряда факторов на финансовые результаты проекта и его осуществимость. Для этого он выбрал четыре параметра: объем сбыта, цена услуги, прямые издерж­ки и общие издержки, которые будут варьироваться от их первона­чального (базисного) уровня в интервале от -20 до 20% с шагом в 5% (рис. 16.7). В качестве показателя, характеризующего финансовый ре­зультат проекта, был выбран показатель чистой приведенной стоимо­сти NPV. Результаты расчетов и их графическое представление приве­дены в таблице 13.9 и рис. 13.4.

Таблица 13.9. Результаты проведения анализа чувствительности

Выбранные параметры -15% -10% -5% 0% 5% 10% 15%
Объем сбыта -214645,93 -13066,99 188511,96 390090,90 591 669,84 793248,78 994827,73
Цена услуги -668199,85 -315436,27 37327,32 390090,90 742 854,48 1095618,07 1448381,65
Прямые из­держки 843644,82 692460,18 541 275,54 390090,90 238906,26 87 721,62 -63463,02
Общие издержки 478281,94 448884,93 419487,91 390090,90 360693,89 331 296,87 301 899,86

Анализ чувствительности проекта - student2.ru

Рис. 13.4. Графическое представление результатов анализа чувствительности

Анализ графического представления полученных результатов по­казывает, что проект в большей мере чувствителен к изменению фак­торов цены услуги и объема сбыта и меньше - к изменению прямых и общих издержек. Поэтому наиболее значимыми с точки зрения риска для предприятия «Мойдодыр-сервис» являются факторы цены услу­ги и объема сбыта.

Основные термины

Анализ безубыточности, точка безубыточности, запас прочности, стати­ческие и динамические методы оценки эффективности проекта, простой срок окупаемости, бухгалтерская норма доходности, дисконтирование, дисконтированный срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, индекс прибыльности, анализ чувстви­тельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что показывает анализ безубыточности и на основе каких мето­дов может быть рассчитана точка безубыточности?

2. Что характеризует показатель запаса прочности?

3. Каковы основные рекомендации по проведению анализа безубы­точности?

4. Какие методы могут быть использованы для оценки экономичес­кой эффективности проектов и в чем принципиальное различие между ними?

5. Где и в каких ситуациях используется метод расчета простого сро­ка окупаемости проекта?

6. Какова сущность метода, основанного на расчете бухгалтерской нормы доходности проекта? В чем состоят его достоинства и не­достатки?

7. Каково влияние выбранной ставки дисконтирования на содержа­ние денежного потока проекта?

8. В чем суть метода, основанного на расчете чистой приведенной стоимости? Укажите его достоинства и недостатки.

9. Какова сущность и роль показателя внутренней нормы доходно­сти для принятия решения относительно приемлемости проекта для компании?

10. Что показывает индекс прибыльности и каково его влияние на условие реализации проекта?

11. Какие факторы необходимо анализировать при проведении ана­лиза чувствительности проекта и оценки их влияния на эффек­тивность проекта?

12. Какие показатели используют в анализе чувствительности для характеристики финансового результата проекта?

13. Какова процедура проведения анализа чувствительности?

14. При каких условиях проект считается устойчивым к возможным изменениям исследуемых факторов?

Тема 14. Современные информационные технологии в бизнес-планировании

За последнее десятилетие на российском рынке появилось немало программных продуктов, предназначенных для оказания помощи топ-менеджерам в решении стратегических задач, связанных с разработ­кой бизнес-планов и оценкой эффективности инвестиционных проек­тов. В их основе заложено построение имитационной модели бизнеса и использование метода финансового моделирования денежных потоков для построения прогнозных финансовых отчетов (о прибылях и убытках, движении денежных средств, баланса), определения потреб­ности в инвестициях, расчета интегральных показателей эффективно­сти проектов. Они позволяют проводить необходимые расчеты как для отдельных инвестиционных проектов (для создаваемых предприятий start-up), так и для групп проектов (на действующих предприятиях), формировать необходимые отчеты и тексты бизнес-планов.

Российские разработчики программных продуктов стремились к со­зданию информационных технологий, которые были бы адекватны рос­сийским условиям бизнеса. Это были аналитические системы для биз­неса, базирующиеся на использовании имитационных и финансовых моделей как самого предприятия, так и его внешней среды, пригодных для всестороннего стратегического анализа и планирования деятельно­сти предприятия, разработки и обоснования инвестиционных проектов. Аналитическая система для бизнеса — это информационная система, поддерживающая решение ключевых задач стратегического управле­ния компанией.

Такого рода аналитические системы на российском рынке были предложены компаниями «Альт», «ИНЭК», «Эксперт Системс» (груп­па «Про-Инвест»). Они позволяли решать задачи бизнес-планирова­ния, инвестиционного и финансового анализа, которые относятся к определенному классу задач стратегического управления. Практика показывает, что программные продукты этого класса динамично раз­виваются на протяжении последних 10 лет, они наиболее востребова­ны сегодня топ-менеджерами, а спрос на них неуклонно растет.

Российские аналитические системы для бизнеса опирались на исполь­зование методики ЮНИДО, которая заложила методологическую осно­ву для разработки бизнес-планов инвестиционного проекта и стала свое­образным стандартом для подготовки инвестиционных решений.

Среди рассматриваемого класса программных продуктов можно вы­делить две основные группы: универсальные и специализированные.

1. К числу универсальных относится MS Excel.

MS Excel предлагает пользователю широкие возможности по созда­нию и реализации различных финансовых моделей, обеспечивает необ­ходимую гибкость в использовании. Однако его применение на практи­ке предполагает, что пользователь должен уметь строить финансовые модели, владеть методологией разработки и оценки инвестиционных проектов, а также иметь хорошие навыки работы с MS Excel. Но даже высокая квалификация и практический опыт пользователя не могут полностью застраховать его от ошибок, связанных с человеческим фак­тором. Определенные сложности вызывает создание и сравнение аль­тернативных сценариев.

2. Специализированные программные продукты.

К этой группе можно отнести следующие программные продукты:

• «Альт-Инвест», разработанный фирмой «Альт»;

• «Мастерская бизнес-планирования», предложенная компанией «Корпоративные финансы»;

• «ИНЭК-Аналитик», предложенный компанией «ИНЭК»;

• Project Expert и Prime Expert, разработанные компанией «Экс­перт Системе» (группа Про-Инвест).

Возможности указанных выше программных продуктов кратко пред­ставлены в табл. 14.1.

Таблица 14.1. Возможности программных продуктов для бизнес-планирования

Наименование про­граммного продукта Назначение Опции
«Альт-Инвест» «Мастерская бизнес-плани­рования» «ИНЭК-Аналитик» Project Expert Бизнес-планиро­вание и финансо­вое моделирование Прогнозная финансовая отчет­ность Финансовые показатели и инте­гральные показатели оценки эффективности проекта Имитационная модель Сценарный и статистический анализ Анализ создания стоимости
Prime Expert Бизнес-планиро­вание и финансовое моделирование (сто­имостный подход)

Особенностью программных продуктов «Альт-Инвест» и «Мастер­ская бизнес-планирования» являются заложенные в их основе шабло­ны электронных таблиц, созданные в MS Excel, с помощью которых пользователи могут провести инвестиционный и финансовый анализ, расчет инвестиционного проекта.

1. Альт-Инвест» относится к разряду «открытых» программных про­дуктов. Свободное владение этим программным продуктом предполага­ет наличие у пользователя навыков работы с электронными таблицами.

К числу сильных сторон программы относятся:

• широкие возможности по адаптации к изменению условий реа­лизации проекта (инфляции, налогов и др.);

• хорошая приспособленность для целей обучения;

• возможность изменения шага расчета и горизонта расчета;

• возможность создавать поясняющий текст в дополнение к выход­ным формам;

• возможность проведения анализа чувствительности проекта, оцен­ки его эффективности для различных участников, оценки стоимо­сти бизнеса (модель Гордона и др.), автоматического подбора схемы финансирования;

• возможность учета реинвестирования свободных денежных средств;

• широкие возможности графического представления информа­ции и др.

Некоторые неудобства программного продукта «Альт-Инвест» про­являются в следующем:

• «открытость» пакета, что позволяет пользователю вмешиваться в работу и изменять алгоритм расчета. С одной стороны, это мож­но рассматривать как достоинство для работы квалифицирован­ных пользователей, которые могут самостоятельно дорабатывать алгоритмы расчетов для оценки своих проектов, с другой — как его слабость в силу отсутствия гарантии защиты от ошибок и обеспе­чения достоверности результатов;

• определенное неудобство ввода и подготовки данных, просмотра электронных таблиц, что чревато возникновением ошибок как при вводе данных, так и при работе с таблицами;

• некоторые сложности могут возникнуть при изменении формул и корректировке таблиц, что предполагает необходимость нали­чия у пользователя навыков работы с электронными таблицами;

• упрощенное моделирование операционной деятельности компа­нии (график производства соответствует графику продаж) может быть достаточным для приблизительной оценки проекта и недо­статочно для детального моделирования деятельности компании.

2. Программный продукт «Мастерская бизнес-планирования» по­явился на рынке в последние годы и предназначен для компаний ма­лого бизнеса. Как и «Альт-Инвест», он базируется на использовании электронных таблиц MS Excel. Его разработчик — компания «Корпо­ративные финансы».

Комплекс «Мастерская бизнес-планирования» состоит из трех основ­ных модулей:

1) бизнес-план;

2) финансовый анализ;

3) инвестиционный анализ.

Модуль «Бизнес-план» позволяет формировать и редактировать раз­делы документа. Каждый раздел бизнес-плана представлен как отдель­ный блок единого документа, который можно формировать и редактиро­вать самостоятельно. Все разделы бизнес-плана в процессе их разработки сопровождаются комментариями, заготовками и рекомендациями по их заполнению.

Модуль «Финансовый анализ» предназначен для исследования и представления финансовой отчетности компании за прошедшие перио­ды. Программа позволяет рассчитывать базовый набор финансовых по­казателей, ряд комплексных методик анализа, строить необходимые графики. Для ввода параметров исходных данных используются ди­алоговые окна.

Модуль «Инвестиционный анализ» представляет главный инстру­мент расчетов, применяемых в комплексе «Мастерская бизнес-планиро­вания». Он позволяет проводить финансовые расчеты проекта с учетом всех существующих налогов, строить финансовые прогнозы для инвес­тиционного проекта, исследовать его эффективность и возможные рис­ки, разрабатывать финансовый план проекта. Предусмотрено описание и использование трех способов финансирования проекта: кредиты, сред­ства акционеров, лизинг.

Длительность проекта может достигать 12 периодов (шагов расчета) для стандартной версии и 60 — для профессиональной. Для неболь­ших проектов (на 1-2 года) в качестве шага рекомендуют выбирать месяц, а при увеличении длительности проекта — квартал или год.

Полный комплект результатов расчетов модуля «Инвестиционный анализ» включает в себя:

1) отчет о прибылях и убытках;

2) прогноз баланса;

3) отчет о движении денежных средств;

4) оценку бизнеса, интегральные показатели эффективности проек­та, финансовые коэффициенты, детализацию продаж и затрат на производство.

Дополнительные возможности в профессиональной версии — ана­лиз бюджетной эффективности, анализ чувствительности и устойчи­вости проекта.

3. Программный продукт серии «ИНЭК-Аналитик» фирмы «ИНЭК» представлен линейкой программных продуктов с возрастающей функциональностью (от «ИНЭК-АДП» до «ИНЭК-Ходдинг», а также версией «Банковский аналитик»). «ИНЭК-Аналитик» предлагает «закрытые» программные продукты, в которых объединены в одном инструменте рет­роспективный финансовый анализ и планирование деятельности. В пер­вом случае оценивается финансовое состояние действующего предприя­тия на основе его финансовой отчетности, во втором — рассматривается отдельный проект и его реализация на действующем предприятии. К числу сильных сторон этого программного продукта относятся:

1) хорошо проработанная методология производственно-экономи­ческого и финансового анализа;

2) широкий набор возможностей для анализа инвестиционных про­ектов (расчет интегральных показателей эффективности, анализ чувствительности и др.);

3) возможности для подготовки различных отчетов, графиков, ана­литического финансового заключения.

Определенные неудобства связаны с подготовкой и экспортом от­чета в Word, когда в подготовленный в программе отчет не удается включить дополнительный текст, что можно сделать уже непосред­ственно в Word. Интерфейс программы несколько перегружен. Не­сколько ограничены возможности для проведения проектного анали­за в части представленных методик.

4. Программные продукты Project Expert и Prime Expert, развивае­мые компанией «Эксперт Системс» (группа «Про-Инвест»). Подход этой компании ориентирован на создание продуктов, использующих преимущества «закрытых» систем и дополненных удобным интерфей­сом, полным спектром методик проектного анализа, возможностями их гибкой настройки.

Project Expert представляет собой компьютерную аналитическую си­стему, предназначенную для моделирования бизнеса, разработки бизнес-плана и анализа инвестиционных проектов на основе создаваемой в про­грамме финансовой модели.

Project Expert обеспечивает:

• моделирование бизнеса в рамках отдельного проекта (start-up) или компании (продаж, закупок, производства, планируемых ин­вестиций, параметров экономического окружения и пр.);

• получение на основе финансовой модели прогноза денежных по­токов от планируемой деятельности;

• учет исходного состояния компании на начало проекта;

• формирование прогнозных финансовых отчетов и дополнитель­ной управленческой отчетности;

• определение потребности в финансировании, моделирование его схемы и структуры;

• анализ проекта — расчет финансовых и инвестиционных показате­лей, проведение анализа чувствительности, безубыточности, при­быльности подразделений, сценарного и статистического анализа, оценки стоимости бизнеса доходным и сравнительным методами;

• оценку эффективности участия в проекте для потенциальных ин­весторов;

• финансовое моделирование холдинга, совместный анализ груп­пы проектов;

• подготовку отчетов по результатам анализа — собственно финан­сового плана проекта, полной структуры бизнес-плана, различ­ных пользовательских отчетов.

Структура бизнес-плана соответствует методике UNIDO. Финан­совая отчетность соответствует рекомендациям МСФО. Предусмот­рена ее детализация и формирование дополнительных форм прогноз­ной управленческой отчетности. Существует возможность создания собственных аналитических показателей, описания их сложных зави­симостей, что обеспечивает создание моделей, адекватных решаемым задачам.

Преимущества Project Expert:

1) возможности создания и анализа финансовых моделей проекта (группы проектов), компании с учетом решаемой задачи и раз­ной степени детализации;

2) проведение проектного анализа в полном объеме, включая фи­нансовый и инвестиционный анализ, оценку эффективности и рисков проекта с учетом неопределенности;

3) гибкая настройка, адаптивная структура описания внешней среды бизнеса (инфляции, налогового окружения и др.) с учетом рос­сийских особенностей;

4) удобный интерфейс, возможность эффективного проведения расче­тов и подготовки проекта с точки зрения временных затрат и кор­ректности вводимых данных.

Работа с системой Project Expert в самом общем виде предполагает итерационное выполнение определенной последовательности основ­ных шагов.

Шаг 1. Построение модели компании и описание ее макроэконо­мического окружения.

Шаг 2. Предварительный анализ показателей эффективности про­екта.

Шаг 3. Доработка проекта с учетом результатов анализа.

Шаг 4. Определение потребностей в финансировании проекта и моделирование условий его привлечения.

Шаг 5. Анализ проекта (с учетом финансирования).

Шаги 2-5 выполняются до получения приемлемого результата.

Шаг 6. Формирование текста бизнес-плана, печать итоговых таб­лиц и отчетов.

Основные термины

Аналитическая система для бизнеса, финансовая модель.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем преимущества от использования ПК и программных про­дуктов в процессе бизнес-планирования?

2. Возможна ли, на ваш взгляд, полная автоматизация процесса раз­работки бизнес-плана?

3. Назовите сильные и слабые стороны пакета «Альт-Инвест».

4. Каковы основные модули и их функции в комплексе «Мастер­ская бизнес-планирования»?

5. Что представляет собой пакет Project Expert и какова область его применения?

6. В чем состоят основные преимущества пакета Project Expert?

7. Назовите последовательность шагов при работе с Project Expert.

ГЛОССАРИЙ

Абсолютный потенциал рынка — соответствует общему объему продаж (в натураль­ных или стоимостных показателях), который наблюдался бы, если бы каждый потен­циальный пользователь потреблял товар с оптимальной частотой и в максимальном объеме.

Амортизация объектов основных средств — денежная форма выражения износа основ­ных средств. Представляет собой процесс перенесения по частям (по мере износа) стоимости основных средств на создаваемую с их помощью продукцию.

Амортизационные отчисления — представляют собой величину стоимости, включае­мую посредством амортизации в себестоимость продукции (услуг).

Анализ безубыточности — метод, позволяющий определить точку безубыточности, в которой общая выручка от продаж будет равна суммарным издержкам на проданную продукцию, т. е. в которой предприятие будет способно покрыть все свои затраты без получения прибыли.

Анализ цепочки ценности (по М. Портеру) — рационализированный и структуриро­ванный способ рассмотрения процессов создания стоимости (по основным и вспомо­гательным видам деятельности) и связанных с ними затрат.

Анализ чувствительности — метод, позволяющий определить степень влияния отдель­ных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта.

Аналитическая информация — информация, необходимая в планировании и полу­чаемая в результате использования методов технико-экономического, финансового и маркетингового анализа.

Аналитическая система для бизнеса — информационная система, поддерживающая решение ключевых задач стратегического управления компанией.

Баланс (Balance Sheet) — финансовый документ, который характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на опреде­ленную дату.

Баланс материальный — система показателей, характеризующая степень соответствия имеющихся в наличии ресурсов (по отдельным видам продукции) и потребностей в них.

Баланс стоимостный — используется при разработке финансовых планов, согласова­нии доходов с расходами. Реализуется в финансовом планировании при разработке прогнозного баланса предприятия.

Баланс трудовой — система показателей, характеризующих численность и состав тру­довых ресурсов, их распределение и использование.

Балансовый метод — метод планирования, суть которого заключается в том, что путем построения балансов достигается сравнение и увязка имеющихся в наличии ресур­сов с потребностями в них. Балансы подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные.

«Бизнес-ангел» — богатый человек, который обеспечивает венчурный (рисковый) ка­питал для начинающей (start-up) компании; непрофессиональный вкладчик капита­ла в рискованные проекты.

Бизнес-идея — концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предла­гаемой потребителю.

Бизнес-модель — упрощенное, концептуальное представление бизнеса и механизма его функционирования, описывающее логику и способы ведения бизнеса в некото­рой форме, отличной от их реального воплощения. Бизнес-модель характеризует то, каким образом компания ведет свой бизнес, действует и конкурирует на рынке, какие ключевые факторы, уникальные возможности и компетенции определяют ее успех.

Бизнес-план — 1) письменный документ, который представляет собой сводный план раз­вития предпринимательской деятельности; он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты раз­вития бизнеса; 2) основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый ин­вестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффектив­ность проекта.

Бизнес-планирование — процесс разработки бизнес-плана. Представляет собой упо­рядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой инфор­мации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения ощутимого результата в виде целостной системы принятых управленческих решений.

Бухгалтерская норма доходности — показатель, который рассчитывается как отноше­ние среднегодовой прибыли к среднегодовому размеру инвестиций.

Валовая прибыль — показатель, который рассчитывается как разница между чистыми продажами и прямыми (переменными) затратами.

Внешняя информация — информация, характеризующая внешнюю среду бизнеса, а имен­но: состояние рынка и конкурентов, прогнозы процентных ставок и цен, налоговую по­литику и политическую ситуацию, инфляционные процессы и курсы валют.

Внутренняя информация — информация, которая возникает в самой системе планиро­вания и управления и отражает в различные периоды времени цели (целевые показате­ли) и результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее подразделений. Эти данные измеримы, зафиксированы в управленческих документах и содержат точ­ные сведения.

Внутренняя норма доходности — показатель, который рассчитывается путем нахожде­ния ставки дисконтирования, при которой приведенная стоимость будущих поступле­ний (доходов) равна приведенной стоимости потока выплат (затрат) на проект, т. е. при которой чистая приведенная стоимость равна нулю.

Данные — подробные исходные сведения о конкретных производственных операциях, процессах или сделках.

Денежный поток предприятия — совокупный операционный, инвестиционный и фи­нансовый денежный поток.

Денежный поток проекта (свободный денежный поток) — представляет собой сово­купный инвестиционный и операционный денежный поток.

Дефлированные цены — прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированно­го момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

Дисконтирование — процесс определения приведенной стоимости будущих платежей и поступлений, обратный начислению сложного процента.

Дисконтированный срок окупаемости — период времени, в течение которого первона­чально вложенный капитал может быть погашен с заданной (требуемой) нормой до­ходности.

Доля рынка, контролируемая фирмой, — отношение объема продаж ее товара к обще­му объему продаж.

Запас прочности — показатель, показывающий, насколько может сократиться объем продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки. Он характеризует уровень риска: чем меньше значение запаса прочности, тем выше риск попадания в область убытков.

Инвестиции — средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том чис­ле имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты пред­принимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) дос­тижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект (Investment Project) — объект реального инвестирования, содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуще­ствления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную до­кументацию.

Индекс прибыльности — показатель, который рассчитывается как отношение приве­денной стоимости денежных поступлений (доходов) от проекта к приведенной сто­имости выплат (расходов) на проект, включая первоначальные инвестиции.

Инфляция— повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Для ха­рактеристики инфляции используют следующие показатели: общий индекс инфля­ции, уровень инфляции.

Информация — сообщение, содержащее новое, дополнительное знание и уменьшаю­щее неопределенность у получателя в той области, к которой оно относится.

Кадровая политика — система правил и норм работы с персоналом, обеспечивающая процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выб­ранной стратегией организации.

Календарный план работ — отражает перечень и последовательность проведения от­дельных работ, сроки выполнения мероприятий, связанных с реализацией проекта.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое пе­ревооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инст­румента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Ключевые факторы успеха — те аспекты или особенности деятельности, которые ком­пания обязана иметь или хорошо осуществлять, чтобы добиться успеха в конкретном бизнесе. К ним относятся определенные навыки, опыт, квалификация и свойства, от­носящиеся к продукту /услуге или технологии, которые могут быть использованы для создания конкурентного преимущества.

Ликвидность— способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязатель­ства (текущие пассивы) за счет ликвидной части активов. Краткосрочные обязатель­ства (текущие пассивы) — это те задолженности предприятия, которые нужно пога­сить в течение одного года (счета, подлежащие оплате).

Маркетинговая программа — детальная проработка плана маркетинга, включающая описание основных этапов работ, необходимых ресурсов (финансовых, материаль­ных, людских), сроков проведения мероприятий, и распределение обязанностей меж­ду ответственными исполнителями.

Методика планирования — совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции.

Методика ЮНИДО (UNIDO) — методологическая основа для подготовки и проведе­ния технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Выполняет роль единой базы, некоторого своего рода универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам и менеджерам разных организаций (министерств, банков, инвестиционных фондов, консультационных фирм и др.).

Методология планирования — выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и дости­жения его целей.

Методы в планировании — некоторые способы, приемы, процедуры, имеющие суще­ственное значение для решения той или иной задачи.

Налоговое окружение проекта — информация, отражающая выбранную систему на­логообложения предприятия. Включает в себя полный перечень налогов (сборов, ак­цизов и иных аналогичных платежей), способы их расчета (налоговую ставку и базу для налогообложения), а также периодичность выплат налога (сроки уплаты), льго­ты по налогу.

Норма — установленная мера, предельное количество чего-либо, допускаемое прави­лом, планом.

Норматив — расчетная величина, которая определяет установленные требования к чему-либо. Он представляет собой плановый показатель (технический, экономический и др.) норм, в соответствии с которым должна выполняться какая-то программа.

Нормативный метод — метод планирования показателей, суть которого заключается в том, что, опираясь на метод аналогии между объектами или процессами и на основе заранее установленных норм и нормативов, рассчитывается потребность хозяйству­ющих субъектов в ресурсах и в их источниках.

Общая выручка от продаж — показатель, отражающий стоимость планируемого объема продаж по отпускным ценам за расчетный период (по факту, в кредит, с предоплатой).

Операционные конкурентные преимущества — характеристики операций по основ­ным или вспомогательным видам деятельности, дающие компании устойчивые пре­имущества над конкурентами, обеспечивая либо экономию на затратах и приводя к меньшим издержкам, либо дополнительную (ббльшую) ценность для потребителя, что связано с повышением качества или улучшением потребительских характерис­тик товара.

Организационная структура управления — состав звеньев и связи между ними по уровням управления, отражающие распределение видов деятельности и функций, а также прав, обязанностей и ответственности между членами руководящего состава предприятия.

Отличительные компетенции — набор уникальных характеристик или способностей компании, которые создают особую ценность для потребителя. Они отличают компа­нию в глазах клиентов от ее конкурентов, обеспечивая ей получение значительной прибыли.

Партисипативное планирование — планирование, основанное на принципе участия. Принцип участия предполагает, что важнейшим продуктом планирования является сам процесс, поэтому главные выгоды дает участие в этом процессе. Принцип учас­тия подразумевает, что никто не может эффективно планировать для кого-то другого.

Первичная информация — сведения, специально собираемые для решения конкрет­ной проблемы или вопроса.

Первичный спрос на товар — совокупный объем покупок, совершаемых определенной группой потребителей на определенном географическом пространстве в определен­ный период времени и в определенной экономической и конкурентной среде.

Первоначальные инвестиционные издержки — инвестиции, состоящие из суммы ос­новного капитала (издержки по инвестициям в основной капитал плюс предпроиз-водственные расходы) и чистого оборотного капитала.

План (система планов) — результат планирования.

Планирование — вид управленческой деятельности по определению будущего управ­ляемой системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов.

План денежных потоков (Cash Flow) — финансовый документ, отражающий потоки де­нежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности пред­приятия за период.

План прибылей и убытков (Income Statement) — финансовый документ, который пока­зывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за оп­ределенный период.

План продаж — плановый документ, в котором отражены принятые решения и намерения руководства оказать влияние на объем продаж через реализацию ряда определенных за­планированных действий (например, увеличение численности работников сбыта, усиле­ние рекламы и продвижения товара на рынок и др.). Он показывает и предполагаемые необходимые затраты по сбыту, характеризующие в стоимостном выражении объем и характер маркетинговых усилий.

План производства продукции (производственная программа)— определяет необхо­димый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по но­менклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Планирование — это вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы, постановке целей, выбору путей и способов их дос­тижения, разработке на этой основе планов (плановых заданий), распределению не­обходимых ресурсов. Оно представляет собой ориентированный в будущее, регулярно повторяющийся про­цесс принятия решений, который осуществляется как на уровне предприятия в целом, так и его отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подси­стем, отдельных работников).

Планирование и анализ сценария — структурированный метод разработки альтерна­тивных картин будущего состояния внешней среды.

Плановые показатели — целевые ориентиры, характеристики результатов деятельно­сти предприятия.

Платежеспособность предприятия — наличие у него денежных средств и их эквива­лентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немед­ленного погашения.

Постоянные (накладные) расходы — расходы, связанные с хозяйственной деятельно­стью предприятия, которые нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, заказа, услуги. Обычно их принято подразделять на три категории расходов: управленческие, коммерческие (расходы на маркетинг и сбыт) и прочие расходы.

Потенциал рынка (потенциальная емкость рынка по товару) — принципиально воз­можный объем продажи товара в зависимости от общей экономической и политичес­кой ситуации в данной стране. Демонстрирует верхний предел объема сбыта товаров (в физических единицах или в стоимостном выражении) за определенный период времени.

Предпроизводственные расходы — расходы, связанные с созданием нового предпри­ятия (государственная регистрация, изготовление печати, открытие счета в банке, получение необходимых лицензий и сертификатов), проведением подготовитель­ных исследований (ТЭО, функциональные исследования), а также предпроизвод­ственные маркетинговые издержки, расходы по продвижению, созданию сбытовой сети, расходы на обучение персонала и т. п.

Прибыль от продаж — показатель, который определяет разницу между валовой при­былью и постоянными (накладными) расходами.

Принцип холизма (единства, по Р. Акоффу) — планирование «сразу всеми», соглас­но которому «чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости». Состоит из двух частей: принципа коорди­нации и принципа интеграции.

Принцип координации — суть его сводится к тому, что деятельность звеньев одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими.

Принцип интеграции — суть его состоит в том, что планирование, осуществляемое не­зависимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным, как планирова­ние во взаимозависимости на всех уровнях.

Прогноз — это предвидение, предсказание возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт.

Прогноз продаж — предполагаемый ежегодный и ежемесячный (для первого года) объем продаж (в натуральном выражении), а также доход от продаж (выручка от реализации продукции) в стоимостном выражении на планируемый период.

Прогнозирование— это процесс разработки прогнозов, предсказание будущего харак­тера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем.

Прогнозные цены — это цены, ожидаемые (с учетом инфляции) в течение будущих шагов расчета в проекте.

Программа — как правило, включает несколько взаимосвязанных проектов, которые представляют собой набор различных планируемых на определенный временной пе­риод мероприятий и планов, направленных на достижение определенных целей.

Проект — 1) комплекс документов, содержащих цель предстоящей деятельности и оп­ределение комплекса действий, направленных на ее достижение; 2) ограниченный во времени комплекс действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), на­правленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повто­ряться когда-либо еще в будущем.

Производственная мощность предприятия — максимально возможный выпуск продук­ции (в определенной номенклатуре и ассортименте) или объем добычи и переработки сырья, которое может быть заготовлено в течение определенного периода времени (обыч­но за год). Различают следующие виды мощности: достижимая и номинальная.

Производственная программа — намеченный к осуществлению план, включающий в себя ассортимент и необходимые объемы выпуска продукции в определенные перио­ды времени.

Простой срок окупаемости (период окупаемости) — минимальный временной период (от начала осуществления проекта), в течение которого поступления от операцион­ной (производственной) деятельности предприятия покроют инвестиционные затра­ты на проект.

Прямые (переменные) производственные затраты — затраты, непосредственно свя­занные с производством, величина которых изменяется прямо пропорционально из­менению объемов производства. Соотносятся с конкретными видами продукции (ра­бот или услуг) и могут быть отнесены на единицу изделия.

Расчетно-аналитический метод — метод планирования, суть которого заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в планируемом периоде рассчитываются плановые величи­ны этих показателей.

Релевантная информация — информация, которая является значимой и существен­ной для процесса принятия плановых решений, адекватная решаемым задачам.

Рентабельность— комплексный показатель, характеризующий экономическую эффек­тивность деятельности предприятия, степень использования ресурсов (рентабельность активов, капитала, продукции).

Риск — вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополуче­ния доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления проекта. Риск — это «опасность, возможность убытка или ущерба».

Сегментирование — процесс разделения рынка на группы потребителей со схожими запросами и покупательскими характеристиками.

Синектика — комбинация различных методов (количественные, качественные, интуиции, догадки и др.) в целях нахождения рациональных решений в процессе планирования.

Система планирования — совокупность элементов (информация, организация и про­цедуры планирования, принятие решений, стимулирование и т. д.), интегрированных в упорядоченной структуре.

Стратегические группы — группы фирм отрасли, являющиеся вашими прямыми кон­курентами, которые используют аналогичные стратегии поведения на рынке.

Стратегическое планирование, ориентированное на рынок, — это управленческий про­цесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ре­сурсов организации и новых рыночных возможностей. Цель стратегического плани­рования — создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на ее успешное развитие и достижение поставленных целей.

Стратегия компании — комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, на­правленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. Вы­деляют три уровня разработки и реализации стратегии: корпоративную стратегию, стратегию бизнес-уровня (бизнес-стратегию) и функциональную стратегию.

Корпоративная стратегия — характеризует общее направление развития организации в целом, дает видение общей картины будущего. Она определяет направления и об­ласть деятельности компании в условиях тех отраслей и рынков, в которых она фун­кционирует.

Бизнес-стратегия — относится к каждому направлению бизнеса. Она определяет при­емы и методы борьбы за рынок и покупателя, отвечает на вопрос: как мы конкуриру­ем? В сравнении с корпоративной стратегией, бизнес-стратегия в большей мере отра­жает операционный взгляд на деятельность организации. Она более детализирована и рассчитана на менее длительную перспективу.

Функциональная стратегия — задает определенное направление деятельности отдель­ного подразделения компании, например службы маркетинга, финансов, кадровой службы, исследований и разработок и т. д. Ориентирована на поддержание бизнес-стратегии.

Сценарий — представляет собой детальное, внутренне последовательное описание того, на что может быть похоже будущее, основанное на ряде предположений, которые осо­бенно важны для развития экономики, отрасли или технологии.

Текущие цены — это цены, предусмотренные в проекте без учета инфляции.

Текущий потенциал рынка — это предел, к которому приближается первичный спрос при совокупном объеме маркетинговых усилий, стремящихся к бесконечности, в дан­ной среде и в данный отрезок времени.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) (Feasibility Study) — сбор необходимой информации и проведение исследования целесообразности реализации промыш­ленного инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиций. Подготов­ка ТЭО проводится на определенной (прединвестиционной) стадии разработки проекта с целью подготовки и последующего принятия инвестиционного реше­ния о финансировании проекта.

Точка безубыточности — показатель, который характеризует уровень физического объе­ма продаж (или уровень продаж в стоимостном выражении) на протяжении определенного периода времени (месяца, квартала, года), за счет которого предприятие покрывает свои издержки, т. е. работает безубыточно.

Уникальное торговое предложение (USP)( Unique Selling Proposition) — отчетливое пред­ложение товара потребителю, подчеркивающее отличие продукта (услуги) от аналогич­ных, предлагаемых конкурентами.

Финансовая модель — это искусственно созданная система математических уравнений, логических утверждений и данных, которые описывают механизм функционирования моделируемого объекта во времени и взаимодействия переменных, характеризующих финансовую, инвестиционную и операционную деятельность объекта (например, пред­приятия). Финансовая модель связана с реальным объектом отношением подобия и предназна­чена для получения новой финансово-экономической информации об этом объекте (например, о денежных потоках проекта, финансовых и экономических показателях деятельности предприятия).

Форма планирования — совокупность различных типов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии.

Цель — желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.

Чистая выручка от продаж — показатель, отражающий общую выручку от продаж за вычетом налогов с оборота (НДС, акцизов, таможенных платежей и др.).

Чистая прибыль — показатель, который определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль, а также других платежей, исчисление которых осуществляется из прибыли предприятия.

Чистая приведенная стоимость — показатель, который определяется как разница меж­ду приведенной стоимостью потока будущих поступлений (результатов) от проекта и приведенной стоимостью потока выплат (затрат) в течение всего прогнозируемого периода. Характеризует абсолютный результат проекта.

Экспресс-анализ и экспресс-оценка бизнес-плана — способы оперативной диагно­стики бизнес-плана, осуществляемые за короткий период времени без детальной про­работки. Проводятся с целью определения степени соответствия бизнес-плана требо­ваниям инвестора (кредитора), а также его пригодности для дальнейшего детального рассмотрения и последующего финансирования.

Наши рекомендации