Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль

· Осуществляют органы государственной власти и управления.

· Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль.

Проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств.

Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль.

· Проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами)

· В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль.

· Выполняют отдельные общественные лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль

· Осуществляют аудиторские фирмы и службы.

· Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль.

· В Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации.

· Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата РФ.

· Осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

· В ее задачи входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

· Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

· Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональный власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов в РФ и его органы на местах

Контроль за состоянием Федерального бюджета.

· Контроль за состоянием Федерального бюджета РФ и его исполнением и осуществляют созданные при высшем законодательном органе Департамент управления делами и контроля, Департамента бюджетной политики и методологии, Департамента финансовой политики и др.

· В их задачи входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства.

· Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства.

· Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

· Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими.

· Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы.

Федеральная налоговая функция

· Весьма эффективным является контроль, осуществляемый федеральной налоговой службой, которая осуществляет государственный контроль:

o За соблюдением законодательства о налогах и сборах

o Правильностью их исчисления

o Полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.

· Несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Независимый финансовый контроль (аудит)

· Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.

· В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Аудит

· Основными целями внешних аудиторских проверок являются:

· Проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности.

· Экспертиза финансово-хозяйственного состояния.

· Оценка платежеспособности.

· Разработка рекомендации по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

· Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства.

Финансовый контроль по срокам проведения.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

· Предварительный;

· Текущий;

· Последующий;

Предварительный финансовый контроль.

· Производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п.

· Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль

· Осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций.

· Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности просчетов с бюджетом.

· Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки.

· Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль.

· Организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций.

· Основными его задачами являются:

o Выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

o Возмещение нанесенного ущерба;

o Привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц;

o Принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетная система.

· Определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

· Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

· Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

· Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

· Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

· По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются:

· На унитарные;

· Федеративные;

· Конфедеративные;

Унитарное государство

· Форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.

· В стране действует единая конституция, общая для всех систем права; единые органы власти; централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

· Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство

· Форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.

· Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Пример: Российская Федерация, США, Швейцария.

Наши рекомендации