Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль
· Осуществляют органы государственной власти и управления.
· Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль.
Проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств.
Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль.
· Проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами)
· В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль.
· Выполняют отдельные общественные лица на добровольных началах.
Независимый финансовый контроль
· Осуществляют аудиторские фирмы и службы.
· Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Государственный финансовый контроль.
· В Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации.
· Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.
Счетная палата РФ.
· Осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.
· В ее задачи входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.
· Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
· Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональный власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов в РФ и его органы на местах
Контроль за состоянием Федерального бюджета.
· Контроль за состоянием Федерального бюджета РФ и его исполнением и осуществляют созданные при высшем законодательном органе Департамент управления делами и контроля, Департамента бюджетной политики и методологии, Департамента финансовой политики и др.
· В их задачи входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства.
· Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства.
· Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
· Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими.
· Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы.
Федеральная налоговая функция
· Весьма эффективным является контроль, осуществляемый федеральной налоговой службой, которая осуществляет государственный контроль:
o За соблюдением законодательства о налогах и сборах
o Правильностью их исчисления
o Полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.
· Несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.
Независимый финансовый контроль (аудит)
· Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
· В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.
Аудит
· Основными целями внешних аудиторских проверок являются:
· Проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности.
· Экспертиза финансово-хозяйственного состояния.
· Оценка платежеспособности.
· Разработка рекомендации по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.
· Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства.
Финансовый контроль по срокам проведения.
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
· Предварительный;
· Текущий;
· Последующий;
Предварительный финансовый контроль.
· Производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п.
· Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль
· Осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций.
· Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности просчетов с бюджетом.
· Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки.
· Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль.
· Организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций.
· Основными его задачами являются:
o Выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
o Возмещение нанесенного ущерба;
o Привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц;
o Принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Бюджетная система.
· Определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
· Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
· Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
· Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
· Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
· По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются:
· На унитарные;
· Федеративные;
· Конфедеративные;
Унитарное государство
· Форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.
· В стране действует единая конституция, общая для всех систем права; единые органы власти; централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.
· Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.
Федеративное государство
· Форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.
· Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Пример: Российская Федерация, США, Швейцария.